Найти в Дзене
Пикабу

История древнего Рима. Вторая пуническая. После Канн. Отчаяние и мужество Рима

Когда в Рим пришли весли о случившемся у Канн, город охватили смятение и ужас. Когда от Варрона пришло донесение весь город погрузился в траур. Но не все поддались панике. Претор этого года, которому было поручено командованием флотом, стоящим в Остии, Гай Клавдий Марцелл, не дожидаясь каких либо указаний, отправил в Рим 1500 солдат из своих сил. Так как в городе не было консулов, то сенат в этот раз собрали городские преторы. Сенат постановил, что Марцелл должен сдать командование флотом Фурию Филу, а сам, с морским легионом, отправиться в Канузий, к армии и принять командование, для организации сопротивления Ганнибалу. Консул Варрон должен вернуться в Рим.

Марцелл был в Риме известной и уважаемой личностью. Вот что пишет о нем Плутарх:

" И верно, он был опытен в делах войны, крепок телом, тяжел на руку и от природы воинственен, но свою неукротимую гордыню он обнаруживал лишь в сражениях, а в остальное время отличался сдержанностью и человеколюбием; греческое образование и науки он любил настолько, что людей, в них преуспевших, осыпал почестями и хвалами, но сам, постоянно занятый делами, не достиг той степени учености, к которой стремился.

Свое боевое крещение он получил в боях Первой Пунической войны, где отличился в в сражениях за Сицилию. Особенно он прославился тем, что спас во время сражения Тита Отацилия Красса, будущего командующего римским флотом, во Второй Пунической войне. Он прикрыл щитом раненого, и сражался до тех пор, пока не поразил всех нападающих. Вообще он был прекрасным бойцом. Вот что по этому поводу замечает тот же Плутарх:

" Марцелл был искушён во всех видах боя, но в поединках превосходил самого себя; не было случая, чтобы он не принял вызова, ни чтобы вызвавший его вышел из схватки живым.

Затем Марцелл отличился в войне с кельтскими племенами инсумбров и гексатов, будучи уже в ранге консула и командующего армией. Во время сражения вождь гексатов Вертомар, которого галлы считали непобедимым, вызвал Марцелла на поединок, в котором был убит. После этого бой продолжался не долго, пораженные гибелью своего вождя, галлы сражались вяло и, несмотря на существенный численный перевес, скоро обратились в бегство. Вот такому человеку теперь было вручено командование, наконец во главе римской армии стал человек, обладающий не только амбициями, но способностями. Как мы увидим далее, в лице Марцелла Ганнибал получил достойного себя противника.

Но вернемся к событиям В Риме. Сенат объявил набор в новые легионы. Записывали семнадцатилетних и даже шестнадцатилетних. Были набраны четыре легиона. Но так как граждан не хватало, то были выкуплены рабы, желавшие служить, в количестве восьми тысяч, и сформированы еще два легиона. Оружия не хватает, и вход идет то, что было захвачено у врагов и хранится в храмах.

После Канн Ганнибал отпустил на свободу всех пленных италиков, а римским гражданам предложил свободу за выкуп. Пленные выбрали делегацию из десяти человек, члены которой дали слово вернуться обратно, и отправили ее в Рим. Когда делегация предстала перед сенатом, возле курри собралась огромная толпа родственников тех, кто находился в плену. Люди умоляли вызволить их детей, мужей и отцов. Сенаторы, у которых среди пленённых так же было много родственников, склонялись к решению о выкупе, пока слово не взял Квинт Манлий Торкват. В своей речи он обличил трусость сдавшихся в плен и тем, что они едва не похваляются своим поступком. В конце своей речи он сказал:

"Тосковать по отечеству надо, когда оно есть у тебя, пока ты его гражданин, пока ты свободен. А теперь - поздно: вы больше не римские граждане, вы рабы карфагенян! Выкупать вас так же нелепо и несправедливо, как выдать Ганнибалу тех ваших товарищей, которые вырвались из лагеря и сами вернули себя родине!".

Сенат отклонил просьбу делегации и отправил её назад к Ганнибалу. Рассказывают, что один из делегатов, сбежал и вернулся домой. Но когда должностные лица в Риме узнали об это, он был арестован и с позором, под стражей отправлен к Ганнибалу.

Поражение при Каннах нанесло Риму кровавую рану. После этого союзники, прежде сохранявшие верность, стали переходить на сторону пунийцев. На севере галлы, на юге греческие города были на стороне Ганнибала. А теперь и в самом сердце Италии Капуя, крупнейший и богатейший город, предал и стал врагом. Но никто в Риме не думал о том что бы просить мира, в эти тяжкие времена римляне сохраняли твердость духа и готовились к дальнейшей борьбе.

Пост автора shoshenc.

Узнать, что думают пикабушники.