Найти тему
АиФ-Юг

Докатились. Почему резко в разы подорожало такси и что будет дальше?

   Несмотря на то, что профессия нелегкая, многие таксисты работают десятилетиями.
Несмотря на то, что профессия нелегкая, многие таксисты работают десятилетиями.

Россиян предупредили, что цены на такси к декабрю вырастут втрое. Об этом все чаще говорят эксперты на фоне недавних изменений в законодательстве. Сейчас дефицит наблюдается на фоне сниженного спроса, который традиционно отмечается в октябре-ноябре. Но к концу месяца он начнет расти.

Жители страны еще с сентября жалуются на рост тарифов. Людям приходится платить за услугу в два-три раза дороже, чем полгода назад. И это касается почти всех регионов РФ. Например, поездка, которая ранее обходилась в Краснодаре 250 рублей, сегодня стоит 950. Чем связан взлет цен и как он отразится на качестве сервиса?

Тысяча – в один конец

Краснодарка Нина Силантье­ва часто пользуется услугами такси, еще летом она обратила внимание, что стоимость поездок заметно выросла.

«Вот буквально на днях ездила в поликлинику на ул. Красных партизан, – рассказывает она. – Сама живу в районе улицы 1 Мая и Тепличной. Заплатила за машину 890 рублей, причем это было около 14 часов, т. е. не в час пик, и погода стояла ясная. В дождь цена поднимается еще выше. Поездка в обратную сторону оказалась чуть дешевле – 700 рублей. В итоге затраты на проезд вышли в 1500 рублей, а ведь маршрут в пределах города, расстояние всего – около 10 км. По времени путь длился примерно час, на общественном транспорте пришлось бы добираться больше двух часов, так как прямого автобусного маршрута из моего района туда нет, доехать можно только с пересадками. Новый тариф «Вместе», который предусматривает, что в автомобиле будет попутчик, особой выгоды не дает. Как правило, стоимость выходит на 100 рублей меньше».

Кроме того, краснодарка отмечает, что еще в начале года такая же поездка обходилась ей в 320 рублей. А вот поездка с детьми выйдет не только дороже, но и совсем может не состояться.

«При заказе всегда стараюсь указать, что со мной двое детей, и необходимо столько же детских кресел или бустеров, но в таком случае ожидание машины сильно затягивается, бывало даже, что к нам вообще никто не приезжал. Таксисты, по моим наблюдениям, юных пассажиров не жалуют, поэтому приходится иногда указывать наличие только одного спутника, старшему сыну почти 10 лет – просто пристегиваю его ремнем. Вот недавно поездка с детьми в микрорайон Гидростроителей обошлась мне в 1000 рублей в одну сторону», – поделилась Нина Силантьева.

Везти некому

По данным Краснодарстата, средняя стоимость поездки на такси за 1 км составляет в крае почти 43 рубля. Причем дороже всего этот показатель в Туапсе – 72 рубля. В Сочи проезд в такси обходится в 68 рублей за километр, в Ейске – чуть больше – 45 рублей, в Новороссийске – 41, в Краснодаре – 36, в Армавире – 22 рубля.

При этом, по информации одного из сервисов-агрегаторов такси, стоимость складывается не только по расчету километров пути, но и зависит от множества других факторов. В том числе, помимо расстоя­ния, учитывается длительность поездки, объем спроса, количество свободных машин на линии. Косвенно влияет и сезонность – в жаркую погоду желающих уехать на такси больше, чем свободных машин, это отражается и на стоимости.

«Я десять лет отработал в такси и ушел оттуда, так как с каждым годом заработок был все хуже. Инфляция растет, комиссионные платежи диспетчеру или приложению тоже, а тарифы остаются низкие. Выросла стоимость автомобилей, подорожало горючее, обслуживание транспортного средства. Нужно кормить семью, платить ипотеку и за ЖКУ, разве кто-то хочет бесплатно работать?» – говорит краснодарец Александр Зинченко.

Алексей Панов тоже не первый год трудится в такси, но признается, что круглосуточно крутить баранку не согласен.

«Выхожу на смену в 8 утра, а заканчиваю работать в 17-18 часов, выходные всегда провожу с семьей, – рассказывает он. – Обслуживаю в среднем 20–25 заказов, летом, кстати, их было больше, сейчас количество клиентов сократилось. Езжу на своем автомобиле, соответственно, затраты на ремонт покрываю сам, а у кого машина в аренде, то обслуживает в основном владелец, а не водитель. 20% с суммы заказа забирает агрегатор, остальное идет мне. Рейтинг в приложении, когда пассажир ставит оценку за поездку, на мой доход не влияет, «капают» только чаевые. Единственный нюанс, если часто отказываться от заказов, то пропадет вторая точка, то есть водитель заранее не будет видеть конечную остановку».

В Краснодарском крае есть сертифицированные таксопарки, которые сдают машины в аренду для работы в такси. Требований к водителям немного: возраст от 21 года и стаж вождения не менее 3 лет. Условия по городу не сильно отличаются – в среднем комиссия составляет около 3%, а минимальная аренда колеблется в пределах 1200–1400 рублей в сутки. Если говорить о заработке, то таксистам за 12-часовую смену удается накатать примерно 2500–3000 рублей чистыми.

Как изменилось качество?

Помимо недовольства повышением цены, нередко у пассажиров имеются и претензии к качеству услуг.

«Не переношу, когда в салоне стоит запах сигарет и вообще неопрятно, – говорит краснодарка Вероника Инкина. – А что касается хамства, то грубые водители мне попадались в единичных случаях. Как правило, приезжают вежливые и приветливые таксисты. На мои просьбы закрыть окно, если дует, или включить кондиционер, когда жарко, отзываются положительно. Недавно попала под дождь, села в такси, а в машине было холодно, водитель вошел в мое положение и включил обогрев салона. Бывает, что и отказываюсь от машины, потому что не устраивает марка авто. Например, в летнюю жару не езжу в моделях без кондиционера. Обычно выбираю тариф «Комфорт», за это приходится и платить побольше».

Роспотребнадзор края периодически открывает «горячую линию» по услугам такси. Жалобы, как правило, повторяются из года в год. Это некачественное оказание услуг такси, низкая культура обслуживания.

Что касается аварийности, то, как рассказала руководитель отдела пропаганды УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Ирина Заватская, за 9 месяцев 2023 года произошло 68 ДТП с участием такси, в них три человека погибли, 94 получили травмы различной степени тяжести. Больше всего дорожных аварий в Краснодаре и Сочи, там же по одному погибшему. Еще один скончавшийся в результате ДТП – в Новороссийске.

С 1 сентября вступили в силу изменения в законе о такси. Теперь водители не могут работать больше 12 часов в сутки. А таксистов с судимостью и штрафами за нарушение ПДД вообще не допустят к перевозкам пассажиров. За сотрудничество с нарушителями агрегаторы будут нести материальную ответственность. В федеральном законе подчеркивается, что таксисты, как и раньше, должны проходить медицинский осмотр и заполнять путевой лист перед сменой. ИП и самозанятые водители берут данные расходы на себя. Также нововведения обязывают работников такси иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Такой полис стоит в несколько раз дороже, чем у обычных автомобилистов.

«С одной стороны, раньше был запрос на усиление регулирования в этой сфере, однако его введение стало одним из факторов роста цен», – отметил директор по аналитике российской компании, занимающейся исследованием общественного мнения Андрей Лебедев.

Ценят комфорт

Победитель конкурса «Лучший водитель такси Краснодарского края» Артем Ивахненко:

«Как выбрал данную профессию? Получаю удовольствие от вождения машины, для меня это эмоциональный заряд. С малых лет восхищался автомобилями и искал именно такую деятельность, где могу совместить приятное с полезным. Выбор пал на такси. Получаю доход, общаюсь с людьми, часто бываю в незнакомых ранее местах, это интересно. Заказы всегда есть, такси на сегодняшний день – популярное средство передвижения, которое значительно отличается комфортом от традиционного общественного транспорта. Тарифы, может, и поднялись, но пассажиропоток не сократился, люди услугами такси продолжают пользоваться. Потому что ценят преимущества этого сервиса.

Что касается поправок в законе, то особой разницы не ощутил, так как все документы были оформлены задолго до этих изменений».

Признак роскоши

Руководитель Краснодарского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак:

«На рынке такси остались практически одни монополисты, несколько компаний ушли совсем или вошли в состав крупных сервисов. В отсутствии здоровой конкуренции растет стоимость услуги. Помимо удорожания топлива, запчастей, автомобилей, агрегаторы становятся более требовательными к водителям. Но, несмотря на это, к качеству перевозок еще много вопросов, особенно это касается тарифа «Эконом». Клиенты жалуются на состояние машины, неподобающее поведение со стороны водителей, а самое главное, таксисты зачастую грубо нарушают ПДД. В погоне за прибылью они пренебрегают безопасностью пассажиров.

Если говорить о прогнозах, то вряд ли стоимость перевозок снизится, учитывая сегодняшний уровень инфляции, цен на топливо и запчасти. Помните крылатую фразу из кинофильма «Бриллиантовая рука»: «Наши люди на такси в булочную не ездят»? Вот и у нас ситуация может сложиться так, что заказать автомобиль позволит себе далеко не каждый».