Найти тему

В.Набоков в школе.

Это имя внесено в кодификатор ЕГЭ по литературе. Догадываюсь, что учитель может обсуждать его творчество только в классах с углублённым изучением или на спецкурсах. А имя-то действительно значительное и значимое. Я люблю у него именно стиль. Когда работала в профильных классах, тексты обязательно читала вслух с комментариями по поводу замечательных деталей, показывала сходство со стилем Гоголя в его «Мёртвых душах» ( между прочим, эту поэму воспринимали и понимали прелесть языка автора тоже только после прочтения отрывков с описаниями вслух).

Думаю, что в текстах ЕГЭ отдельно для анализа тексты Набокова не дадут, а вот использовать знание его творчества в сопоставлении, уверена, приветствуется.

Я взяла несколько показательных отрывков, чтобы проанализировать мировоззренческие и художественные особенности.

Образцы развёрнутого ответа по литературе тут.

Перечислю ключевые моменты, которые нужно брать за основу при анализе:

1. Это, конечно, лейтмотив всего творчества – ностальгия по утраченному счастью молодости, по утраченной Родине.

2. Чувство счастья и благости от созерцания красоты окружающего мира, вызванное осознанием гармонии мироздания.

3. Окружающие реалии тесно переплетены с миром грёз и фантазий.

Это тот взгляд на мир, который проповедовал В.Набоков. И это объясняет наличие следующих приёмов:

· Точные и красочные описания, внимание к деталям (портрет, пейзаж, интерьер позволяют читателю полностью погрузиться в созданный им мир);

· Звукопись (позволяет усиливать эмоциональную силу слов и акцентировать внимание на музыкальности и ритме);

· «Игры со временем»:радостное узнавание прошлого и ощущение его присутствия в дне настоящем (иллюстрируют убеждение автора, что память и прошлое могут влиять на наше настоящее и будущее).

Эти основные приёмы в свою очередь обусловливают использование изобразительно-выразительных средств:

· Ассоциативные метафоры,

· многозначность слова,

· использование внутреннего диалога,

· нелинейную композицию.

Каждый пункт перечисленного может стать основанием для сопоставления прозы Набокова с предложенным текстом.

-2

Взяла бы в роли сопоставления (по «Обломову»: В каких ещё произведениях описываются воспоминания детства).

Летние сумерки ("сумерки"-какой это томный сиреневый звук!). Время действия: тающая точка посреди первого десятилетия нашего века. Место: пятьдесят девятый градус северной широты, считая от экватора и сотый восточной долготы, считая от кончика моего пера. Июньскому дню требовалась вечность для угасания: небо, высокие цветы, неподвижные воды - все это как-то повисало в бесконечном замирании вечера, которое не разрешалось, а продлевалось еще и еще грустным мычанием коровы на далеком лугу или грустнейшим криком птицы за речным низовьем, с широкого туманного мохового болота, столь недосягаемого, что еще дети Рукавишниковы прозвали его: Америка.

Брата уже уложили; мать, в гостиной, читает мне английскую сказку перед сном. Подбираясь к страшному месту, где Тристана ждет за холмом неслыханная, может быть роковая, опасность, она замедляет чтение, многозначительно разделяя слова, и прежде чем перевернуть страницу, таинственно кладет на нее маленькую белую руку с перстнем, украшенным алмазом и розовым рубином; в прозрачных гранях которых, кабы зорче тогда гляделось мне в них, я мог бы различить ряд комнат, людей, огни, дождь, площадь - целую эру эмигрантской жизни, которую предстояло прожить на деньги, вырученные за это кольцо.

(Текст показался небольшим по объёму, поэтому я присоединила часть, взятую чуть ниже).

Стоя коленями на подушке, в которой через полминуты предстояло потонуть моей звенящей от сонливости голове, я без мысли говорил английскую молитву для детей, предлагавшую - в хореических стихах с парными мужскими рифмами - кроткому Иисусу благословить малого дитятю. В соединении с православной иконкой в головах, на которой виднелся смуглый святой в прорези темной фольги, все это составляло довольно поэтическую смесь. Горела одна свеча, и передо мной, над иконкой, на зыбкой стене колыхалась тень камышовой ширмы, и то туманился, то летел ко мне акварельный вид - сказочный лес, через стройную глушь которого вилась таинственная тропинка; мальчик в сказке перенесся на такую нарисованную тропинку прямо с кровати и углубился в глушь на деревянном коньке; и, дробя молитву, присаживаясь на собственные икры, млея в припудренной, преддремной, блаженной своей мгле, я соображал, как перелезу с подушки в картину, в зачарованный лес - куда, кстати, в свое время я и попал.

Первое же прочтение позволяет ощутить ту самую благостную атмосферу счастливого прошлого. В мыслях автора это прошлое живёт в реальном времени, а грёзы тесно переплетаются с ощущениями героя в сегодняшнем дне, выводя его за границы реального мира. (По-моему, это почти стопроцентное попадание в стиль описания снов Обломова. И это то, что объединяет два произведения).

Настроение создаётся с первых же слов абзаца через звукопись, позволяющую нам не только зримо увидеть созданный образ, но и почувствовать запах, услышать звук тающего вечера: «Летние сумерки ("сумерки"-какой это томный сиреневый звук!).

И тут же наше автор с помощью метафоры «тающая точка посреди первого десятилетия нашего века» помогает нам ощутить себя как бы одновременно в разных временных пластах.

-3

Тишина и чувство щемящей грусти передаётся через аллитерацию (ч,с), ассонанс (о,у).

А какой «красивый» образ перстня! Даже объяснять не хочется. Но всё-таки без подробностей отметим, что это пример той самой «игры со временем».

Во второй части легко найти образные эпитеты, обратить внимание на очень распространенные предложения, наполненные (как у Гоголя) деталями, что помогает создать живой, реальный образ, который в то же время нереален, пришёл их мира грёз воспоминаний.

Очень надеюсь, что вам понравится и что вы найдёте время и возможность провести параллель между стилями Гоголем, Гончаровым и Мысль в основе всё-таки разная, и это первое отличие, на которое следует указать.

-4

Какие ещё отличия видите вы? Помогите объяснить!

Добавлю, что этот текст можно дать под комментированную запись с элементами комплексного анализа на уроках русского при повторении темы «Сложные синтаксические конструкции».

Заходите в гости, я продолжу о Набокове. (Гарантирую прохождение на «Цензоре»)