Найти тему
Евгений Трифонов

Почему «Хезболла» не спешит открывать второй фронт против Израиля

С началом войны между Израилем и ХАМАС многие в мире, не говоря уже о самом Израиле, напряжённо ждут: откроет второй фронт против Израиля ливанская «Хезболла»? Между ХАМАС и «Хезболлой» заключён военно-политический союз, направленный против Израиля. С началом войны боевики «Хезболлы» время от времени стреляют по Израилю (в основном ПТУРами), но более серьёзных действий не предпринимают.

«Хеболла» несравненно сильнее, чем ХАМАС. По данным из открытых источников, её вооружённые силы насчитывают не менее 30 тыс. боевиков, обученных инструкторами из иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР). На вооружении группировки – около тысячи установок РСЗО («Град» советского производства, иранские «Фаджр-3» и «Фаджр-5», возможно, китайские Тип-63, Тип-81 и Тип-89, северокорейские ВМ-11) калибров 122, 240 и 330 мм, свыше 100 тыс. ракет к ним, иранские оперативно-тактические ракетные комплексы «Зильзаль-2», ракеты М-600 и Скад класса «земля – земля», ЗРК «Оса». Не говоря уже о громадных арсеналах стрелкового оружия, ПТУР и РПГ. Массированный удар «Хезболлы» по Израилю, безусловно, был бы чрезвычайно опасен.

3 ноября лидер «Хезболлы» Хасан Насралла выступил с программной речью, которая порадовала израильтян и неприятно поразила боевиков «Хезболлы» - сообщается, что они во время выступления своего вождя бросали ботинки в экраны телевизоров, что в исламской традиции означает крайнюю степень презрения. Потому, что шейх Насралла дал понять, что большой войны с Израилем не будет.

Шейх Хасан Насралла
Шейх Хасан Насралла

«Хезболла», тесно связанная с иранским КСИР (некоторые эксперты считают, что она является структурным подразделением «стражей») всё-таки ливанская группировка. В Ливане «Хезболла» контролирует шиитскую часть населения (от 28 до 35% ливанцев) и обладает огромным влиянием. В начале 1990-х Ливан был оккупирован Сирией, и все военно-политические группировки страны были разоружены – кроме «Хезболлы». С тех пор «Хезболла» - сильнейшая организация в Ливане, и её правительство зависит от неё. Но тем не менее «Хезболла» не может полностью контролировать Ливан: как христианские, таки суннитские общины, а это 2/3 населения, сохраняют кресла в парламенте и правительстве, управляют городами и районами, где они являются большинством, и составляют большую часть ливанской армии (72 тыс. военнослужащих) – пусть слабой, но всё же армии.

С начала войны Израиль постоянно повторяет, что в случае нападения «Хезболлы» ЦАХАЛ сотрёт Ливан с лица земли – не «Хезболлу» а именно Ливан. Как говорят израильские телеведущие, в случае нападения Ливан станет сплошным археологическим артефактом. Расчёт израильтян прост: пусть сами ливанцы удерживают «Хезболлу» от нападения. Надо сказать, что атака ХАМАС из Газы удалась потому, что Израиль ждал нападения «Хезболлы», и сосредоточил большую часть армии на ливанском направлении. По положению на 3 ноября 3/4 ЦАХАЛ и 2/3 ВВС нацелены на Ливан. Поэтому у ливанцев нет особых сомнений, что в случае нападения «Хезболлы» Ливан действительно будет полностью разрушен. Не говоря уже о мощи двух американских авианосных группировок, стянутых в Восточное Средиземноморье как раз на случай вмешательства в войну третьей силы. Под которой имеется в виду прежде всего «Хезболла».

"Хезболла" располагает довольно сильной регулярной армией
"Хезболла" располагает довольно сильной регулярной армией

«Хезболла» имеет огромную ценность для Ирана и Сирии: он является важнейшим элементом проиранского военно-политического коридора, тянущегося от иранской границы, через Ирак и Сирию, к Ливану и Средиземному морю. Во время гражданской войны в Сирии боевики «Хезболлы» играли большую роль в операциях сирийских войск – хорошо вооружённые, обученные и дисциплинированные боевики организации на некоторых этапах войны были основной силой сирийской пехоты. В самом Ливане отряды «Хезболлы» неоднократно подавляли военные акции суннитских группировок – сторонников сирийской оппозиции, обеспечивая иранцам и сирийцам крепкий тыл в Ливане.

Решая вопрос об открытии второго фронта против Израиля, Насралле приходится считаться с тем, что участие в сирийской войне ухудшило положение группировки в самом Ливане. Ливанские сунниты поддерживали сирийскую оппозицию, и к ним добавились сотни тысяч беженцев-единоверцев из Сирии, ненавидящих «Хезболлу». Кроме того, ливанцы связывают с «Хезболлой» страшный экономический кризис, поразивший Ливан, и чудовищный взрыв порту Бейрута, разрушивший чуть не половину города (в стране бытует мнение, что «Хезболла» использовал хранившиеся в порту удобрения для своих нужд, и не смог наладить нормальные условия хранения). Всё это заставляет лидеров «Хезболлы» осторожно относиться к мнению нешиитских общин. И если сунниты критикуют «Хезболлу» за бездействие в отношении Израиля, то влиятельные и богатые христиане, наоборот, ни в коем случае не желают войны на своей территории.

В Тегеране хорошо понимают, что в случае войны от «Хезболлы» мало что останется: оказавшись перед угрозой военного поражения, Израиль не будет церемониться с Ливаном. Да и самому Ирану может достаться: в самом крайнем случае Израиль вполне способен применить против него ядерное оружие.

Всё это в Иране хорошо понимают. Более того: сомнительно, чтобы иранский режим действительно хотел уничтожения Израиля. Ведь в случае его разгрома исчезнет враг, на которого можно списывать всё плохое на свете, и исчезнет повод для сплочения не только сторонников режима в Иране, но и мусульманских сообществ вокруг общей цели. Поэтому Иран, скорее всего, заинтересован не в победе над Израилем, а в вечной вялотекущей войне без решительного результата. Это позволяет иранским властям держать «в тонусе» соотечественников и единоверцев по всему миру.

Кстати, о единоверцах. ХАМАС бросился в самоубийственную атаку на Израиль не только из фанатизма, но и действуя в интересах Ирана – своего стратегического союзника. Главную задачу – сорвать соглашения между Израилем и арабскими монархиями Персидского залива, в первую очередь Саудовской Аравией – он выполнил. Так же успешно была исполнена и второстепенная, но очень важная задача: всколыхнуть по всему миру волну антиизраильских настроений и прилив симпатий к палестинцам и мусульманам в целом. При этом в Иране (как и в Ливане, в штабах «Хезболлы») прекрасно понимали, что взбешенный Израиль уничтожит ХАМАС, наплевав на мировое общественное мнение, ООН и всех прочих. А ХАМАС не очень жалко ни иранцам, ни ливанским «хезболлахам» - это суннитская, т.е. еретическая, организация, да и палестинцы Газы, оказавшиеся под израильскими бомбами – сунниты. Не свои.

Поэтому и йеменские хуситы, и иракская «Харакат Хезболла Аль-Нуджаба», связанные с Ираном не менее тесно, чем группировка шейха Насраллы, не спешат на помощь ХАМАС. Хуситы объявили Израилю войну, но ограничиваются запусками одной-двух ракет в день (а могли бы выпустить сразу несколько десятков, парализовав израильскую ПВО). Иракский аналог «Хезболлы» тоже объявил войну, но… не Израилю, а США.

Таким образом, Иран и его прокси впрягаться за ХАМАС не хотят. Он сделал своё дело, и может спокойно погибать. Расходный материал – он и есть расходный материал…