Друзья, сегодня мы открываем новую рубрику #москважелезнодорожная рассказом о самой красивой станции московской окружной железной дороги - Воробьевы горы.
На рубеже XIX—XX веков для разгрузки развивающегося московского железнодорожного узла было принято решение построить кольцевую линию железной дороги. Строительство продолжалось с 1903 по 1908 гг. по проекту архитектора Петра Рашевского. Было сооружено четыре больших и 68 малых мостов, 30 путепроводов, выстроены 19 зданий на 14 станциях и остановочных пунктах, а также жилые дома для железнодорожных служащих и сооружения технического назначения.
Новая железная дорога проходила лесами, болотами, пашнями, по дачной местности. Станция Воробьевы горы располагалась на территориях Хамовнического поля и бывшего Вавилонского сада, принадлежавшего Новодевичьему монастырю.
Так как железнодорожные пути проходили в непосредственной близости от Москвы реки, была создана искусственная насыпь - это обезопасило от возможного подтопления при разливе реки. В результате, насыпной уровень путей поднялся над первоначальным уровнем земли на несколько метров. Кроме того, сложная специфика окрестностей не позволяла построить там несколько железнодорожных объектов. Поэтому, архитектор А.Н. Померанцев совместно с инженером С. Карейша разработали индивидуальный проект двухэтажного здания вокзала и платформы с пассажирским дебаркадером.
Дебаркадер представлял собой ажурный металлический пешеходный мостик консольной системы. В современном оформлении на нем можно увидеть расположенные по периметру фонари. Изначально, эти фонарные столбы служили опорами для навеса пассажирского дебаркадера, а после его демонтажа стали использоваться как фонарные.
Крупное здание вокзала позволило совместить в нем практически все станционные постройки. На первом этаже располагались квартиры начальника станции и двух его помощников, а также багажное отделении. В боковых фасадах здания находились дополнительные выходы на улицу. С левой стороны была лестница, ведущая к подвалу, а с правой - дополнительная винтовая лестница, которая вела ко всем этажам и, вероятно, служила как еще одна пожарная.
Внутри здания с первого на второй этаж вела четырехъярусная лестница с изящными узорными чугунными перилами. На втором этаже находились пассажирские залы с выходом по дебаркадеру к платформе. В одной половине здания находился зал для I и II классов пассажиров, а также единственный на всей Московской Окружной ж.д. буфет. В другой половине – зал для III класса, контора начальника станции и телеграф.
Рядом с пассажирским зданием со стороны путей по обеим сторонам находились пакгауз и отхожее место. На всех станциях-вокзалах Московской окружной дороги было проведено отопление (голландские и русские печи) и электричество, в залах стояла дубовая мебель, черепицу для крыш павильонов поставляли из Варшавы, а станционные часы заказывали у швейцарской фирмы «Павел Буре».
Здание станции Воробьевы горы построено из красного кирпича с белой отделкой, как и другие станционные павильоны МЖД, но художественное оформление несколько отличается от типовых проектов.
В частности, здесь мы видим арочные окна, украшенные пилястрами с замковым камнем, центральное доминантное окно, обрамленное архивольтом, легкую рустовку цокольного этажа, два ризалита, которые завершаются двускатной крышей с люкарнами и декоративными шпилями (один шпиль, со стороны путей, в настоящее время утрачен). Центральное арочное окно подъездного фасада подчеркивается изогнутой линией карниза, а карниз боковых частей здания поддерживается декоративными ажурными консолями. Фасады со стороны подъезда и со стороны путей симметричны, кроме центральной части, где в связи с размещением дебаркадера, отсутствует доминанта арочного окна.
Воробьевы горы были одной из крупнейших станций Окружной ж/д. Рядом с ней, на месте современного стадиона "Лужники", находились судоверфь и лесные склады, имевшие обширный парк подъездных путей. Напротив Андреевского монастыря находился военный завод "Союз", выпускавший авиационные двигатели и также имевший систему подъездных путей. В сторону центра города шли подъездные пути к заводам "Каучук" (по его трассе проходит современная улица Ефремова) и к фабрикам на Саввинской набережной.
В 1990-е годы путевое развитие станции было разобрано. Сейчас здание занимает Юго-Западная транспортная прокуратура.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
Читайте также:
#armos #история #архитектура #москва #воробьевыгоры #вокзал