Найти тему

Как рождается величие культуры

Что надо сделать, чтобы твой родной язык стал самым популярным в Европе, и чтобы на нем говорила более 500 лет образованная часть населения и аристократия многих стран? Оказывается, для этого надо сочинить великолепные романы и поэмы.

Имя нашего героя - Кретьен де Труа (Chrétien de Troyes), выдающийся средневековый французский поэт, основоположник куртуазного романа.

Как видно из имени величайшего поэта средневековья, родом он из города Труа, бывшего тогда столицей Шампани, и соответственно говорил и сочинял он на шампанском диалекте французского. Удивительно, что Шампань – это не только родина пузырящегося «напитка счастья» всех празднеств мира, но и место рождения популярности французской культуры.

В то время талант требовал богатого покровителя, который бы снабжал заказами за теплый кров, вкусную еду иди дорогостоящие подарки. Здесь можно вспомнить великих Медичи в Италии или Строгановых в России. Кретьену повезло. Тогда в Шампани взошла звезда - графиня Мария Французская, дочь знаменитой Алиеноры Аквитанской и Людовика VII. Графиня обожала искусства, сочиняла сама, приглашала ко двору талантливых поэтов, музыкантов, ученых и тратила большие суммы на культурное процветание края и благотворительность. Кретьен оказался среди тех, кто получил благодаря своему таланту ее покровительство.

Обратим внимание на то, что мастер создал свои бессмертные произведения именно на французском языке, а не на латыни, что было бы логично для тех времен. Этим необычным "маневром" Мария, родня которой почти вся отправилась в Крестовый поход, хотела подчеркнуть значимость и величие Шампани и французской культуры.

Так появились потрясающие поэмы о Марке (Тристане) и Изольде, о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, о любви Ланселота к королеве Джиневре. Эти и другие образы, созданные поэтом, со временем стали главными символами европейской культуры, любимыми литературными сюжетами многих поколений.

Интересно, что сам Кретьен как бы между прочем сообщал между строк, что не является автором своих шедевров, а лишь пересказывает старинные сказания. Возможно, так и есть. Некоторые исследователи говорят о ярком присутствии кельтского фольклора в творчестве мастера. Однако, в средневековье было принято подобное обращение автора к "прошлому".

Узнавайте Францию вместе с Державинским институтом!