Неделю назад свою первую статью о генеалогии я начал с того, как ещё в школьные годы увлёкся изучением истории своей семьи и исследованием корней наших предков-староообрядцев, проживавших в предгорьях Алтая.
Мой школьный доклад двадцатилетней давности на Демидовских чтениях был посвящён теме появления на Алтае первых староверов в поисках Беловодья (как я тогда предполагал). Но красивая легенда о Беловодье на самом деле появилась позднее в среде самих старообрядцев, долгое время гонимых официальными церковными и светскими властями. И вот по иронии судьбы оказалось, что наши алтайские корни были связаны именно с Демидовыми, на заводах которых с подачи Михаила Ломоносова и по милости Екатерины II оказались наши предки.
Освоение горно-рудного Алтая
В первой половине XVIII в. на Алтае начинает формироваться горнометаллургический комплекс Демидовых, затем Кабинета его императорского величества. Для защиты заводов и поселков, создания укрепленной границы царским правительством было принято решение о строительстве Сибирской казачьей линии. Часть ее – Колывано-Кузнецкая - начала строиться в начале 1750-х гг. и полностью в строй вошла в 1777 г. Она простиралась от Усть-Каменогорска до Бийска на расстоянии 389 верст по богатейшим черноземам.
По линии располагались четыре крепости – Усть-Каменогорская, Ануйская, Катунская, Бийская, семь форпостов, два редута, четырнадцать укрепленных маяков, два полумаяка. Соединял возникшие селения почтовый тракт. На территории сегодняшнего Петропавловского района участок казачьей линии был представлен Антоньевским форпостом (ныне с. Антоньевка) и Николаевским маяком (ныне с. Николаевка). Точных сведений о начале строительства форпоста не обнаружено, упоминание о нем в одном из документов относится к 1770 г. Появление Николаевского маяка ученый историк Ю.С. Булыгин датировал 1757 г.
У стен Николаевского маяка принимала российское подданство часть алтайских племен, спасавшихся от физического истребления во время Китайско-джунгарской войны 1755-1758 гг.
К Антоньевской станице были приписаны казачьи поселки Маральевский, Слюдянский, Николаевский, Терский, Смоленский и Ануйский.
С 60-х годов XVIII в. на линию на два года направляли казачьи части из Донского и Яицкого казачеств, их сменяли башкирские и мещерские казаки. Часть служивых оседала на поселение и основывала казачьи станицы и поселки.
Первые поселенцы
Учет населения нынешней территории Алтайского края, входившей в состав Кузнецкого уезда, впервые проведенный в 1719-1721 гг., на территории района поселений не выявил. Вполне возможно, что первым населенным пунктом является деревня Новообинка. В 1752 г. была направлена комиссия под руководством Головина по перепроверке результатов предыдущей ревизии, и в числе пропущенных 22 деревень значилась деревня Новая на Оби (ныне с. Новообинка), ее возникновение датировано 1747 годом, а сколько она существовала до этого – не знает никто.
После образования казачьих поселений прилегающая к ним земля была объявлена казачьей и управлялась командованием Сибирского казачьего войска. Остальная часть с крестьянскими поселениями управлялась Горным управлением Колывано-Воскресенского горного округа, крестьяне приписывались к заводам.
Остальные села района возникли уже после появления казачьей линии.
Указ Екатерины II о выселении старообрядцев в Сибирь
Слова великого русского учёного о том, что могущество России Сибирью пристать будет мы все знаем и помним со школы. Оказалось, что слова эти имели фатальное значение для судьбы двадцати тысяч человек, которые со своими семьями были отправлены в Сибирь с территории Польши. Говорят, что именно Михаил Ломоносов убедил Екатерину II переселить старообрядцев из европейской части в Сибирь на правах свободных крестьян, чтобы закрепиться в разных частях Алтая.
Спасаясь от преследований, староверы из центральных областей России в конце XVII века нашли приют в Польских землях, входивших в состав Речи Посполитой (в основном територии Черниговской, Полтавской, Гомельской губерний), где прожили почти 100 лет. Во время правления царевны Софьи был прислан указ на имя черниговского архиерея и стародубского полковника о разборе и возвращении на места прежних поселений беглых стародубских старообрядцев, тогда многие из них удалились за рубеж в польские владения и поселились недалеко от российской границы. Отсюда по указу Екатерины II они несколькими партиями были отправлены в Сибирь. Та часть старообрядцев, которая была поселена на Алтае, получила название «поляки» за свое длительное (более 80 лет) проживание на территории Польши. На Алтае «поляки» основали деревни Староалейскую, Екатеринскую, Петропавловскую, Сибирячиху, Топольную и др. Поселились они не на правах ссыльных, а на правах государственных крестьян, то есть вольных хлебопашцев.
В 1762 г. Сенат, на основании манифеста Екатерины II от 4-го декабря того же года, издал указ, которым приглашал возвратиться добровольно в отечество русских староверов, бежавших в Польшу от религиозных преследований. Высочайшим указом подтверждалось, что «им… и их детям ни от кого никакого притеснения чинено не будет», а также «как в бритье бород, так и в ношении указного платья… принуждения… не будет, но оное употреблять имеют по их обыкновению беспрепятственно». Впоследствии специальным актом 1783 г. было даже запрещено «употреблять в официальных документах и даже в словесном «разговоре» само именование «раскольник».
Все жители названных селений, как пришедшие добровольно, так и сосланные, были поселены на правах государственных крестьян, с обязательством платить двойной податной оклад, установленный для всех раскольников Петром I. При поселении, наравне с другими поселенцами в Алтае, полякам выдавалось от казны «семян для засева 3 десятин, покосов на 50 копен, казенного хлеба 54 пуда и 5 рублей на лошадь в виде безвозвратного пособия».
Как государственные крестьяне, старообрядцы первое время были свободны от обязательной приписке к заводам, поэтому не занимались никакими заводскими работами. Попав в глухой, отдаленный край, где не было никаких сторонних занятий, кроме горного дела, имевшего уже свой постоянный контингент рабочих, они, естественно, занялись "вольным хлебопашеством", развитие которого на Алтае, ради нужд того же горного дела, и составляло главную цель их поселения здесь. Помимо развития хлебопашества, западный Алтай, во многом, обязан старообрядцам-полякам развитием огородничества и пчеловодства (последнее в настоящее время составляет один из крупнейших промыслов края).
Но вскоре юридическое положение поселенцев резко изменилось: в виду расширения горного дела на Алтае 21 мая 1779 г. был издан манифест о приписке к заводам крестьян «из казенного ведомства», т. е. государственных, живущих в «ближних к заводам и рудникам» местностях. На основании этого манифеста приписанные к заводам крестьяне взамен воинской повинности были подвержены рекрутскому набору в горнорабочие и мастеровые заводов. Самой обременительной из заводских повинностей была обязанность доставлять руду, дрова и прочий материал на заводы и рудники.
Новые польские селения устраивались возле бывших казачьих форпостов, редутов и станиц, жители которых, казаки, частью оставались на своих старых местах и образовывали рядом с польским селением особый казачий поселок; но большей частью казаки уходили на новую линию. Некоторые из казаков под влиянием поляков переходили в старую веру — «воспринимали древлее благочестие», как выражаются староверы, но большинство осталось православным и держалось особняком от последних.
Первоначально в 1766 г. партия переселенцев-раскольников, выведенных из Польши, была размещена в деревне Старо-Алейской (Староалейской) Колыванского наместничества. Но так как это была не ссылка, а переселение в Сибирь, некоторые семьи решили двинуться в глубь Алтая, на более благодатные земли. С разрешения местного начальства несколько семей в 1777-1778 гг. переселились и основали деревню Петропавловскую (позднее с. Петропавловское). Среди переселенцев была семья Василея Зеновьева, нашего далёкого предка и родоначальника рода Зеновьевых-Зиновьевых.
Один интересный факт про Василея Зеновьева. В 1768 г. будучи в селе Староалейском почти в 70 лет он вздумал жениться во второй раз, на Анне Ивановой, которая тоже была из "раскольников". Известно, что по дороге в Сибирь многие умирали, а сам путь занял почти целый год, поэтому могла не выжить и первая жена Василея. Сам Василей Зеновьев прожил до 95 лет и умер в 1793 г. в селе Петропавловском, оставив после себя трёх взрослых сыновей. Младший из них Лукьян (судя по всему от второго брака) был отдан в 1793 г. в службу (в горнорабочие). Двое старших сыновей, Федор и Ефим, скорее всего пришли в Сибирь вместе с отцом.
Во время Отечественной войны 1812 г. братья Ефим и Федор Зеновьевы (сыновья Василея) были среди жителей села, кто больше всего пожертвовал денег на военные надобности (10 и 5 рублей).
Согласно переписи 1816 г. у Ефима Зеновьева было пять сыновей: Николай, Евсей, Никифор, Захар и Иван, жена Авдотья. В исповедных ведомостях Одигитриевской церкви Смоленского редута за 1820 г. перечислены фамилии жителей села Петропавловского, в том числе и Зеновьевых, которые на исповеди не были "за старообрядчеством".
В 1824 г. по левому берегу реки Ануй было образовано село Сибирячиха. История села началась, когда Ларион Бурыкин, Моисей Каверзин, Афанасий Гордеев, Захар Зеновьев, Калистат Ломакин, Степан Черепанов и др. (всего 62 семей) переселились сюда из деревни Петропавловской.
Переселение в Топольную
В 1834 г. Ефимовы сыновья Никифор и Захар вместе с другими жителями села Сибирячиха переходят в деревню Топольную. В 1857 г. Захар Ефимов со своим семейством отрекается от старообрядчества и вместе со всей семьёй переходит в единоверческую церковь. Многие жители Топольной и Сибирячихи тогда "ушли" от раскола и крестились по церковному обряду целыми семьями (всего более 1000 человек). Но не все Зеновьевы отказались от "старой" веры. Двое из сыновей Ефима Евсей и Захар со своими семьями перешли в единоверческую церковь, а Никифор и его дети сохранили приверженость старообрядчеству.
К этому времени многочисленные потомки Василея Зеновьева уже проживают в Петропавловском, Сибирячихе, но большая часть живёт в Топольном. У Никифора Ефимова выросло два сына Филип и Андрей. У Ивана Ефимова были сыновья Егор и Филип. Сведений о жене и детях Филипа Никифоровича и Филипа Ивановича не удалось обнаружить, вероятно, они просто не посещали единоверческую церковь и записей в церковных метрических книгах о них не сохранились. Теоретически у любого из в 1855 г. мог родиться сын Яков (одному тогда было 39 лет, другому 23 года).
У Якова Филиповича было четыре сына: Ефим, Мокей, Иларион и Иван, жена Ульяна. Старший сын вместе со своей семьей проживал в доме отца. По переписи 1917 г. держали большое хозяйство, маслодельню, пасеку, имели пашню 10 с половиной десятин, покосы, сеяли пшеницу, рожь, ячмень, овёс. Два средних сына, Мокей и Иларион, как это было принято, обзавелись семьями и жили своим хозяйством. У Илариона Яковлевича были сын Иван и три дочери - Агафья, Парасковья и Прасковья, моя прабабушка. Жена Вера Григорьевна, по всей вероятности, также происходила из "польского" старообрядческого рода Гордеевых (но прямых подтверждений этому нет). Василий Гордеев, как и Василей Зеновьев, прибыл на Алтай в числе первой партии переселенцев, гонимых из Польши.
Но есть и другая версия. Возможно, отцом Илариона Яковлевич приходился один из сыновей Федосея Захарьевича Зеновьева. В 1857 г. одному Якову было 12 лет, а второму три года.
Традиции и образ жизни
Благодаря компактному расселению, приверженности своей вере и эндогамным бракам, староверы долгое время сохраняли свой традиционный уклад жизни и быта. В одежде старообрядцев долгое время сохранялись черты русского костюма. Мужчины носили длинный кафтан, жилет или поддевку, рубашку-косоворотку навыпуск, широкие штаны, сапоги с высокими голенищами, лапти.
Жили двором или усадьбою. Все дворы состояли из 2-х частей: чистой и хозяйственной. В каждом подворье была баня, хлев, гумно, клеть и поветь. Дом делился на две половины: "чистую" и "жилую". Детей в семьях было много. Работали все с утра до ночи. Большим грехом у староверов считалось курение. Ещё известно, что кержаки-староверы со своей посуды чужакам есть и пить не давали, крестились двумя перстами, пользовались собственными богослужебными книгами, при молитве использовали лестовку.
Как правило, старообрядцы брали в жены невест из таких же старообрядческих семей. Но были и исключения. Жена Никифора Зеновьева Феодосия Филипова происходила из казацкого рода Меркульевых и была внучкой отставного казака Степана Меркульева. Её отец, Филип Меркурьев в 1783 году был прислан в Петропавловское по указу Колыванской казенной палаты в качестве исправника. Говорят, уже тогда Зеновьевы были зажиточными крестьянами, пользовались авторитетом и уважением среди местной округи. Вот и решил Филип Меркульев породниться с Зеновьевыми.
Третий век гонений
В XX веке многие Зеновьевы стали именоваться Зиновьевыми. Причина перемены фамилии не совсем понятна, но по переписи 1917 г. Иларион Яковлевич уже имел фамилию Зиновьев. В конце 1920 гг. многие крепкие хозяйства жителей Топольного, Сибирячихи, Солонешного были признаны советской властью кулацкими. Не дожидаясь экспроприации Иларион Яковлевич принимает непростое для семьи решение покинуть свои земли, оставить усадьбу и практически всё нажитое хозяйство, чтобы затеряться в Бийске. Говорят, что накрепко срубленный дом Зиновьевых потом ещё долго будет использоваться под сельскую школу и простоит почти 100 лет. Вот так в двадцатом веке закончилась история, которая началась ещё в конце семнадцатого столетия с гонений, преследований и выселений старообрядцев.
P.S. Потомки Илариона Яковлевича Зиновьева в настоящее время проживают в Бийске, Барнауле, Томске, но уже имеют другие фамилии. От себя могу добавить, что волею судеб двадцать лет моих поисков увенчались успехом и теперь у меня есть возможность поделиться этой доподлинной историей.
Литература:
1. Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае. - Барнаул, 1974.
2. Швецова М. «Поляки» Змеиногорского округа. ЗСО. отд. РГО.- Омск. 1899. Книга XXVI.
3. Ширков В.П. Староверы-поляки Рудного Алтая (XVII-XX века). - Быструха-Усть-Каменогорск, 2013.
Автор статьи:
Ульянов Александр Юрьевич