Часть 2 (с 03.10.2023 по 04.10.2023)
С утра 03 октября Тома и Лена (которая с родственниками из Екатеринбурга) уезжали домой, а мы напросились на верхнюю стоянку в тайге, по руслу реки Нижняя Инегень. Какой-либо цели у нас не было, но очень интересно было посмотреть на заготовку сена в горах и сбор шишки. А интерес у нас появился опять же благодаря Ольге, она так увлекательно рассказывает про их зимние стоянки, где находится скот, где они заготавливают древесину, про то, как обустроен там быт, что мы не могли не начать канючить организовать нам поездку.
Ольга договорилась со своими родственниками, и мы отправились с Натальей и Алексеем на их стоянку. Позволю себе тут лирическое отступление, Ольга, Слава (это муж Ольги, о нем будет в следующих частях октябрьского дневника), Наталья, Алексей коренные алтайцы, но имена у них русские, потому что как раз в момент их рождения, было очень популярно называть детей русскими именами, сами же они уже назвали своих детей алтайскими именами.
Дорога на стоянку это отдельная песня, ехали мы в кузове «буханки», в принципе подъем на Мультинские озера на «Шишиге» после такого это детский лепет, но под конец дороги Лена умудрилась задремать, а я уже просто легла на мило предоставленный нам матрас-диван и интенсивно болтала ногами в разные стороны.
По приезду на стоянку мы позавтракали можно сказать как на картине Перова В.Г. «Охотники на привале» и отправились после инструктажа гулять в лес. Инструктаж касался того как не заблудиться в тайге, как собирать шишку и как определить какой кедровый орешек с ядрышком, а какой нет, а еще какие животные водятся в этих местах и то, что встречаться с ними не нужно.
Что касается сбора шишек, то было интересно, сколько мы сможем их собрать, да и полакомиться только что собранным свежим орехом, а не купленным очень хотелось. В результате прогулки, слава богу, ни кабанов, ни медведей, ни волков мы не встретили, набрали 2 мешка шишек, а я так наелась орехов по ходу их сбора, что от расщелкивания у меня болел язык.
Зато кстати мы натолкнулись на уже собранные мешки с шишкой, которые были на дереве, и Наталья с Алексеем сказали, что так шишку спасают от кабанов, потому что если оставить ее на земле они ее разбросают и съедят, если же шишку найдет медведь, то тут и деревья не спасут. Про медведя нам тоже Алексей рассказал, что весной, когда он приехал также собирать шишку, вечером он услышал лай своей собаки, выглянул из своего вагончика и буквально в нескольких метрах увидел медведя, быстро закрыл дверь и уже в этот день наружу не выходил, утром медведя уже и след простыл.
Собака кстати очень забавная, пес так привязан к своим хозяевам, что бегает с ними на стоянку своим ходом. Обязательно выложу ролик как он за нами бежит. При этом он сам знает дорогу, иногда убегает впереди хозяев и ждет их уже на месте. И на всякий случай для зоозащитников, когда Алексей едет в машине один, то пес едет в кабине как штурман, но когда в кабине нет места он бежит следом, потому, как ехать в кузове он ехать отказывается. И кстати, почему отказывается, мы очень даже понимаем. Обратно мы скакали в кузове уже с собранной шишкой, спали мы в эту ночь как убитые.
Проснувшись на следующее утро, тем не менее, у нас случилась «шишечная золотая лихорадка» и мы рванули на Семинский перевал для того чтобы набрать еще шишки. Выбор пал на этот перевал по причине его доступности. Сам перевал является частью Чуйского тракта, а значит, легкодоступен и то, что шишку там собирают мы видели каждый год. Ну а для того, чтобы не сильно расстроиться, если шишки много не соберем, решили что это тоже своего рода разведка новых локаций для туристов.
Сам по себе перевал - это уникальный участок горного серпантина, старинное алтайское название Семинского перевала - Дьал-Менку («Вечная грива»). Название перевала происходит от монгольского слова «себи» - крепость.
Особенностью Семинского перевала является его сложный рельеф и серпантинная трасса, которая вплетается вокруг гор, создавая зрелищные виражи и извилистые повороты. Секреты Семинского перевала окутаны легендами и историями. Многие считают, что эта дорога является местом, где сливаются небо и земля, и что ее уникальные энергетические вибрации создают особую атмосферу мистики и волшебства. В районе Семинского перевала были найдены большие бронзовые котлы, которые относят к обрядово-магическим практикам, предполагают, что они играли роль чаши-дарницы, через которую осуществлялись подношения духам, хозяевам тайги. На вершине плоского водораздела, вблизи Чуйского тракта, установлен памятник, посвященный 200-летию добровольного вхождения Горного Алтая в состав России.
Мы всегда проезжали перевал, останавливаясь только на верхней площадке и никогда не гуляли в округе, и откровенно говоря зря. Особо не утруждаясь шишек, набрали мы один мешок, они, кстати, и по цвету и вкусу отличаются от тех, которые мы собрали накануне, мне понравились больше шишки Семинского перевала. Могли бы набрать больше, но только если бы собирали шишки с большим энтузиазмом, а мы отвлеклись на окружающую флору и фауну, а посмотреть есть на что. Пару раз мы напугали мышек, когда ломанулись их фотографировать, бегали за бурундуками, спорили о принадлежности шишек с черной белками, видели лису, забрели на очень любопытную полянку, но медведя ждать не стали. А мне так еще приходилось следить за тем, куда я иду, потому, как есть у меня необъяснимая тяга падать в болото, а почва как раз на перевале очень даже болотистая.
На обратном пути заскочили в магазин в Онгудае и вернулись на базу, а с 05 октября нам жутко прибавилось хлопот, но какие-же они приятные. А что же произошло в этот день расскажем чуть позднее.
Продолжение в следующей части нашего путевого дневника.