Найти тему
Navygaming Channel

Единственная, румынская, на Черном море/Часть 3. "Делфинул" и его жертва - кто из...?

В годы Великой Отечественной войны на Черном море у Краснознаменного Черноморского флота было не так много противников, особенно подводных, но они были. Но они все же были и это заставляло учитывать данный факт. Об этом периоде мы начали свой рассказ в первой части (ЧАСТЬ 1), продолжили во второй (ЧАСТЬ 2), и соответственно предлагаем продолжить разговор на основе материала, в основе которого исследования К.Б.Стрельбицкого

Продолжение...

Итак, после нескольких боевых походов единственной румынской подводной лодке "улыбнулась удача" (а может просто помогла смена командира субмарины) - "Делфинул" произвел первую (и как оказалось последнюю) торпедную атаку и она оказалась результативной.

Подводная лодка "Дельфинул"
Подводная лодка "Дельфинул"

Описанная во второй части статьи (см.ЗДЕСЬ ) выше атака «Делфинул» рассматривается в зарубежной специальной литераторе, как единственный успех румынских подводников во Второй мировой войне. Правда, при этом различные авторы расходятся в определении потопленного судна: большинство из них сходится на том, что это был «старый пароход «Ураллес» (или «Уралец»?) водоизмещением 1975 т, но есть мнение, что это был пароход «Урал» 1927 года постройки такого же тоннажа. Соотечественники же капитан-лейтенанта Костэческу, описывая эту атаку, «скромно» резюмируют: «Румынский военно-морской флот с единственной подводной лодкой продемонстрировал своей первой атакой техническую подготовку и военную тактику мирового уровня»! Не будем спорить с такой оценкой - если им так нравится, пусть делают такие выводы. Но попробуем уточнить ряд моментов.

Большой лесовоз, таким мог быть тот самый "Ураллес".
Большой лесовоз, таким мог быть тот самый "Ураллес".

Не подвергая сомнению сам факт торпедной атаки «Делфинул» советского транспортного судна у южного побережья Крыма 5 ноября 1941 года стоит, однако остановиться подробнее на ряде ее аспектов и, в первую очередь, на реальности объявленного результата. Судов под двумя упомянутыми выше названиями – «Урал» и «Уралец» - вообще не существовало в указанный период на Черном море, зато третье – большой лесовоз «Ураллес» тоннажем 8130 брт действительно погибло, но раньше описываемых событий – 29 октября 1941 года, и к том же в другом районе Черного моря – на рейде Евпатории (в точке с координатами 45° 10` с. ш., 33° 24` в. д.), потопленное немецкими бомбардировщиками.

Для справки: Прибыв на Евпаторийский рейд в ночь на 29.10 лесовоз "Ураллес", начал погрузку пшеницы. Утром было получено приказание вернуться в Севастополь. Приняв всего 300 т зерна, судно пошло в главную базу флота. Однако вскоре было получено указание, вернуться на рейд и принять на буксир три парусных судна и катер с военными грузами. Начав их буксировку, на рейде на караван днем 29.10.1941 г. совершили налет немецкие самолеты. В результате налета около 30 бомбардировщиков противника транспорт "Ураллес" (капитан И.Ф. Короткий) получил прямое попадание бомб в трюм №2, в командный мостик с правого борта и в машинное отделение. В течение всего 5 минут судно погрузилось в воду, сев носовой частью на грунт в точке 45°10'N 33°24'E, покрывшись водой на три четверти длины парохода. Все люди были посажены в шлюпки, забраны проходящим катером и доставлены в Севастополь. При бомбежке один человек погиб и пять были легко ранены. 30.10.1941 г. транспорт был исключен из списков флота. В дальнейшем был взорван немцами для устранения помех работе порта. В настоящее время корабельные конструкции судна находятся на песчаном дне вблизи Евпатории на глубине 12 метров.
Пароход "Чайка", будущий - минный заградитель "Островский"
Пароход "Чайка", будущий - минный заградитель "Островский"

Так что атакованное румынами судно не могло быть "Ураллесом". В некоторых источниках высказывается предположение, что атакованное судно могло быть минным заградителе "Островский" (бывшая "Чайка"), но "Островский" был потоплен в Туапсе 23 марта 1942 года.

Возможно он был поврежден в ноябре 1941 года, но об этом нет данных? В июле 1941 года «Островский» действовал в команде с базовыми тральщиками «Якорь» и «Искатель». Корабли выставили до 510 мин образца 1926-го года и около 160 минных защитников. За первые два месяца войны минзаг совершил до одиннадцати минных постановок. К концу 1941-го года бывший транспорт переключили на военно-транспортные перевозки. А в начале 1942 года "Островский" встал на ремонт в Туапсинском судоремонтном заводе. Получается, что этот корабль мог вполне угодить под румынскую торпеду, но дойти до порта и в дальнейшем встать на ремонт

Для справки: 23 марта 1942 года минзаг «Островский» готовился к проведению испытаний на швартовых, т. к. был досрочно отремонтирован. В районе 16:00 ч. на горизонте показались немецкие бомбардировщики, как бы подгадавшие время выхода «Островского» из дока судоремонтного завода. 40 бомбардировщиков атаковали туапсинский порт. В 16:07, по одним данным, две, по другим три 250-кг авиабомбы поразили стоящий у причала минзаг «Островский». Ещё часть бомб разорвались в 10-15 метрах от корабля, осыпав его осколками. Попадания зафиксировали в районе юта, кают-компании и машинного отделения. Упоминается и подрыв бомбы непосредственно под корпусом судна, который буквально подбросил корабль. Практически сразу возник крен на борт, а вспыхнувший пожар быстро обесточил корабль. Горели машинное отделение и минная палуба. Вскоре корабль получил крен на 70 градусов и в 16.15 корабль затонул вместе с частью экипажа и рабочими завода.
Памятник членам экипажа минзага "Островский" в Туапсе
Памятник членам экипажа минзага "Островский" в Туапсе

Интересно, что в районе атаки «Делфинул» 5 ноября 1941 года советских потерь вообще зарегистрировано не было, так что капитан-лей­тенанту Костэческу не удалось на самом деле записать на свой счет потопленный вражеский транспорт! Наиболее вероятной считается версия, по которой румынский подводник действительно поразил цель и этой целью являлся дизельный танкер «Кремль» (бывший «Союз водников») постройки 1932 года, тоннажем 7661 брт, принадлежавший пароходству «Совтанкер». В танках судна, шедшего из осажденного Севастополя в Туапсе, было пусто, однако на его борту находилось около трех тысяч оставшихся «безлошадными» военных летчиков и наземного обслуживающего авиационного персонала, собранных в одну сводную воинскую часть и направляемых на Кавказ за новыми самолетами, и более тысячи человек эвакуируемых севастопольских рабочих с семьями.

Танкер "Кремль"
Танкер "Кремль"

Как отмечает К.Б.Стрельбицкий, советское командование рискнуло отправить «Кремль» в дальний переход без кораблей охранения, в одиночку - «чтобы не привлечь внимания противника». Но данный вариант не сработал, на пути все же появился противник. На судне были установлены в качестве оборонительного вооружения четыре 45-мм универсальных полуавтоматических орудия, оно имело наскоро устраненные повреждения корпуса и механизмов от подрыва предыдущим днем на немецкое авиационной магнитной донной мине.

Для справки: Танкер "Кремль" - водоизмещение: 16000 т, размерения - 140х17,12х8,6 м; скорость полного хода: 11,5 узлов; силовая установка: дизельная, 2800 л.с., 2 вала; грузоподъемность: 10000 т; экипаж: 46 чел. Корпус судна был построен по продольной системе и имел 20 танков и 20 летних цистерн для жидкого груза. Машинное отделение располагалось на корме. Теплоход имел полубак, полуют и среднюю надстройку, соединенные переходным мостиком. Вне танков корпус построен по поперечной системе по правилам Английского Ллойда. По всей длине машинного отделения суда имели двойное дно.
Танкер "Кремль" (тип "Эмбанефть)
Танкер "Кремль" (тип "Эмбанефть)

По данным К.Стрельбицкого, на траверзе мыса Сарыч «Кремль» потряс мощный, ог­лушительный взрыв - это в правый его борт попала торпеда, как раз, и выпущенная «Делфинул».

"Остановились главные двигатели судна, погасло освещение, через огромную - более 50 кв.м - пробоину в подводной части корпуса хлынула вода, и судно стало стремительно крениться на поврежденный, пра­вый борт. Среди пассажиров танкера возникла паника, неко­торые из находившихся на палубе стали в поисках спасения прыгать за борт. Положение спасли четкие действия капитана судна Г.Т. Яковлева и быстрые, энергичные и слаженные дей­ствия всех членом команды «Кремля»: начавшуюся среди пас­сажиров панику сразу же ликвидировали, ввели в строй ава­рийное освещение, быстро заполнили водой левые отсеки, чем сначала приостановили крен судна, а затем поставили его на ровный киль. От взрыва торпеды в машинном отделении вышли из строя многие судовые механизмы, полопались топливные трубы (возможно, что именно эти звуки приняли за второй взрыв находившиеся поблизости румынские подводники, но это никак не мог быть взрыв парового котла на дизельном судне!). Машинная команда во главе со старшим механиком Б.И.Харченко менее чем за два часа устранила все повреждения, ввела в строй двигатели. Неподвижный танкер, который к этому времени течением снесло вплотную к советским оборонительным минным заграждениям у крымского берега, получил ход, отошел от минных полей, лег на назначенный курс и в конце концов, прибыл в пункт назначений и своей постоянно приписки – Туапсе".

Так что и этот транспорт дошел до порта, так что его гибель нельзя записать на счет румынского подводника и его экипажа.

-7

Вообще, танкер "Кремль" оказался довольно счастливым судном. И в истории остался факт его повреждения причем примерно в тоже время. Как отмечают источники, при выходе из Севастополя 03 ноября 1941 года (капитан Г.Т. Яковлев) в 20.03 танкер подорвался на мине, получив обширные повреждения правого борта - более 50 кв.м. остался на плаву и пришел в порт назначения - Туапсе. А уже летом 1942 г. "Кремль" был снова введен в эксплуатацию. Как видим - и дата примерно такая же, 3 ноября (но не 5 ноября), и размер пробоины - те же 50 кв.м (как у К.Б.Стрельбицкого), и поврежден был также правый борт. Кстати, сам "Кремль" пережил войну, еще почти 30 лет трудился на Черном море, успел совершить рейс даже в Антарктиду и был разобран в 1983 году!

Для справки: Версия об участии "Кремля" также кажется сомнительной, если вспомнить, что румынский командир субмарины сообщал, что атакованное им судно шло с охранением, которое сначала не было им замечено. Иначе кто бы тогда сбросил на румынскую подводную лодку "80-90 глубинных бомб в 23 серии?" Именно ведь так описали румынские подводники последствия их атаки. "Кремль" же никто не сопровождал.

Таковыми оказались действительные результаты атаки «Делфинул» в ее четвертом, последнем в 1941 году боевом походе. Немного сомнительные, вернее - до конца не уточненные. Кстати, за "победу" Константин Костэческу получил 3-ю степень высшего военного ордена Румынского Королевства „Mihai Viteazul”, звание капитан-лейтенанта (до боя он был просто "капитаном"?) и поздравления от командующего немецким флотом на Черном море.

В следующей раз в море лодка вышла лишь спустя полгода- после «зимовки» и необходимых ремонтных работ – 18 мая 1942 года. Безрезультатно пробыв на позиции в централь­ной части Черного моря около недели, субмарина 28-го числа вернулась в базу. Так же закончился и следующий поход «Делфинул», с 25 июня по 3 июля 1942 года, вновь выход в центральную часть моря и на южные подходы к Севастополю. В этот поход на борт лодки был взят военный корреспондент который должен был описать звуки последних боев в Севастополе и на мысе Херсонес. Однако, по словам румынских моряков постоянный поиск вражеских подводных лодок советскими кораблями, обеспечивавшими эвакуацию осажденного Севастополя, и их контрольные бомбометания не дали возможности «Делфинулу» подойти к берегу на необходимое расстояние. Как видим, командир румынской подводной лодки вновь стал осторожничать.

Капитан-лейтенант К.Костэческу на палубе субмарины (в белом кителе)
Капитан-лейтенант К.Костэческу на палубе субмарины (в белом кителе)

По данным К.Б.Стрельбицкого, 21 августа 1942 года субмарина вышла в свой очередной, восьмой за войну боевой поход - на этот раз к кавказскому побережью, оказавшийся, однако, последним: из-за серьезной неисправности главных механизмов она была вынуждена уже на следующий день вернуться в базу. Правда, в Констанце командир «Делфинул» доложил, что между Крымом и Кавказом торпедой им был потоплен неидентифицированный малый советский военный корабль, однако принимая во внимание состояние лодки и продолжительность (а точнее - непродолжительность) похода это донесение было столь нереальным, что ему просто никто не поверил. По советским данным "малые советские военные корабли" так же не были потеряны в этот период.

24 августа 1942 года «Делфинул» перешла из Черного моря на Дунай, где в Галаце стала на ремонт в местном военно-морском арсенале, закончив тем самым свою боевую деятельность на Черном море в годы Второй Мировой войны. С этого момента Королевский Румынский флот более чем на полтора года остался реально без действующих подводных ло­док. Но вскоре ситуация резко изменилась, но об это позже....

Окончание следует.

P.S. Друзья, а как ваше мнение? Так какой же корабль (судно) оказался целью для румынской субмарины?

По материалам К.Б.Стрельбицкого и ресурсов Интернета.