Найти тему
AR.MOSCOW

Тюфелева роща

Друзья, когда мы писали о нераскрытом потенциале Симанова монастыря, то упомянули Тюфелеву рощу - историческую местность в районе станций метро ЗИЛ и Автозаводская, от которой сейчас сохранилось одно название. На этот раз хотим подробнее остановиться на истории этого некогда любимого москвичами места.

Вероятнее всего название рощи происходит от славянского слова «тухоль», означающего затхлость. В давние времена эти края действительно были болотистыми. Остатки древнего сосново-елового леса с трех сторон огибала Москва-река, а на месте ее старицы образовалась болотистая местность с тремя озерами: Постылое, Черное, Болотное. С востока от рощи находилась деревня Кожухово, принадлежавшая Крутицкому подворью. Севернее, на высоком берегу стоял Симонов монастырь, а на противоположном берегу реки - Данилов монастырь, к нему вел Тюхоловский мост.

В 17 веке роща относилась к дворцовым владениям, в "Тюхалях", как она тогда называлась, были царские охотничьи угодья. Здесь частенько бывал страстный любитель соколиной охоты государь Алексей Михайлович поэтому в Тюхалях даже был построен небольшой соколиный двор.

При Петре I в Тюфелевой роще уже появился деревянный дворец, где должен был остановиться царь во время Кожуховского похода - первых крупных военных учений в истории России. После окончания маневров в построенном здании жил князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский, в ведении которого находились учреждения царской охоты.

Картина Алексея Кившенко «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово.» 1882 г.
Картина Алексея Кившенко «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово.» 1882 г.

А чуть позже, в начале 18 века “построен в Тюхальских лугах потешный двор, на котором в летнее время живут повсягодно кречетники и сокольники, и ястребники для справки птиц…” Таким образом, на протяжении всего 18 века Тюфелева роща оставалась императорским охотничьим угодьем. Однако деньги на содержание потешного двора не выделялись, и постепенно он пришел в запустение. Уже тогда власти обнаружили, что роща регулярно подвергается вырубке.

В 1797 г. земля с рощей и деревянным дворцом была пожа­лована архитектору Николаю Александровичу Львову. Он выстроил здесь целую землебитную усадьбу, часть зданий которой сохранялась вплоть до 1930-х гг., а также завод по производству картона. Кстати, единственное сохранившееся в России архитектурное сооружение, построенное по землебитной технологии - Приоратский дворец в Гатчине, дайте знать в комментариях, если хотите, чтобы мы подробнее о нем рассказали.

Землебитный домик Львова в Тюфелевой роще
Землебитный домик Львова в Тюфелевой роще

В это же время после успеха сентиментальной повести «Бедная Лиза» Карамзина Тюфелева роща стала популярным среди москвичей местом для прогулок, благодаря близости к Лизиному пруду, где по сюжету главная героиня которой покончила с собой. Весной дамы ездили сюда собирать ландыши, а влюбленные круглый год гуляли у пруда.

Вид Симонова монастыря со стороны Лизиного пруда. Литография с оригинала К. Рабуса (1840-е гг.)
Вид Симонова монастыря со стороны Лизиного пруда. Литография с оригинала К. Рабуса (1840-е гг.)

После смерти Львова в 1803 г. его участок земли неоднократно продавался и Тюфелева роща стала популярным местом и для строительства летних дач. В конце 19 века большую часть рощи выкупил Павел Павлович фон Дервиз, сын и наследник железнодорожного магната. Здесь он имел 4 доходных дома, а роща постепенно стала превращаться в промышленное предместье го­рода. В ней любили отдыхать жители рабочего поселка Симоновой слободы, в народе Симоновки.

-6

Ну а в начале 20 века в связи с промышленным бумом все окрестности Тюфелевой рощи начинают застраиваються фабрично-заводскими объектами. В 1903-1908 гг. через Тюфелевую рощу была проведена ветка Окружной железной дороги со станцией «Кожухово». К тому времени роща уже потеряла половину своей прежней площади. Вековые сосны продолжали вырубать на топливо, из них изготавливали фонарные столбы для уличного освещения, и к 1930 году от рощи уцелели лишь небольшие участки.

Железнодорожная ветка в Тюфелевой роще, 1907-1917
Железнодорожная ветка в Тюфелевой роще, 1907-1917

Финальную точку в истории рощи в 1931 г. поставило расширение Первого автомобильного завода (ныне ЗИЛ), тогда были вырублены остатки Тю­фелевой рощи. Вместе с ней исчезли землебитные строения Львова и озера.

Рябушинские в Тюфелевой роще обсуждают план строительства завода АМО (1916)
Рябушинские в Тюфелевой роще обсуждают план строительства завода АМО (1916)

На сегодняшний день топоним «Тюфелева роща» сохранился в названии улицы и парка. Примечательно, что царская усадьба и домики Львова находились примерно на месте современного ландшафтного парка, проектированием которого занималось американское архитектурное бюро.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

Читайте также:

#armos #история #архитектура #москва #тюфелевароща