Вот так незаметно в этом блоге появился сотый пост. Даже самому удивительно, поскольку неоднократно возникало желание бросить эту никому в сущности не нужную писанину. Но всё-таки какая-то внутренняя сила меня останавливает и даже дисциплинирует, потому и появляются здесь новые обзоры.
В связи с этим, в честь небольшого юбилея, хотелось бы немного отойти в сторону от основной темы и поговорить не о книгах и музыке, а, собственно, о самой музыке. Потому немного напишу о появившихся за последние два года новых музыкальных альбомах. Их создатели уже фигурировали в этом блоге в качестве писателей или обязательно появятся в будущем. Но, поскольку я в некоторой степени ретроман и предпочитаю материальные носители, то и речь пойдет о тех альбомах, которые достались мне на компакт-дисках. В наше время это происходит всё реже и реже, от этого каждый новый такой альбом становится настоящим событием и подарком.
Хотя изначально я хотел сделать целостный пост, но как только я начал писать, то с удивлением обнаружил, что по своему настроению каждый из этих альбомов ассоциируется с определенным временем года. По такому принципу мы их и рассмотрим.
«Зодчие» «Бросаем пить?)» (2022)
«Злобные старикашки», начинавшие еще в 1980-х, выпустили буквально идеальный зимний альбом. Потому в нем сразу две новогодние песни. «Зимняя ночь в Москве» - прекрасная композиция, которую группа исполняла ещё во время своего творческого расцвета, но записать решили только сейчас. Песня создает приятное настроение независимо от времени года и места, есть в ней какая-то магия, от которой все вокруг делается добрее. Это смысловая прелюдия, а остальные композиции – воплощение первых дней любого года. Не зря почти в каждой из них возникает тема алкоголя. Но всегда с юмором и иронией. «Песня без мата» или вальс «Домой еще рано» - наглядное тому подтверждение.
Дело даже не в том, что именно в зимние дни возникает чувство ностальгии. Хотя в музыкальном плане «Зодчие» остались верны себе, и звучат они свежо и приятно. В паре песен поднимают актуально-молодежные темы. В других, наоборот, звучит добрая ностальгия. А финальная песня «Ах, Россия!» - это воплощение оптимизма. Неслучайно она идет после сатирической «Свинской народной». Так что за прошедшие годы группа своего задора не растеряла, и этот альбом – прекрасное средство для улучшения настроения.
Обзор на книгу «Зодчие: хроника одной группы», написанную основателем группы Юрием Давыдовым читайте в теме РОК-МУЗЫКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В ВОСПОМИНАНИЯХ ЮРИЯ ДАВЫДОВА И АРМЕНА ГРИГОРЯНА
Манагер и «Родина» «Странники простора» (2022), «Цыганята и я с Ильча» «Паразиты мозга» (2023)
Я уже как-то касался темы концептуализма творчества Олега «Манагера» Судакова. Отрадным является то, что он от этого принципа не отступает, а, наоборот, развивает. Новые альбомы сразу двух его проектов это подтверждают. Тем более, что записывались они практически одним составом: кроме самого Манагера еще играли Дмитрий Родионов и Олеся Стратилова, а на альбоме «Родины» к ним присоединился гитарист Антон Артамонов.
Этими альбомами Манагер расширяет горизонты понимания окружающей реальности. Но для этого он обращается к незримой помощи своих друзей. Если наиболее сильные композиции «Странников» посвящены Константину «Кузьме» Рябинову, Евгению «Джеку» Кузнецову и Вадиму «Лукичу» Кузьмину, то в «Паразитах» это уже открытые цитаты из творчества «Коммунизма», «Гражданской обороны», Янки Дягилевой и того же Черного Лукича. От этого взгляд в вечность на этих альбомах становится пронзительней и четче.
Вместе с тем они весьма злободневны. И если в некоторых вещах («Глобализм», «ГМО», «Морок») их актуальность лежит на поверхности, то в других это понимание реальности нужно поднять «со дна морских глубин». Наряду с прямыми высказываниями есть еще скрытые смыслы, ловко спрятанные Манагером под слоем сатиры и иносказаний.
Потому эти альбомы нужно слушать не один, и не два раза. При том можно перемешивать песни из них между собой. Тогда законченные композиции чередуются с музыкальными коллажами и зарисовками и песни играют совсем другими смыслами. Даже не знаю, сознательно ли музыканты задумали такой концепт или он незримо получился сам в процессе творчества. А использованные при оформлении альбомов коллажи Манагера вносят в понимание сущности его творений важные детали.
Несмотря на серьезность песен на альбомах, они все-таки дарят ощущение, что не все так и плохо в мире и перемены обязательно будут позитивными. Такое чувство обычно бывает весной, когда все вокруг наполняется ощущением чего-то совсем нового. Такое же ощущение оставляет после себя и новые творения Олега Судакова.
Владимир Рекшан & «Санкт-Петербург» «За что?» (2023)
Как бы парадоксально это не казалось, но самым свежим и актуальным альбом оказалось творение банды, которая существует дольше всех – еще с 1969 г. Правда все-таки он немного утратил свою актуальность. Например, композиция «Дзюба» была бы как ни когда актуальна пару лет назад. Но нужно понимать, что альбом писался ни один день, потому его можно даже считать своеобразным срезом современной не простой и постоянно меняющейся реальности. О чём прекрасно поведала композиция «Во мраке» и словно бы выступающая в качестве противовеса «Make love». По сути, это воплощение вечной темы противостояния добра и зла.
Да и другие песни, в сути своей, о вечном. «Не ври мне, детка» и «Стерва» - живое воплощение темы взаимоотношений. «Трудящимся быть…» - об обывательской жизни, которую выбирает большинство. Это самая актуальная вещь, которая удачно соседствует с композициями «За всё!» (ответ на вопрос заданный в заголовке альбома) и «Наши лица».
Таким образом, у Владимира Рекшана получился полноценный концептуальный альбом, что в наше время большая редкость. При прослушивание настроение на перемены появляется довольно отчетливо. И не смотря на то, что завершает его композиция «Весна», альбом получился в большей степени летним. По крайней мере его настроение точно именно такое.
Историю банды «Санкт-Петербург» можно узнать из книги «Самый Кайф», написанной её основателе Владимиром Рекшаном. Небольшой обзор на неё можно прочитать в теме ЧЕТЫРЕ ГРАНИ «НАШЕЙ МУЗЫКИ».
Обзоры на другие книги Владимира Рекшана:
«ФАБРИКА БАБОЧЕК» КАК ОБРАЗ ГРЯДУЩЕГО
ВЛАДИМИР РЕКШАН И ЕГО ПУТЬ СПАСЕНИЯ ОТ АЛКОГОЛИЗМА
ЧЕТЫРЕ КНИГИ О МИФЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО РОКА
«Эшелон» «Хороший человек идёт на войну» (2022)
Третий студийный альбом красных металлистов, которые в своем творчестве продолжают бескомпромиссную борьбу за дело рабочего класса. «С оружием пролетариата», как сама группа поет в новой версии песни «Эшелон», представленной на альбоме. Как всегда альбом получился жестким и бескомпромиссным. Но только таким он и может быть. Хлесткие и актуальные тексты должны ложиться на тяжелые гитарные рифы, что бы буквально вбиваться в сознание. Это «Эшелону» всегда удавалось мастерски.
В альбоме есть почти баллада «Мятежный титан», которая по своей сути самая концептуальная вещь на альбоме. Миф о подвиге Прометея всегда был особо любим среди революционеров, но в трактовке «Эшелона» он словно обрел свою смысловую законченность. По крайней мере, смыслы её заставляют задуматься о многом. А еще буквально целые музыкальные поэмы «Расселенная» и «До последней звезды» - это законченные повествования, выстроенные по всем законам драматургии. В первой передается разговор бойцов красноармейцев с мечтами о светлом будущем, а во втором – наглядно показаны все ужасы современного капитализма. Круг замкнулся и тем самым сделал более понятным название альбома. Кстати, впервые оно прозвучало еще в 2013 г., но вышло так, что к моменту выхода альбома оно стало жизненно актуальным.
Историю создания группы и радикального периода её прекрасно описал один из основателей коллектива Дмитрий Чёрный в романе-эшелоне «ВРЕМЯВСПЯТЬ». Обзор на него читайте в теме ДВЕ ЭПОХИ РОМАНА-ЭШЕЛОНА «ВРЕМЯВСПЯТЬ»
Послушаешь его и совсем уже по-другому глядишь на окружающую реальность, такую как заводы, превращенные в торговые центры. На этом фоне как взгляд из будущего звучат песни про город под властью Красных знамен и песня о том, что «Ильич объявляет Советскую власть», к которым органично добавляется кавер на «Пой революцию» «Гражданской Обороны». Потому то, по своему настроению именно этот альбом оказался самым подходящим для осеннего периода, когда очень хочется что-то изменит в себе или в окружающем мире.