Найти в Дзене

ЧЕТЫРЕ ГРАНИ «НАШЕЙ МУЗЫКИ»

Сегодня мне совершенно неожиданно захотелось вспомнить ещё про одну серию книг, посвященную отечественной музыке. Собственно она именно так и называется: «Наша музыка». Издательство «Афмора» выпускала её в 2007-2008 гг., но вошло в неё всего четыре книги. Каждая из них интересная тем, что в ней музыканты различных стилей и направлений рассказывают… Да о чем захотят: о своём творчестве, образе жизни, знакомых и много о чем еще. Каждая из книг получилась по-своему уникальная и сегодня напишу хотя бы несколько слов про каждую из них. «Записки Старого Рокера», Анатолий Гуницкий Первая попытка собрать под одной обложкой тексты Старого Рокера. Естественно, что с 1984 г. таких собралось не мало. Словно в переливающемся калейдоскопе проходит перед нами музыкальная жизнь Петербурга за 20 лет. Кого здесь только не оказалось. Конечно, есть и «главные герои», про которых статей в книге больше: «Аквариум», Дюша Романов, ДДТ, Сергей Курёхин, «Алиса», Хвост. Но и другим персонажам, правда, преимущес

Сегодня мне совершенно неожиданно захотелось вспомнить ещё про одну серию книг, посвященную отечественной музыке. Собственно она именно так и называется: «Наша музыка». Издательство «Афмора» выпускала её в 2007-2008 гг., но вошло в неё всего четыре книги. Каждая из них интересная тем, что в ней музыканты различных стилей и направлений рассказывают… Да о чем захотят: о своём творчестве, образе жизни, знакомых и много о чем еще. Каждая из книг получилась по-своему уникальная и сегодня напишу хотя бы несколько слов про каждую из них.

-2

«Записки Старого Рокера», Анатолий Гуницкий

Первая попытка собрать под одной обложкой тексты Старого Рокера. Естественно, что с 1984 г. таких собралось не мало. Словно в переливающемся калейдоскопе проходит перед нами музыкальная жизнь Петербурга за 20 лет. Кого здесь только не оказалось. Конечно, есть и «главные герои», про которых статей в книге больше: «Аквариум», Дюша Романов, ДДТ, Сергей Курёхин, «Алиса», Хвост. Но и другим персонажам, правда, преимущественно Ленинградско-Петербургской сцены, в книге уделено достаточно внимания. Рассказы про концерты, рецензии на альбомы, интервью, просто мысли автора. Всего этого в книге достаточно.

-3

Особенно здесь важен такой момент, что эти тексты позволяют следить за эволюцией. С одной стороны как менялась музыкальная жизнь Петербурга и страны в довольно переломную эпоху. С другой как менялось мироощущения самого автора и его восприятия всех процессов, которые бурлили вокруг него. Наверное, постоянное нахождение в гуще всех событий и научило автора некоторой отстраненности. В последних материалах особенно заметно, что как бы он сам не был включен в процесс, то автор остается отстраненным наблюдателем. У него прекрасно получается не только анализировать происходящее, но и заглядывать в будущее. Что делает его тексты еще более интересными. И собранные под одной обложкой они действительно приобрели некую единую целостность и смысловую законченность.

-4
Про другой сборник текстов Джорджа Гуницкого можно прочитать в посте ОНИ НАЧИНАЛИ «АКВАРИУМ»

-5

«Самый Кайф», Владимир Рекшан

Опять таки первая попытка собрать под одной обложкой все музыкальный воспоминания автора. Вообще у Владимира Рекшана получилась довольно занятная вещь: он сумел свои личные воспоминания выразить в форме настоящего романа. «Кайф полный» впервые вышел в 1988 г. Его продолжение «Кайф вечный или Как я был Ринго Старром» в 1999 г. А «Кайф плюс» - это уже материалы, рассказывающие о произошедшем в жизни автора за последующие годы или дополняющие рассказанное в предыдущих книгах. В общем, настоящее жизнеописание получилось.

-6

Владимир Рекшан – основатель группы «Санкт-Петербург» с которой традиционно принято вести начало русского рока. Собственно книга то как раз об этом и получилась: как русский рок зародился, развивался и почему так скоро пришел к своему упадку. Может быть где то автор и чересчур субъективен, но именно такими стали его воспоминания, такой след они оставили.

-7

Читая эту книгу, пожалуй, можно пережить весь спектр эмоций: от безумного веселья до почти осязаемого сплина. Автор сумел переплести личные мотивы своей жизни с историей ленинградского рока так, что в итоге они действительно стали неразрывными явлениями.

-8
Желающие могут прочитать обзоры на другие книги Владимира Рекшана
«ФАБРИКА БАБОЧЕК» КАК ОБРАЗ ГРЯДУЩЕГО
ВЛАДИМИР РЕКШАН И ЕГО ПУТЬ СПАСЕНИЯ ОТ АЛКОГОЛИЗМА

-9

«Русская психатака. Записки в стиле psyhobilly», Кирилл Ермичёв

Эти воспоминания можно даже считать своеобразным ответом двум предыдущим. Не скрывая свою неприязнь к тому, что принято называть ленинградским роком, автор показывает, что в это же самое время (т.е. 1990-е годы) в Санкт-Петербурге создавалась совсем иная музыка.

-10

Сам Кирилл Ермичёв пел и играл в группе «Scary B.O.O.M» и с конца 1980-х гг. имел непосредственное отношение ко всей музыке, название которой заканчивается на «билли»: «сайко-», «психо-», «рока-». Т.е. направлениям, где нужно уметь играть на больших скоростях. Потому в книге упомянуты почти все исполнители в данных стилях на отечественной сцене. Петербургские так точно все. Их то музыка в итоге и попала в сборник «Psychoburg» (1997 г.), который был больше известен за границей, чем у нас. Было еще два сборника с аналогичной музыкой, но должной славы они не сыскали.

-11

Конечно, были и концерты и фестивали. Может показаться удивительным, но в данном стиле меньше, чем за 7 лет сменилось аж три поколения музыкантов. На них музыканты уходили в самый настоящий отрыв. На то они и психи. Были и свои клубы: культовый «Мани-Хани» и не столь успешные его последователи. Любительские съемки клипов, ротация на ТВ и радио, собственные журналы. Пожалуй, всё это могло быть в нашей стране лишь в 1990-е. Добавим к этому бесчинства различных групп неформальной молодежи и неадекватность поведения после приёма некоторых средств. Вот тогда перед нами встает абсолютно иной Петербург, который ко всем своим прочим заслугам, был ещё и столицей отечественного сайкобилли.

-12

«Легенды и звезды шансона от Вертинского до Шуфутинского», Максим Кравчинский и Наталья Насонова

Конечно, данный жанр своеобразен. Но, как ни крути, в нашей стране у него по-прежнему много поклонников. Это тоже «наша музыка» и потому читатели должны знать и про исполнителей данного жанра в том числе. Тем более, что Максим Кравчинский бесспорный специалист в этом жанре, это гарантия того, что книга будет интересной.

-13

Наиболее интересными в книге вышла первая и последняя часть. В первой «Истоки жанра» говорится о тех, кому мы собственно обязаны появлением такого жанра как «русский шансон»: Александр Вертинский. Пётр Лещенко, Алёша Дмитриевич, Аркадий Северный. Судьба у всех трагична и она в полной мере находила выражение в их творчестве. Завершается книга рассказами о тех, чья песня ни когда не будет допета: Сергей Коржуков, Петлюра, Сергей Наговицын, Михаил Круг, Катя Огонек.

-14

А между ними 23 интервью с теми, кого принято называть «классиками» и «современниками». Наверное они не всегда ровные. Чувствует, что многие исполнители о чём-то не договаривают. Опять же путь на эстраду у них у всех был разный. Кто-то шел к успеху годами, кто-то входил в него без особых проблем. Для одних новая песня – это событие, другие даже не помнят весь свой репертуар. Порой кажется даже удивительным, что вообще может объединять таких разных по мировоззрению людей. Но когда послушаешь их песни, то понимаешь, что что-то неуловимо схожее в них всё-таки есть.

О книгах про Александра Вертинского можно прочитать в посте АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ НА КНИЖНЫХ СТРАНИЦАХ

Вот такая в итоге вышла серия. Даже прочитав мои краткие описания, можно понять, что составители пытались сделать эту серию максимально разнообразной. Сложно представить героев этих книг в каком-то одном пространстве. Думаю, что очень мало людей, кто даже прочитал все книги этой серии. Но это разные, порой диаметрально противоположные, грани «нашей музыки». Большим плюсом серии было то, что в каждой книге было просто огромное количество фотографий, что позволяло воочию увидеть персонажей. На мой взгляд, серия была интересной, и в ней можно было найти еще множество направлений, про которые можно было бы рассказать. Сейчас на такое надеяться уже даже немного странно, но будем надеяться, что однажды у нас вновь будет новая интересная музыка и найдутся те, кто сможет нам про неё рассказать.