Найти тему
AR.MOSCOW

Вокзал исторической станции Воробьёвы Горы

Друзья, сегодня мы открываем новую рубрику #москважелезнодорожная рассказом о самой красивой станции московской окружной железной дороги -  Воробьевы горы.

На рубеже XIX—XX веков для разгрузки развивающегося московского железнодорожного узла было принято решение построить кольцевую линию железной дороги. Строительство продолжалось с 1903 по 1908 гг. по проекту архитектора Петра Рашевского. Было сооружено четыре больших и 68 малых мостов, 30 путепроводов, выстроены 19 зданий на 14 станциях и остановочных пунктах, а также жилые дома для железнодорожных служащих и сооружения технического назначения.

Схема Московской окружной железной дороги
Схема Московской окружной железной дороги

Новая железная дорога проходила лесами, болотами, пашнями, по дачной местности. Станция Воробьевы горы располагалась на территориях Хамовнического поля и бывшего Вавилонского сада, принадлежавшего Новодевичьему монастырю.

Так как железнодорожные пути проходили в непосредственной близости от Москвы реки, была создана искусственная насыпь - это обезопасило от возможного подтопления при разливе реки. В результате, насыпной уровень путей поднялся над первоначальным уровнем земли на несколько метров. Кроме того, сложная специфика окрестностей не позволяла построить там несколько железнодорожных объектов. Поэтому, архитектор А.Н. Померанцев совместно с инженером С. Карейша разработали индивидуальный проект двухэтажного здания вокзала и платформы с пассажирским дебаркадером.

Дебаркадер представлял собой ажурный металлический пешеходный мостик консольной системы. В современном оформлении на нем можно увидеть расположенные по периметру фонари. Изначально, эти фонарные столбы служили опорами для навеса пассажирского дебаркадера, а после его демонтажа стали использоваться как фонарные.

Крупное здание вокзала позволило совместить в нем практически все станционные постройки. На первом этаже располагались квартиры начальника станции и двух его помощников, а также багажное отделении. В боковых фасадах здания находились дополнительные выходы на улицу. С левой стороны была лестница, ведущая к подвалу, а с правой - дополнительная винтовая лестница, которая вела ко всем этажам и, вероятно, служила как еще одна пожарная.

Внутри здания с первого на второй этаж вела четырехъярусная лестница с изящными узорными чугунными перилами. На втором этаже находились пассажирские залы с выходом по дебаркадеру к платформе. В одной половине здания находился зал для I и II классов пассажиров, а также единственный на всей Московской Окружной ж.д. буфет. В другой половине – зал для III класса, контора начальника станции и телеграф.

Рядом с пассажирским зданием со стороны путей по обеим сторонам находились пакгауз и отхожее место. На всех станциях-вокзалах Московской окружной дороги было проведено отопление (голландские и русские печи) и электричество, в залах стояла дубовая мебель, черепицу для крыш павильонов поставляли из Варшавы, а станционные часы заказывали у швейцарской фирмы «Павел Буре».

Здание станции Воробьевы горы построено из красного кирпича с белой отделкой, как и другие станционные павильоны МЖД, но художественное оформление несколько отличается от типовых проектов.

1907 год
1907 год

В частности, здесь мы видим арочные окна, украшенные пилястрами с замковым камнем, центральное доминантное окно, обрамленное архивольтом, легкую рустовку цокольного этажа, два ризалита, которые завершаются двускатной крышей с люкарнами и декоративными шпилями (один шпиль, со стороны путей, в настоящее время утрачен). Центральное арочное окно подъездного фасада подчеркивается изогнутой линией карниза, а карниз боковых частей здания поддерживается декоративными ажурными консолями. Фасады со стороны подъезда и со стороны путей симметричны, кроме центральной части, где в связи с размещением дебаркадера, отсутствует доминанта арочного окна.

Воробьевы горы были одной из крупнейших станций Окружной ж/д. Рядом с ней, на месте современного стадиона "Лужники", находились судоверфь и лесные склады, имевшие обширный парк подъездных путей. Напротив Андреевского монастыря находился военный завод "Союз", выпускавший авиационные двигатели и также имевший систему подъездных путей. В сторону центра города шли подъездные пути к заводам "Каучук" (по его трассе проходит современная улица Ефремова) и к фабрикам на Саввинской набережной.

Завод "Каучук", 1927 г.
Завод "Каучук", 1927 г.

В 1990-е годы путевое развитие станции было разобрано. Сейчас здание занимает Юго-Западная транспортная прокуратура.

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

Читайте также:

#armos #история #архитектура #москва #воробьевыгоры #вокзал