Найти тему

Сага о Марвине Кремере. Часть 8. Без карт и компаса. Опять в южной Атлантике. Почти дома. Осталось дойти на север.

После трудного перехода южной частью Тихого Океана из Новой Зеландии, минуя мыс Горн, яхта дошла до Фолклендских островов на самом юге Атлантики. " Глобе Стар" ошвартовалась у причалов военно-морской базы Великобритании, в Порт-Стенли. Здесь участники экспедиции почувствовали себя в безопасности и полном комфорте, среди радушных к ним военных моряков - англичан. Неравнодушный читатель после этих слов почувствует легкое разочарование. Где же опасные приключения? Где сороко-узловые и более того шторма Южного океана на предшествующем переходе? Где 12 ти метровые океанские волны? Почему яхта, которая большую часть пути шла попутным курсом ни разу не легла парусами на воду, ни разу провернулась мачтой вниз, совершив оверкиль? Где героические моменты этой эпохальной экспедиции, в которых проявилось мужество, стойкость и мастерство и экипажа? Поломки были, но они оказались не фатальными. В ремонтных мастерских военно морской базы Великобритании на Фолклендских островах нашёлся сварщик, он всё отремонтировал. Но обо всём этом, и не так уж и подробно немного позже.

О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

"Глобе Стар" у причалов военно-морской базы Великобритании на Фолклендских островах
"Глобе Стар" у причалов военно-морской базы Великобритании на Фолклендских островах

Здесь на юге Атлантики завершилась основная часть экспедиции и эксперимента: «Плавание вокруг света», которое прошло из южной части атлантического океана через мыс Доброй надежды на юге Африки до южной Австралии и Тасмании, а затем от Новой Зеландии минуя мыс Горн, яхта оказалась опять в южной Атлантике. Смотрите опубликованный маршрут.

                                                 Опубликованный маршрут экспедиции
Опубликованный маршрут экспедиции

Здесь немного повторение "пройденного". Экспедиция двигалась на с запада на восток, «строго» придерживаясь курса на восток по параллели одной широты. Получилось идти где-то между 35 и 40 градусами южной широты. В своих интервью капитан Марвин Кремер говорит, что путешественники применили, в дословном переводе: «Способ параллельного плавания», известный с самых древних времён. Яхта двигалась курсом на восток, или на восход в начале дня, в полдень солнце отклонялось в зенит и набирало наибольшую за день высоту на траверзе правого борта, к концу дня уходило на запад и «падало» в море. Смотрите схему дневного хода солнца по небосводу, в северном и южном полушариях.

                                                 Видимый ход солнца в северном полушарии
Видимый ход солнца в северном полушарии
                                       Видимый ход солнца в южном полушарии
Видимый ход солнца в южном полушарии

Приведенные схемы иллюстрируют изменение траектории и высоты солнца с учётом времён года для средних широт. Отдельно выделяются дни осеннего и весеннего равноденствия, когда продолжительность светового дня и ночи равны. Дни летнего (когда день начинает по времени уменьшаться) и зимнего солнцестояния (когда день начинает прибавляться). При определении курса, если внимательно посмотреть на схемы, приходится иметь в виду, что в одних случаях на восходе солнце немного забегает «на север», в других случаях немного забегает «на юг». И только в дни осеннего и весеннего равноденствия Солнце восходит «строго» на востоке и заходит «строго» на западе. В ночное время для ориентирования приходилось использовать Луну. Луна светит нам отраженным от себя светом Солнца. Луна на небосводе появляется с отставанием от Солнца в половину суток, примерно в 12 часов. Солнце и Луна «работают» в противофазе. Солнце и его отражение Луна «ходят» друг за другом по небосводу, никогда не появляясь вместе. Солнце заходит, «падает» в море на западе на востоке восходит Луна. Луна заходит, солнце восходит на востоке. Наибольшую высоту Луна набирает в полночь, за это время принято считать 1 час ночи. Полная луна наблюдается подобно солнцу. Для молодой и стареющей («рогатой») Луны есть оригинальный приблизительный способ определения сторон света (для широт средних). Если рога месяца мысленно соединить, то на горизонте в эта линия уткнётся в юг, для северного полушария. А для южного полушария аналогичная линия упрётся в север. Это примерно. Можно ориентироваться и по фазам Луны с учётом времени суток. Смотрите таблицу- схему «Наблюдение Луны в северном полушарии» и схему: «Наблюдение Луны в южном полушарии».

-5
                         Наблюдение луны по фазам в северном и южном полушариях
Наблюдение луны по фазам в северном и южном полушариях

Кроме наблюдения Солнца и Луны экспедиция наблюдала и звёзды, решающим для переходов в южной части Индийского океана и в южной части Тихого океана было наблюдение звезды Канопус.

Наблюдение звёзд в юном и северном полушариях. Для наших мореходов звезда Канопус имела ключевое "опорное" значение
Наблюдение звёзд в юном и северном полушариях. Для наших мореходов звезда Канопус имела ключевое "опорное" значение

Зафиксирована в интервью ситуация, когда звезда Конопус была в зените, т.е. была прямо над яхтой, над головами членов экипажа. Эта звезда имеет астрономическое склонение - 52,42 градусов и эти цифры равны южной широте, на которой, по всей видимости, находилась яхта. Всё это означает, что яхта значительно отклонилась на юг к ледяным полям Антарктиды. Эта ситуация помогла внести коррекцию в ошибках параллельного плавания, которая могла образоваться при отсутствии наблюдения небосвода днём и ночью в пасмурные дни, которых было не мало. При оптимальном течении плавания зенит этой звезды должен был находиться всегда южнее яхты, около 12 градусов, от заданной контрольной южной широты 40 градусов. Во время первого этапа и финишного этапов экспедиционного плавания члены экспедиции могли наблюдать также полярную звезду, по которой определяют север в северном полушарии. Также яхтсмены наблюдали и созвездие Южный Крест, по которому определяют юг в южном полушарии. Вот так, гипотеза о том, что на основе вышеизложенных примитивных наблюдений можно определять стороны горизонта, удерживать курс, и совершить кругосветное плавание, подтвердилась.

О героизме экипажа и нюансах перехода южным океаном сведения прессы очень скупы. Не героический герой, отставной профессор колледжа сделал все, чтобы ветер на переходе не был запредельно сильным , а всего лишь между 25 - 30 узлами, а волны не были запредельно большими за 10 метров высотой, как обычно бывает на этой акватории, а всего лишь около 6 метров. Он сделал всё, чтобы экипаж выжил и лодка дошла до порта назначения. И тут стоит преклониться перед его мужеством и мастерством яхтсмена. Предположительно во время перехода имел место около арктический "парад" циклонов и капитан смог провести свою яхту по периферийной менее опасной зоне акваторий этих циклонов (смотри Часть 7 этой Дзен Саги). Как раз в этом главный пафос. Они выдержали.

На Фолклендском архипелаге, на твердой земле со всеми бытовыми удобствами, включая неограниченный горячий душ и полноценное береговое питание, имея связь с домом, экипаж отдыхал более двух месяцев. Здесь счастливо встретили и Рождество. Здесь выполняли кое-какой ремонт и готовились к финишному переходу от Фолклендских островов на самом юге Атлантики на север в Делавэрский залив, в родную речку Делавэр. Специалисты ремонтных мастерских военно-морской базы устранили поломку, заполученную на предшествующем этапе экспедиции. По словам членов экспедиции, им сделали «неразрушимый румпель». Однако обо всём по порядку. Смотри фото.

Отремонтированный "неразрушимый" румпель - рычаг для непосредственного управления пером руля вместо штурвала. Был сломан при жестких погодных условиях предшествующего перехода в Тихом океане.
Отремонтированный "неразрушимый" румпель - рычаг для непосредственного управления пером руля вместо штурвала. Был сломан при жестких погодных условиях предшествующего перехода в Тихом океане.

На первый взгляд для не сведущего наблюдателя труба сломалась из-за того, что размер трубы румпеля был недостаточным, или первоначальная монтажная сварка была некачественной. Это конечно так, но и не только это. На этой ситуации остановимся, по возможности позже.

Прошли Рождество и Новый год. Состоялись приёмы у командующего военно-морской базы, а затем у губернатора Фолклендских островов. Прошёл и январь 1983 года. В очередной раз починили хлебо-печку, чтобы не оставаться без хлеба на маршруте. Если кто не знают, многие яхтсмены, находясь в длительных плаваниях пекут хлеб на борту для себя сами.

                          Марвин Кремер и испечённый им хлеб. Фото экспедиции.
Марвин Кремер и испечённый им хлеб. Фото экспедиции.

В очередной раз привели в чувство экспериментальную систему «Аргос» спутникового отслеживания яхты из «штаба» в США. Система работала так: на берегу могли отслеживать «по спутникам» перемещение яхты по океану, пока система была исправна. Но на борту у экипажа собственных координат не было, технически этого в алгоритме работы оборудования не было. В общем, односторонняя связь. Именно, для электропитания системы «Аргос» и были применены солнечные панели, ещё редкость в те времена.

. Солнечные панели с темными окружностями фотоэлектрических элементов на крыше рубки.
. Солнечные панели с темными окружностями фотоэлектрических элементов на крыше рубки.

От Фолклендских островов предполагалось пойти сначала к экватору на север, точнее немного на северо-восток, чтобы уклониться от встречного бразильского течения, смотрите маршрут экспедиции. Примерно от экватора предполагали войти в известное океанское течение Гольфстрим, которое должно было помочь яхте выбраться на север.

Схема. Океанские течения в Атлантическом океане.
Схема. Океанские течения в Атлантическом океане.

Как всё произошло на финишном участке перехода смотрите в продолжении.

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен
https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой всегда доступных на экране вашего смартфона на нашем сайте https://morakademy.ru/

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru на вот-сап +7 915 365 75 33, или через форму на сайте, подробности и дополнительная информация на сайте https://morakademy.ru/

@АБС