Как правильно сортировать?
Итак, процесс пошёл. Раненые и пораженные прибывают. И вы видите, что они делятся на три группы.
Тяжелораненые — им требуется немедленная помощь. Им прогрессивно становится хуже, вероятность их смерти в отсутствие помощи в ближайшие 2–12 часов крайне высока. Чтобы им помочь, нужна вся ваша бригада в течение длительного времени — и эта самая помощь не гарантирует их выживания.
Раненые средней тяжести. Непосредственной угрозы жизни пока нет, но, во-первых, возможно, что она не распознана, а во-вторых, их состояние может постепенно ухудшаться и перевести их в первую группу к тяжелораненым. Им требуется выполнение различных по сложности и времени манипуляций и наблюдение медперсонала. Большинство из них при правильной сортировке и оказании помощи смогут дожить до эвакуации.
Легкораненые. В настоящий момент помощь им не нужна (в сравнении с первыми двумя группами), хотя они могут при этом выглядеть достаточно пугающе, с переломами, ожогами, в крови. Сами они уверены, что им хуже всех. Они могут кричать, хватать вас за руки, требовать помощи и вообще качать всякие права. Но вы же вызвали подмогу в лице полиции? Привлекайте для установления порядка.
Первый момент в сортировке — все раненые не имеют пола. Сортировка происходит только по тяжести состоянии, особенно если для этого выделяются большие пространства — стадионы, спортзалы. Это на фронте 99% раненых мужчины и для 1 раненой медсестры могут найти ширмочку (и то не факт), а в мирное время чаще всего 50 на 50, моральные и религиозные аспекты отбрасываем в сторону. Вам должно быть удобно их обходить — это самый главный аргумент по части размещения раненых.
Второй момент — выделяем тяжелораненых и агонирующих, отводим им место подальше от всех, накладываем жгуты (по необходимости), выделяем наркотики (если есть), анальгетики, перевязочный материал, воду, сажаем рядом родственников. Жизнь этих людей зависит только от скорости прибытия транспорта и специализированной помощи.
Третий момент — легкораненых выделяем довольно простым приемом, говоря, что помощь будет оказана рядом, за углом, за домом, в соседнем корпусе и смотрим, если прошел эти 50–100 метров, то это и есть легкораненый (при этом возможно выделить глазом кого-то из группы средней тяжести и перераспределить). Их желательно тоже оставить под наблюдением полиции, так как именно оттуда проистекают все крики о пересортировке, обезболивании и эвакуации.
Остается только оказывать помощь группе раненых средней степени тяжести в силу своих ресурсов. По статистике американской армии, на поле боя солдаты погибают от трех причин — кровотечения, асфиксии и напряженного пневмоторакса. Поэтому останавливаем по возможности все источники наружного кровотечения, проверяем дыхание. Потом выделяем раненых с предполагаемыми внутренними повреждениями — закрытая травма живота, например. Если количество хирургов позволяет, таких можно взять в операционную для остановки внутренних кровотечений.
По военно-медицинской доктрине, принятой странами Варшавского договора на основе войны в Афганистане и до сих пор особо не изменённой, помощь раненым в три области тела оказывается в последнюю очередь, потому что это требует мобилизации всех имеющихся медресурсов. Жестокий, но разумный принцип, позволяющий грамотно распределить все имеющие врачебно-сестринские ресурсы.