На своём канале я уже выкладывал весьма интересный отрывок из антивоенной публицистики Троцкого периода Балканских войн 1912-1913 годов, который весьма неожиданно перекликался с непростыми испытаниями для России, с которыми ей пришлось столкнуться в 2022 году. Прочитать его можно здесь — О ностальгии Троцкого: «Дорога — русская, пыльная, наша херсонская дорога...».
Хочу ещё раз процитировать «Поездку в Добруджу» Троцкого, но уже на тему его отношения к скопцам.
Во время своей поездке по Добрудже, находящейся на стыке Румынии и Болгарии, Троцкому случилось побывать в одном из поселений русских скопцов, некогда массово переселявшихся из Российской империи в Румынию, чтобы избежать преследований.
Именно такую картину застал он в те непростые военные годы:
В получасе от Констанцы останавливаемся в селе, где пять русских скопческих домов: хотим с доктором лошадей посмотреть у скопца, прицениться...У околицы встречает нас старший из трёх братьев-скопцов, ведущих совместное хозяйство; ему лет 35, большой и обрюзгший, а с лица подросток...
Скопец заламывает за лошадей фантастические цены и заодно уж предлагает откупить у него тресуру. Идем к нему в беседку чай пить. Подсаживаются два младших брата, неопределённого возраста, от 18-ти до 30-ти лет, а позже приходит и дядя, робкий старик, видно, победнее. На стол все ставят сами мужики; бледные, облезлые бабы дальше порога не высовываются. Разговор идёт неопределённый, любезный, чайный.
- А не скучно вам на чужой стороне? - спрашиваю хозяев.
- Да с чего, господин, скучать, - привыкли. Работаем свою обязанность, вот и всё. А и поскучаешь, ничего не поделаешь. Это будь у меня капиталы, поехал бы, может, зимой со скуки в страйнатате (за границу). А без дивидентов нам скучать нельзя.
- Ну, да ведь вы не без деньжонок: тысяченок несколько у каждого припасено...
- А кто их мне дал, господин доктор, будем так говорить, - с явным раздражением в голосе возражает хозяин и затем продолжает отвечать на мой вопрос. - Об политике тоже зимой разговариваем. У нас тут на селе есть и молдаване, и греки, и турки, и болгары, и, например, армянин один был - весной помер, цыганы тоже есть, одним словом, всякого сословия народ. Соберёмся промежду себя и говорим: все у нас есть амбассадоры, - турецкий, греческий, русский, армянский, - давайте иметь разговор про политику. Так и занимаемся.
- А как теперь, господин, в Расее? - спрашивает "дядя".
- Давно я из России...
- И вы давно, как и мы значит... Наши сюда недавно наезжали, из Сибири, они там прежде в ссылке были.
- Как же, как же, я ваших в Сибири много видал.
Слегка оживились.
- Видали?
- В 1900 году по реке Лене в одном с ними паузке десять суток плыли. Ваших душ сорок было. Потом они под Олекминском огородничеством занялись, хорошее хозяйство устроили, разжились...
- Так, так... А когда вышли им права из Сибири ворочаться, они огороды продали, в Расею приехали, там не выстроились, назад подались, а там уже нет ничего, так совсем и разорились, сюда к нам наведывались...
Но, несмотря на "любезный чайный" разговор, Троцкий в данном очерке не скрывает своего отрицательного отношения к скопцам:
Кругом беседки яблони, груши, везде порядок. А скучно как-то, пресно, томительно. Чего-то не хватает. Жизни не хватает, детей не хватает, матерей не хватает. Лица отёкшие и, несмотря на всяческую учтивость, неприятные...Наблюдая жизнь скопцов, убеждаешься, знаете ли, методом от обратного, что пол есть начало социальное, источник альтруизма и всяческого вообще человеческого благородства...
________________________________________
Подборка моих статей о скопцах и о Троцком.