Любая музыка по определению неоднородна. Рок-музыка тем более. Русская рок-музыка неоднородна втройне. Отечественная рок-музыка в период ее становления, это череда настолько не похожих друг на друга ансамблей, что порой просто удивляешься как на одной почве из одних и тех же ингредиентов могут вырасти столь не похожие друг на друга побеги.
В качестве примера возьмем мемуары двух отечественных рок-музыкантов: Юрий Давыдов – основатель группы «Зодчие» и Армен Григорян – бессменный лидер группы «Крематорий». Довольно интересно, что стилистика их мемуаров очень похожа – в ней очень умело и мастерски сплетается история коллективов, которые основали музыканты и их личная жизнь. В то же время обе книги «Зодчие: хроника одной группы» и «Призраки Крематория» написаны очень талантливыми писателями. Да именно писателями! Мы читаем не серые и безликие воспоминания с бесконечным перечислением фактов, дат и фамилий, а действительно живые и интересные тексты, способные вызвать самые разные эмоции. Причем у обоих авторов очень живой юмор и самоирония, что нашло отражения на страницах их книг.
Даже начало у этих воспоминаний очень похоже. Юрий Давыдов родился на четыре года без пары месяцев раньше Армена Григоряна. Оба росли в Москве, хоть и в разных районах, без участия родителей. Дальше по накатанной: впервые услышали «Битлз», захотели сами научиться играть, поиск единомышленников, первый ансамбль, первые неудачи на школьных танцах, учеба и попытка ее совмещение с музыкой. Все это есть в биографиях 97% отечественных рок-музыкантов.
Еще одна «точка» пересечения – то без чего группа не может существовать: это гастроли. Бесспорно их описания одни из лучших моментов этих воспоминаний. В рассказах о зарубежных гастролях (особенно первых) полно забавных моментов и взаимодействия с культами тех стран, в которых музыканты оказывались. Да и вообще описание гастролей наиболее интересные эпизоды в каждой из книг. Тут есть и забавные, и страшные и даже мистические моменты. Уверен, что повстречайся однажды музыканты в каком ни будь сибирском гостиничном номере, то забавных историй в этих мемуарах было бы намного больше.
Особенность рассказанных историй как раз в другом, что имея такое общее начало в какой то момент истории героев идут в совершенно разных направлениях. Да, оба из авторов создают практически одновременно свои группы в каждой из которых переиграло неимоверное количество музыкантов. Но вот, что интересно порой история групп «Зодчие» и «Крематорий выглядят как зеркальные отражения друг друга.
Судите сами. Если в конце 1980-х «Зодчие» была одной из самых популярных рок-групп в стране, то сейчас ее название вспоминает не каждый ценитель музыки. А уж если попросить спеть песню, то здесь будет откровенный ступор. «Крематорий» во все времена не был избалован массовой любовью, но название ее знает практически каждый. И даже если не сразу вспомнят, что это именно их песни, но «Мусорный ветер» и «Катманду» узнают все. Если судить по кадровому составу, то из «Зодчих» вышли такие известные сегодня музыканты как Валерий Сюткин и Юрий Лоза. Фамилии музыкантов вышедших из «Крематория» наверное назовут только самых махровые фанаты, да и на сколько мне известно ни кто из них так в дальнейшем музыкальную деятельность и не продолжил. Только судьба Юрия Давыдова и Армена Григоряна навсегда осталась связана с их творениями. «Зодчие» официально писались и выпускались на «Мелодии», выпуск пластинок для «Крематория» была тягостная работа, осуществленная исключительно стараниями Григоряна.
Еще интересней следить за музыкальными историями этих групп. Они развиваются своеобразными волнами и когда одна группа фактически падает в забвение, то у другой наблюдается творческий подъем. Я ни в коем случае не скажу, что «Зодчие» и «Крематорий» могут как то компенсировать друг друга – слишком уж разная у них аудитория. Даже сложно представить эти группы в одном концерте. Но при чтении воспоминаний Давыдова и Григоряна складывается ощущение, что они вряд ли смогли бы выжить в одном музыкальном пространстве (хотя если вслушаться в некоторые композиции внимательно, то общие корни все-таки прослеживаются), потому и уступают друг другу периодически дорогу. Ни чего не поделаешь – московское интеллигентное воспитание.
По сути это то и отражено в указанных воспоминаниях. 1991 г. там где по сути кончается история «Зодчих», только во всю начинается история «Крематория». Потому довольно удивительный момент. Из двух этих книг воспоминаний складывается довольно занятный портрет рок-истории страны. Ушло одно поколение музыкантов с еще советской школой и закалкой и им на смену пришло другое с уже новым восприятием мира и ощущением музыки. Пусть эти музыканты равны друг другу по возрасту, они различны в самой сути: в понимании эпохи и места своей музыки в ней. На места непринужденным рок-н-роллам с откровенно стебными текстами, которые играли «Зодчие» приходит зрелое понимание ситуации и необходимость глядеть на мир осознанным взглядом, как это делала в своих песенных шедеврах Армен Григорян. Дальше уже совсем другая эпоха и другая музыка и Давыдов с Григоряном по-разному оценивают, то как будет соотнесено их творчество со звуками времени.
Это ощущение есть в каждой из этих книг, что еще больше сближает их. И если вы хотите понять, как советская рок-музыка выросла в российскую, то поочередное прочтение добрых историй групп «Зодчих» и «Крематория» будет самым лучшим пособием на этом пути.