Найти тему
Цельные люди

Всю себя отдала дочери, а выросла эгоистка. Разбор фильма «Впервые замужем»

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сильная работа Йосифа Хейфица «Впервые замужем» на первый взгляд о том, как добрая душевная Тоня одна растит дочь без мужа, но, в ответ на заботу и любовь получает черную неблагодарность и, будучи вытесненной ею из дома, находит своё счастье и готовится выйти замуж.

Этот сценарий лежит на поверхности, но если проникнуть в более глубокие пласты этого шедевра, то можно будет ясно увидеть его оборотную сторону, раскрывшую причинно-следственный механизм.

Дочь Тамара психологически достоверный персонаж, в котором нет перекосов или преувеличений. Именно так выглядит высшая мера эгоизма, которая не селится в человеке просто так с рождения, а незаметно взращивается подобно паразиту. И действительно, Тамара порою в фильме выглядит так, что заслуживает самых отрицательных эмоций в свой адрес. На самом деле её очень жаль, так как она сама вообще не понимает, что с ней творится, она просто не обучена чувствовать мир иначе.

Эгоизм это далеко не прихоть носителя, а жуткая нарциссическая программа в психике, которая управляет человеком как марионеткой. Внедряется она в случае, если когда-то из человека систематически извлекался потенциал, а потом он никак не восстанавливался. И эти механизмы еле уловимы, но их разрушительность просто чудовищна. В этом случае происходит нарушение целостности человека, его мутация, где психика остаётся недоразвитой, хищной, блокирующей душевную организацию. Таким образом, многие родители сначала, ничего не ведая разрушают своих детей, а потом пожинают соответствующие плоды и приходят в удивление.

В случае с Тамарой безусловная любовь матери не способствовала заложению эгоистического фона, а, наоборот, позволила ей не впадать в депрессию, в зависимости, давала возможность полноценно обучаться и быть уверенным социально-адаптированным человеком. Эгоистический компонент в неё заложили совсем другие факторы, которые важно разобрать.

В самой Тоне прослеживается один изъян, являющимся корнем всех её проблем. Она не умеет чтить тех, кто любит и уважает её по-настоящему и позволяет себя подавлять тем, кто на это осмеливается. Когда в жизненном сценарии человека происходят подобные схемы, его психика начинает играть против него самого. Она обучается обходить стороной тех, кто может её наполнять и всегда находится в поиске того, кому она будет служить. И человек как бы берёт вектор на ослабление самого себя в пользу другого. В контексте этого фильма таким хозяином в жизни Тони является её подруга Галочка.

На сознательном уровне Галочка старается ради неё: и квартиру выбила и мужа ей нашла. На психологическом уровне полная дезориентация личности, подавление, внушение беспомощности, удары по самооценке. Это тот случай, про который можно сказать, что видимая помощь Галочки оценивается на двадцать условных единиц, а невидимый вред на все сто. Иными словами, Галочка всегда в плюсе и на эту разницу выстраивает себе карьеру, личную жизнь и прочие преференции жизни. Вот они, обкатанные веками схемы разрушителя.

Полностью подчинив себе Тоню, Галочка завладела всем её ресурсом жизни, её сценарием и итогами. По такому же принципу сеньоры подчиняли себе феодалов, а феодалы подчиняли вассалов, образуя нечто вроде транспортера ресурса от слабого к сильному. Пищевая цепь в канве этого фильма выглядела так: Галочка ослабляла Тоню, Тоня неосознанно разрушала свою дочь и обрекала себя и её на будущие страдания. Бенефициаром сей цепи стал заядлый картежник, муж Галочки, денежный мешок, с атрофированными чувствами и с целым букетом условных зависимостей от сигар до портвейна. И как мало он походил на живого человека, скорее манекен или декорация. Очень изящно показали в фильме этот момент.

Не хочется оставлять без внимания одну красноречивую сцену, которая подтвердит всё выше описанное. Когда Тоня испугалась громадного дога в гостях у Галочки, та произнесла один сносшибательный комментарий:

“Ну что ты, дура, это же Денди. Она у нас серебряная медалистка и вообще, представитель биосферы». То есть, свою собаку Галка презентует в выгодном свете, а подруга всего лишь «дура». Поразительно, что чувство собственного достоинства в Тоне уже настолько глубоко упрятано, что она даже внимания на это не обратила. Кстати, подобные слова в адрес Тони звучали не один раз и в присутствии Тамары в том числе.

Если навести лупу на воспитательный процесс Тамары, то разрушительных факторов там было достаточно. С первых дней она была погружена в сплетни, склоки, обман и даже если кажется, что ребенок всего этого еще не усвоит, то это иллюзия. Ребенок абсолютно всё впитает в себя, так как именно в эту пору он вглядывается, вслушивается и все копирует, причём не столько сам ребенок, сколько его психика. По этой же схеме она впитает в себя отношение Галочки к матери и неосознанно поставит свою мать на самую нижнюю ступень в своей оценочной иерархии. Поэтому и помыкать матерью станет в самом паразитическом ключе: “Сосиски готовы? Неси их сюда мы проголодались” , а добрая мама будет следовать её прихотям из чувства вины за отсутствие отца, да и Галка этому посодействует. “Надеюсь она не промахнётся, как её мамаша” подобного рода фразы наверняка не раз слетали с её уст.

Удивительно то, что все начинают Тоню воспринимать примерно одинаково, будто на ней незримое клеймо и даже старик, который будет врезать замок, не упустит шанса криком приказать ей: “Отвертку, подай! Не видишь что ли на окне лежит!”. А Тоня смиренно принимает на себя все эти психологические удары без противостояний и слабеет изнутри от каждой нанесенной раны на нежную ткань своей психики.

Тоня окружила себя теми, кто выгребал из неё жизненные силы, а сама неосознанно вытягивала их у Тамары, разрушая её. Ведь человек с низким ресурсным модулем априори теряет способность к здравым решениям и поэтому весь её воспитательный процесс происходил не из изобилия, а из дефицита. Она ей давала всё, кроме потенциала в виде адекватных жизненных установок и Тамара на выходе получилась подобна яйцу без желтка и белка, одна скорлупа, без души. С одной стороны Тоня любит Тамару, а с другой считает её причиной отсутствия образования, карьеры, личной жизни. И всё это Тамара подсознательно считывает без единого упрёка в свой адрес. Такой когнитивный диссонанс разрушает психику человека, ступорит её развитие и формирует эгоистичного человека с таким же нулевым ресурсом, вынужденным потом также причинять страдания другим, чтобы жить.

Несмотря на свою покорную жизненную позицию, Тоня бессознательно ослабляла тех, кто общался с ней уважительно. Достаточно вспомнить, как она заставляла танцевать пожилого ветерана войны, когда она приносила ему пенсию. И он не хотел танцевать, но делал это с неким внутренним сопротивлением только из вежливости к ней, а потом, чувствуя опустошение внутри, пренебрежительно ногой задвигАл свою собачку за порог, будто это не единственное близкое существо, а ведро какое-то. Здесь можно предположить, что и детей своих, которые не пришли провожать его на тот свет, он когда-то также обесценивал, чтобы угодить чужим людям. Вот и зачерствели они и души свои изуродовали. И жаль по-человечески и деда и его детей.

Хотелось бы верить, что такого прекрасного человека как Ефим Емельянович Тоня будет чтить, ведь это единственный ключ для неё, чтобы обрести счастье. Но в фильме предпосылок к этому не было. Она пришла к нему от безысходности, будучи на нулевой отметке жизенных сил. С его стороны было огромное количество проявленной заботы в её адрес, несмотря на то, что он её видел впервые. Но, он ни разу не удостоился не то, чтобы благодарности, а даже элементарного внимания с её стороны. А фраза в ответ на его комплимент: “А вам фотограф, видимо, угодить решил” окончательно укрепила мою догадку. Когда подобное послание льётся в адрес Ефима Емельяновича нежным голоском трогательной Тони, оно не кажется зрителю подозрительными, но фактически это акт разрушения. Гадость, сказанная в лицо нежным голосом это вседа удар по психике, но Ефиму Емельяновичу подобные удары уже не страшны, так как он из тех, кто живёт в Духе, а Дух не впитывает, он всё отражает как зеркало. Зеркало даже в фильме хорошо обыграли как некую метафору отражения разрушительного импульса и не просто так.

Крайне метафорично также выглядит сцена, где Тоня едет в одной телеге с “бракованной” статуей, которой потом дед накроет голову от дождя и кадр с убегающей восвояси лошадью. Сцена прошла мимоходом, как бы между прочим, но тем не менее, успела намекнуть на зловещую развязку. И как бы не хотелось верить в иллюзию, правда всегда вступает в свои права.

Брак
50,3 тыс интересуются