Найти тему
Слово об искусстве

СОВРЕМЕННАЯ СВАДЬБА: НОВОЕ И ТРАДИЦИОННОЕ

Современный свадебный обряд вбирает в себя традиционные, новые и заимствованные элементы. Обряды, связанные с человеком, его переходами в иные социальные слои со сменой статуса, являются наиболее жизнеспособными среди всего традиционного обрядового комплекса. Действительно, человек всегда встроен в сообщество. Его рождение, возрастание, переходы во взрослый возрасти уход из жизни обозначаются как минимум семейно, а иногда и при посторонних свидетелях по сей день. Свадебный обряд – один из самых красивых в русской традиции. Он не переставал быть таковым даже в годы советской власти. Однако именно в этот период он был очень сильно трансформирован в соответствии с требованиями общественного строя. Потерялись многие элементы, связанные с традиционным и христианским культом и бытом. На смену утраченному – появились новые: например, посещение советских памятников, возложение цветов к ним, фотографирование у вечного огня, в местах публичных прогулок – на виду у большого скопления народа. В настоящее время наблюдается своеобразное смешение советских ритуалов с возрождающимися старыми и пополнение обряда неоязыческими деталями, связанными с новыми суевериями. Новые вкрапления стали своего рода священно действиями, служащими, по мнению народа, закреплению уз брака, играющими роль оберегов. Если вспомнить о подлинной традиционной свадьбе, то оказывается, что все действо занимало по времени от двух недель до нескольких месяцев. Несомненно, что и в настоящее время такое может быть. Только не будем забывать, что в старину свадебные переговоры и встречи проходили в русле ключевых обрядовых слов, приговоров, песен и условий. В нынешнем обряде – большинство бесед ведется в бытовом типовом стиле, как повседневные разговоры в общении между людьми. А песни – вовсе отсутствуют, являясь недоступными по причине разрыва между поколениями в процессе передачи информации о ритуале. Крайне редко в деревенской или поселковой глубинке еще можно услышать кое-что из обрядовых памятников, которые исполняют старые родственницы или соседки. Часто подлинные свадебные песни заменяются близким и по содержанию современными лирическими. В традиционной свадьбе юридическая часть обряда поручалась отцам и закреплялась ударом по рукам, а также освидетельствованием перед «Миром» – соседями.

Современная свадьба не будет действительна без регистрации в загсе и печати в паспорте о семейном положении. Венчание же в старину носило обязательный характер, а теперь проводится по желанию. Несколько важных с позиции традиционного общества мероприятий в старину проходило с перерывом в определенное количество дней (как того требовала ситуация– подготовка приданого, подвенечных уборов и др.). Это были общие пиры, куда приглашалась молодежь. Например, Пропой или Запой, на котором обмывали сделку отцы, семьи, друзья и подруги, был предварительным пиром, а теперь это главный первый день свадьбы. Ведь после венчания в старину чаще всего гулял только клан жениха – праздновали пополнение в семье, «куплю» новых рабочих рук. Молодежь на такой пир не приглашалась. «Отдельными днями назначались продажа приданого, подвенечного убора жени-ха, «мокрая» баня, девичник. Теперь многое из этого отсутствует. Девичник и мальчишник носят характер расставания со свободной жизнью, но обставлены иначе. Первый день современной свадьбы вбирает в себя несколько традиционных обычаев: сбор свадебного Поезда (ныне вместо троек лошадей и повозок – машины украшаются по моде, но наличие колокольчиков в убранстве – древний обережный прием, ставший теперь декоративным); выкуп прохода к дому или квартире невесты; благословение отдельно жениха и невесты родителями (иногда); выезд к месту регистрации брака; катание – оповещение окрестностей о появлении новой семьи; встреча молодых родителями и семьей жениха с хлебом-солью; торжественный пир с дарением подарков, выкупанием чарки вина и глумлением над молодыми. Иногда из-за экономии в первый день современной свадьбы проникают и шуточные «втородневные» обычаи: кража невесты (пропажа ярочки), разыгрывание ряженых (подсадных жениха и невесты), выкуп «разгонного» торта (сладкого пирога). И наличие ведущего свадьбы – тамады (от тюркского «тамак» –«еда», т. е. ведущего застолья) – сродни с присутствием в традиционной русской свадьбе дружки. Так нынешний тамада нередко с большим интересом изучает традиционные приемы дружек, чтобы применить их во время застолья. Большее или меньшее следование традиции обсуждается теперь с заказчиками работы. По-прежнему молодых сажают «в красный угол» – узкое место за столом у всех на виду (но в старину это было под иконами), в знак их обособленности. Во время свадебных гуляний нередко вспоминают старинный ритуал посвящения молодой жены в хозяйки: прячут деньги в посуду и бьют ее, заставляя невесту выбирать денежки (как правило – металлические) из черепков, а потом и мести оставшийся мусор.

-2

Сохраняется иногда и дарение «кокурки» (встречается в Сосновском р-не Нижегородчины, автору статьи сообщили пожилые жительницы с. Селитьба). Это поднос с сушками из пресного теста, которых много, что означает пожелание чадородия будущей матери. На то же намекают и блюда из куриного мяса, в том числе – пирогкурник. Необходимо выделить новые обычаи на свадьбе, появившиеся в последнее время. Это обвязывание деревьев лентами (связь с календарными весенними обрядами) или привязывание бутылок с шампанским к ним, и замыкание счастья замочками на мосту. Манипуляции с лентами распространились в последнее десятилетие и одинаково популярны как в селе, так и в городе. Они являются трансформацией семицкого девичьего(иногда мальчишьего) обряда кумления с закрепом дружбы через повязывание ленты (подпояски) на березе. Само по себе повязывание символизирует и дарение (задабривание стихии земли), и закрепление доброго расположения, верности в дружбе (девушки с девушкой или парня с парнем – кумушек и кумовей). В некоторых случаях повязывание– это только загадывание на дружбу: будет крепкой – ленты не развяжутся, а ветки не разойдутся. В свадебной новой обрядности вязание лент на дереве, которое обособленно стоит и слывет в округе необычным, означает закрепление счастливого момента в жизни любящих молодоженов, магическое действие, направленное на улучшение будущих супружеских отношений. Этот прием возник не случайно. Если вспомнить, как часты были в советское время разводы и сколько безотцовщин при живых отцах выросло в послевоенное время, то станет ясно, что дети и внуки из неполных семей стремятся исправить жизнь в своих семьях, создавая крепкий брак. Боязнь повторить путь родителей толкает молодых к созданию способов закрепления счастья. Связывание ветвей, подсмотренное на этнографических праздниках, дополнилось замыканием замочков на мостах. Мост через речку или овраг – символ традиционного перехода из одного мира в другой, из социального статуса свободного юношества в более взрослый, семейный. Однако в традиционной свадьбе замыкание не встречается. А вот в календарной обрядовости издревле существовал образ замыкания холода в веснянках, который предмет, но выражен не был. В некоторых местах невесту жених несет на руках до заветного места замыкания счастья. Обычно это происходит на мостах. Но в отсутствии таковых воссоздаются декоративные свадебные мостики рядом с местом регистрации браков, на которых этот обряд и проводят. Молодожены позируют фотографам, показывая, как они старательно закрывают замок. Ключи от замков в некоторых случаях скидывают в реку, овраг, чтобы они затерялись. А в иных – хранят в доме, где молодые проживают, в особенном месте (за иконами, в секретере, сейфе ит. д.). В наши свадьбы встроились и заимствованные из западноевропейских традиций обряды: ряжение невесты в белое, бросание букета будущим невестам (вместо жениховского березового веника в старинном варианте свадьбы), вязание двух бутылок шампанского лентой до годового юбилея молодой семьи. К фотографированию каждого шага молодых добавилась видеосъемка, причем, цифровая техника позволяет максимально подробно запечатлеть радостные и красивые минуты торжества. В связи с этим семьи не скупятся на расходы, нацеленные на украшение места проведения свадьбы и внешний вид молодых. «Будет что вспомнить!» – обычная отговорка родственников, оправдывающихся перед другими –более расчетливыми и рационально подходящими к празднику.

-3

Как бы то ни было, свадебное торжество – важный и необычный момент в жизни. По этой причине становятся оправданными любые попытки сделать его красивыми запоминающимся. И потому не случайно современная свадьба постоянно находится в трансформации, обогащаясь нововведениями и включением забытых форм общения, обрастая внешними (напоказ) и внутренними (магическими, скрытыми от свидетелей) формами действий. В такой ситуации задачей фольклористов – этнографов и в особенности педагогов, становится донесение до подрастающего поколения информации о старинных свадебных обычаях, которая должна остаться в их сознании и в нужный момент воплотиться в жизнь во время свадебного торжества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордюг Н. Д. Традиционный фольклор юга Нижегородской области. Н. Новгород: ОНМЦ, 1996. 122 с.

2. Громов Д. В. «Свадебные достопримечательности»: ландшафт и современные молодежные обряды перехода // Очерки русской народной культуры / ред. И. В. Власова. М.: Наука, 2009. С. 502-526.

3. Корепова К. Е. Русский дом. Вып 2. Русская свадьба. Н. Новгород, 1993. С. 4-62.

4. Нижегородская свадьба / сост. М. А. Лобанов, К. Е. Корепова,А. Ф. Некрылова. СПб.: Культ Информ-Пресс, 1998. 309 с.

5. Татаринова Т. Л. Черты Северного и Южного стиля в фольклоре некоторых районов Нижегородской области // Со-временные проблемы гуманитарных и естественных наук»: материалы Второй международной научно-практической конференции. Т. II. М.: Открытое право,2010. С. 261-264