Учительница русского (очень классная) в школе у моих детей говорит про этот возраст, что у детей наступает размягчение мозга. Не справляются они с буйством гормонов, с необходимостью учиться, с потребностями отстаивать свои права и с желанием игнорировать обязанности.
А для иллюстрации — реальная история. Произошла она на моем занятии в прошлом учебном году.
Занятие.
Повторяем правописание Ь после шипящих. Основная часть правила уже изучена в 4 и 6 классе, в 7 добавляем только часть правила про наречие. Я, не испытывая иллюзию о знаниях учеников, повторяю все правило:
Ь после шипящих пишется в существительных 3 склонения, в глаголах в любой форме и в наречиях, кроме слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ; не пишется: у существительных не 3 склонения, в кратких прилагательных и в названных наречиях-исключениях.
Параллельно пишу на доске схему правила. Это я делаю всегда, потому что убеждена, что на слух что-либо воспринять чрезвычайно сложно.
После этого дети начинают выполнять задания на карточке. Я захожу к ним в электронную тетрадь, по очереди проверяю работы. Зашла к Акиму. Это мой родственник, мальчик очень ответственный, который сам принял решение заниматься, сам договорился с мамой и со мной о занятиях, проблем с ДЗ и с посещением никогда не имел. То есть никакого подвоха я от Акима не ожидаю.
У Акима в тетради пусто, карточка есть, конечно, но его записей нет, а минут 5-7 ребята уже работают. Спрашиваю Акима в чем дело. И он полным возмущения голосом отвечает: я это правило не изучал, поэтому сделать эту карточку не могу.
Занавес.
Поэтому в этом возрасте я каждое правило рассказываю раза по три на уроке, а потом в течение месяца повторяю еще на каждом занятии, потом реже, но все равно регулярно.