Изотоп как бонус
В Дубне в лаборатории ядерных реакций ОИЯИ ученые зафиксировали образование ранее неизвестного изотопа ливермория-288. Сам ливерморий — 116‑й элемент таблицы Менделеева. Изотоп открыли случайно и сочли «приятным дополнением».
В Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) есть Фабрика сверхтяжелых элементов. Ее задача сейчас — синтез новых элементов Периодической таблицы: 119‑го и 120‑го. Во второй половине сентября стартовал эксперимент, который показал бы, могут ли образоваться ядра в реакциях пучка хрома-54 с мишенью урана-238. В таких соударениях могут родиться разные изотопы ливермория, 116‑го элемента Периодической таблицы. Этот эксперимент готовит базу для синтеза 120‑го элемента. И вот в результате слияния этих ядер родился новый атом, до тех пор неизвестный изотоп ливермория. Прожил, правда, меньше одной миллисекунды.
Пошла своим путем
На ранней Венере могли протекать геологические процессы, схожие с земными.
На поверхности Венеры такая температура, что свинец может плавиться. Прежде это объяснялось наличием литосферы типа «застойной крышки»: земная кора состоит из единой плиты, которая смещается с небольшой скоростью. Однако в венерианской атмосфере много азота и углекислого газа, а это возможно, только если бы на планете существовали тектонические плиты. Согласно недавно созданной планетологами компьютерной модели, они и существовали 4,5 – 3,5 млрд лет назад. Это означает, что в ту эпоху в Солнечной системе были две планеты, на которых происходили схожие геологические процессы. На одной из них живем мы с вами. Вторая, Венера, схожая в массе, плотности и объеме, решила пойти своим путем.
Породнились
В неандертальской барышне из Денисовой пещеры оказались немалые 6 % примеси сапиенсов. Причем «дружба народов» была заложена, видимо, еще 250 тыс. лет назад.
Виду Homo sapiens, считается, около 300 тыс. лет. Большую часть из них наш предок провел в Африке. По Евразии и Австралии люди современного анатомического типа расселились 80 – 40 тыс. лет назад, причем довольно быстро после выхода из Африки (между 54 и 40 тыс. лет назад) смешались с неандертальцами. Так что во всех современных популяциях (за исключением африканских) есть 2 – 3 % неандертальской примеси.
Однако еще до масштабного расселения отдельные сапиенсы огородами-огородами выбирались из Африки. На территории Израиля, например, найденным останкам людей современного анатомического типа 177 – 194 тыс. лет. Причем и эти архаичные сапиенсы смешивались с неандертальцами. По расчетам, скрещивание между двумя видами произошло около 250 тысяч лет назад, полагает международная группа ученых (США, Ботсвана, Камерун, Китай, Танзания и Эфиопия).
Кроме того, генетики секвенировали ДНК 180 представителей 12 африканских популяций к югу от Сахары — тех, у кого ничего «неандертальского» быть бы не должно. Но у некоторых оказалось до 1,5 % неандертальской примеси.
Застеклю недорого. Спросить Харальда
Викинги мало того, что Америку открыли, они (что ученых еще больше удивляет) вроде бы окна умели застеклять.
Еще несколько веков назад стеклянные окна были роскошью, но использовались, конечно, с давних времен — например, известны «древнеримские» оконные стекла. После падения Западной Римской империи стекольное производство перекочевало в Византию. В Скандинавии же, как считалось, оконное стекло при строительстве жилищ стали использовать в Средневековье, после эпохи викингов. Исследователи находили на археологических «викинговых» памятниках осколки стекла, но предполагали, что они просто попали в древние культурные слои гораздо позже.
Сейчас исследователи из Дании и Франции изучили 61 артефакт с шести археологических памятников эпохи викингов в Германии, Дании и Швеции. И считают, что это куски оконных стекол, сделанные в IX – XI веках н. э. Возможно, это первые свидетельства того, что викинги хоть иногда стеклили окна.
Какая выдержка!
Российские биологи проверили микробные сообщества, которые используются для производства вин типа херес.
У хересных вин крепость выше 15 %. Кому так это «слабовато», а дрожжевым клеткам трудно выжить при такой концентрации этанола. Поэтому они развиваются на поверхности вина, образуя пленку. При долгой выдержке вино под этой пленкой и приобретает фирменный хересный вкус и аромат. Генетики ФИЦ биотехнологии РАН исследовали микробные сообщества в пленке: хотели узнать, насколько стабильны производственные штаммы, используемые в Крыму для получения хересных вин. Главную роль в создании такой пленки играют дрожжи Saccharomyces cerevisiae, но за время выдержки могут развиваться и другие микроорганизмы. Как выяснилось, штамм дрожжей Saccharomyces cerevisiae из коллекции микроорганизмов виноделия (более 60 лет поддерживается Всероссийским национальным НИИ виноградарства и виноделия) держится молодцом. Штамм показал себя очень стабильным.
Орел или решка
А теперь к важным научным новостям. У нидерландских ученых есть соображения, как нужно бросать жребий.
Подбрасывание монеты — классический эксперимент в теории вероятностей и математической статистике, когда вероятность того или иного исхода 50 на 50. Но в 2007 году была выдвинута теория: монета с большей вероятностью приземлится той же стороной, которой она «смотрела» вверх перед тем, как ее подбросили. Объяснялось это учетом прецессии — явления, при котором ось вращения тела меняет свое положение в пространстве. Из-за этого, дескать, монета проводит больше времени в воздухе начальной стороной вверх.
Ученые из Университета Амстердама пригласили 48 человек, у которых, очевидно, забот не полон рот, и озаботили их подбрасыванием монеток. Причем разных: 46 валют и номиналов задействовали. Надо сказать, похожий эксперимент уже проводился, тогда монетки подбрасывали 40 тысяч раз. Сейчас рекорд побили: 350 тысяч подбрасываний. Результат: вероятность того, что монетка упадет начальной стороной, — 50,8 %.
Пересаливаем
Человечество нарушает глобальный круговорот соли в природе, предупреждают экологи из Университета Мэриленда в Колледж-парке (США).
Ученые проанализировали огромный массив данных, собранных за десятилетия изучения концентраций в экосистемах ионов натрия, хлора, магния, кальция и других компонентов минеральных солей. Там и ионы природного происхождения, и их антропогенные аналоги из удобрений, городских стоков, солей для дорог. Как выяснилось, человечество очень сильно «пересаливает». К примеру, в реках США — 271 млн тонн соли: 70 % природного происхождения, а остальные 30 % приходятся на антропогенные источники. Два самых больших — техническая соль, которую используют для очистки дорог ото льда и снега (почти 14 %), и соединения, которые применяются для удобрения и обработки полей. Все это попадает в грунтовые воды и реки (6,7 %).
Из-за роста антропогенного загрязнения нарушается природный круговорот солей, они накапливаются в грунтовых водах и почвах на площади 10,12 млн кв. км (для сравнения: площадь США 9 млн 826 тыс. кв. км). По сравнению с серединой ХХ века концентрация натрия и хлора в крупных реках удвоилась. Если так дальше пойдет, плохо придется всем — растениям, животным, инфраструктуре, здоровью людей, предупреждают экологи. И призывают разработать стандарты и ограничения для контроля поступления солей в окружающую среду.
По материалам ТАСС, «Лента.ру», «N + 1», ОИЯИ, ФИЦ биотехнологии РАН подготовила Александра ШЕРОМОВА