Найти тему
F1 CHAMPIONSHIP🏆

Пит-стоп в Formula 1

Оглавление

Пит-сто́п — техническая остановка машины во время гонки для выполнения смены шин, быстрого ремонта и проверки технического состояния машины. Для успешного выполнения пит-стопов необходима согласованная работа всех членов команды, отточенная на многочисленных тренировках. В некоторых автоспортивных сериях выполнение обязательного пит-стопа является неотъемлемой частью гонки, а стратегия и время, затрачиваемое на пит-стоп, зачастую оказываются решающими для победы в соревновании.

Порядок действий

1.Сообщение о пит-стопе.

Команда информирует гонщика по радиосвязи, что она готова принять машину.

Либо сам гонщик сообщает команде, что требуется остановка.

2.Подготовка к пит-стопу.

Бригада механиков выходит на пит-лейн с необходимым оборудованием.

Гонщик на текущем круге вместо того, чтобы продолжить гонку, сворачивает на заезд на пит-лейн.

3.Ограничение по скорости.

Заезд на пит-лейн заканчивается белой линией, которая указывает на начало действия ограничения скорости (обычно 60 или 80 км/ч, зависит от конкретного трека). Гонщик должен подвести машину к этой отметке со скоростью, меньшей или равной ограничению, чтобы не получить штраф.

В помощь гонщику машина оборудована ограничителем оборотов, который не позволяет болиду превысить определённое число оборотов двигателя (а следовательно, и определённую скорость на первой передаче). Обычно ограничитель настроен с небольшим запасом (например, на 59 или 78 км/ч).

Ограничение по скорости действует до отметки на выезде с пит-лейн.

4.Перемещение по пит-лейн.

Выезд болида с пит-лейна
Выезд болида с пит-лейна

Гонщик с максимально разрешённой скоростью должен передвигаться по пит-лейн до боксов своей команды.

Для того, чтобы помочь гонщику, старший механик обслуживающей его бригады выходит с табличкой («леденцом»), указывая место поворота к боксам команды.

5.Остановка в боксах.

Все операции над машиной запрещены до момента её полной остановки в боксах.

Задача пилота — остановиться перед своими механиками максимально точно в отведённом пространстве. Если он будет подъезжать с недостаточной скоростью, то придётся прикладывать дополнительные усилия. Если он подъедет со слишком большой скоростью, то попросту проскочит точку остановки.

При остановке следует ориентироваться либо на то место, где один из механиков держит механический домкрат для передней части машины, либо на механиков спереди, которые держат руку так, что при правильной остановке середина передней шины будет точно под их рукой.

6.Работа над машиной.

Два механика, спереди и сзади, приподнимают машину. Если смена резины не требуется, то эта операция не выполняется. Если переднее антикрыло повреждено, соответствующий механик сначала меняет разбитую деталь. Если повреждено заднее, то оно либо меняется, либо гонщик сходит с дистанции.

В современной формуле используется система электронного светофора. Как только он загорится зелёным, то пилот может выезжать с пит-стопа.

Рядом с каждым колесом находится по три механика: один — для того, чтобы забрать снятое колесо, один подает колесо из свежего комплекта и ещё один — непосредственно снимающий и надевающий колесо гайковёртом. Закрепив колесо, он поднимает руку, сигнализируя об окончании работы. Обычно при согласованной работе механиков замена резины занимает 2,5-3 секунды. Рекорд — 1,82 секунды, поставленный командой Red Bull Racing

После смены колёс машину опускают на асфальт с подъёмников.

Ещё два механика прочищают воздухозаборники болида.

Один механик протирает забрало шлема гонщика.

Механики также могут выполнять и другие операции, как то: изменение угла атаки антикрыльев, снятие датчиком характеристик шин и так далее. Ещё один стоит со стартером на случай, если болид заглохнет (у «формулы-1» нет электрического стартера).

7.Возвращение на трассу.

Ответственность за выпуск машины на трассу несёт только старший механик. Как только он убедился в том, что все работы над машиной завершены, никто не находится на пути движения машины и по пит-лейн вблизи боксов не проезжает ни одна машина, он поднимает табличку, выпуская гонщика с пит-стопа.

По пересечении линии, которая отменяет ограничение скорости, пилот отключает ограничитель оборотов.

Выезд с пит-лейн отделяется от трассы белой линией, пересекать которую выезжающий с пит-лейна гонщик не имеет права, чтобы не создавать аварийных ситуаций для более быстрых болидов.

Поскольку на машине стоит не прогретый до рабочей температуры комплект резины, то один или два круга в гонке уйдёт на то, чтобы шины дошли до рабочей температуры. В настоящее время в Формуле-1 используются термочехлы для предварительного прогрева шин перед стартом гонки или перед установкой их на болид.