Найти тему
14,8K подписчиков

Игорь Борисенко и Андрей Латкин. 7 марта 1944 года: Нарвский патруль под первым ударом.

142 прочитали
После окончательного снятия блокады Ленинграда войска Красной армии стали продвигаться на запад, но в районе города Нарвы их наступление остановил противник, расположившийся на укрепленных позициях.

После окончательного снятия блокады Ленинграда войска Красной армии стали продвигаться на запад, но в районе города Нарвы их наступление остановил противник, расположившийся на укрепленных позициях.

Нетрудно догадаться, что позиционный тупик можно было преодолеть лишь с помощью морского десанта, что понимал и неприятель. Поэтому для прикрытия фланга своей армии от удара с моря он обновил и дополнил минные заграждения, установленные в Нарвской бухте, начиная с 1942 года, а также занялся и вопросами усиления корабельной группировки.

Последним звонком для противника стала высадка советской морской пехоты 14 февраля 1944 года в районе Мерикюля (деревня на восточном побережье Нарвского залива, южнее Нарва-Иэессу). Несмотря на то что силы десанта не превышали батальона, да ещё и без тяжелого вооружения, он произвел на немцев неизгладимое впечатление. Если до этого усиление морских сил носило больше декларативный характер, то после все сомнения отпали.

В итоге к 1 марта неприятель собрал корабельную группировку, состоящую из 1-й, 25-й и 31-й флотилий тральщиков и 17-й флотилии сторожевых кораблей. Эти силы вошли в состав «Нарвского патруля», соединения немецких кораблей предназначенного для прикрытия минных полей в Финском заливе и противодействия советским десантам.

Как ни трудно догадаться командование КБФ такое положение дел не могло устроить и по «Нарвскому патрулю» стали наносить удары ВВС КБФ.

Уже вечером 6 марта командование 9-й ШАД приказало приготовить хотя бы часть сил дивизии к боевым действиям на море.

Из документов 9-й ШАД:

«Командиру 7 ГШАП с 8.00 до 19.00 иметь в 20 мин готовности 6 Ил-2 для уничтожения кораблей противника в Нарвском заливе. Вылет по данным разведки, по сигналу с КП 9 АД. Бомбовая зарядка 100 процентов ФАБ-100 с взрывателями АПУВ с задержкой 0,1–0,2 сек.Командиру 35 ШАП — та же задача, что и для 7 ГШАП.Командиру 12 КИАП к 07.00 7.03.44 иметь в готовности 2 Як-7Б для производства разведки кораблей противника в Нарвском заливе. Вылет по сигналу с КП 9 ШАРД.К 08.00 иметь в 20 мин готовности 8 Як-7 на сопровождении Ил-2 на бомбоштурмовой удар по кораблям пр-ка в Нарвском заливе до меридиана губы Кунда.В группе иметь с[амолё]т с фотоаппаратом для контроля результатов удара.С 07.00 4 Як-7 иметь в готовности № 1 на ПВО аэродрома. Взлет по данным ГПВНОС.Командиру 13 КИАП с 07.00 иметь в 10 мин готовности 2 Як-9 для наблюдения за кораблями противника в Нарвском заливе и наведения на цель Ил-2.Вылет по данным разведки — смена над целью.С 08.00 иметь в готовности 8 Як-7 на сопровождение Ил-2 7 ГШАП на бомбоштурмовой удар по кораблям противника.В группе иметь с-т для фотосъемки результатов удара.С 7.00 иметь в готовности № 1 4 Як-1 на ПВО аэродрома. Вылет по решению к-ра АП.Всем АПАП быть в готовности с 08.00 к действиям в интересах 2 УА всем составом АП по особому дополнительному распоряжению.Командир 9 ШАРД (9-я штурмовая авиационная Ропшинская дивизия – прим. редакции) предупредил, что результаты удара Ил-2 будут засчитываться только при наличии фотосъемки, подтверждающей эффективность удара».

Забота о подтверждении результатов ударов собственных самолетов командира 9-й ШАД, конечно, похвальна, но реальность очень быстро расставила все по своим местам.

Видимо, командующему ВВС КБФ удалось договориться с коллегами из ВВС Красной армии, и поздней ночью командир 9-й ШАД отдал новый приказ на уже наступившие сутки:

«Готовность в интересах 2 УА отменить. Вместо нее командиру 35 ШАП подготовить дополнительно 6 Ил-2 в 40 мин готовности для уничтожения кораблей противника.Командиру 7 ГШАП подготовить в 40 мин готовности дополнительно 2 шестерки Ил-2 для уничтожения кораблей противника».
Подготовка самолета Ил-2 35-го ШАП КБФ ст. техником-лейтенантом Н.М. Романовым, 1944 г. (ava.org.ru)
Подготовка самолета Ил-2 35-го ШАП КБФ ст. техником-лейтенантом Н.М. Романовым, 1944 г. (ava.org.ru)

К сожалению, отсутствие документов 8-й МТАД и 12-го ГПБАП не позволяет отследить, как там производилась подготовка к ударам 7 марта 1944 года. Известно только, что самолеты 21-го ИАП на разведку не вылетали.

Скорее всего, первым самолетом, увидевшим корабли Нарвского патруля в тот день, стал одинокий Пе-2 из 15-го ОРАП, который с 06 ч 55 мин до 9 ч 23 мин вел разведку кораблей противника в районе о. Большой Тютерс – Азери – Кунда – Таллин. Полученные им разведданные были переданы в 8-ю МТАД.

Однако командир 9-й ШАД не стал полагаться на эти данные и в 7 ч 55 мин приказал выслать два Як-7 12-го ИАП на разведку кораблей противника в районе Большого и Малого Тютерса, губы Кунда и порта Азери. В случае их обнаружения пилотам надлежало немедленно сообщать об этом по радио...

Читать на сайте "ТактикМедиа" >>>