Любое новое оружие и системы вооружения требует к себе внимания как на этапе проектирования, создания, так и на этапах испытания и ввода в строй. С подводными лодками ситуаций не исключение, и освоение каждого нового образца всегда было сопряжено с опасностью, особенно если это касалось тех моментов когда за работу приходилось "браться с нуля". И таких периодов в отечественном подплаве можно увидеть (как не странно) два - в ходе исходного создания подводного флота ("Дельфин") и в ходе восстановления флота после гражданской войны и интервенции ("Декабрист"). И не удивительно, что как когда-то на долю "Дельфина" выпало большое количество аварий и катастроф, так и "Декабрист" получил целую "связку" аварийных ситуаций, в том числе с гибелью людей. Вспоминаем еще несколько подобных случаев.
Как мы с вами знаем, подводные лодки типа «Д» (I серии) были первыми подлодками советской постройки. Их строительство велось в Ленинграде на Балтийском заводе. И здесь же на Балтике они, перед сдачей флоту, проходили все необходимые для новых подводных лодок испытания, которые иногда приносили сюрпризы.
Летом и осенью 1930 года головная подводная лодка типа «Д» (I серии), «Декабрист» (с сентября 1934 года «Д-1») построенная на Балтийском судостроительном заводе № 189, прошла все положенные испытания. Оставалось определить наибольшую подводную скорость на мерной миле. Испытания начались благополучно, лодка пошла на погружение. Неожиданно из третьего отсека послышались крики людей и шум вливающейся через входной люк воды. Ход был остановлен и применено аварийное продувание цистерн главного балласта. Лодка всплыла на поверхность.
Следует отметить, что еще до всплытия лодки, один из членов сдаточной команды бросился в поток воды и, поднявшись по трапу, прикрыл крышку входного люка, которая почему-то открылась при ходе лодки. Самопроизвольно открылась крышка входного люка! Как такое можно представить на подводной лодке! После всплытия лодки на поверхность оказалось, что при подготовке верхней палубы к погружению были допущены две ошибки.
Первая состояла в том, что при закрывании входного люка переносной рукояткой, её, после задраивания люка, не сняли с крышки, и рукоятка торчала над люком, повёрнутая на борт. Другая ошибка состояла в недостаточном креплении сходни на верхней палубе. Носовой барашек, крепящий сходню к палубе, очевидно, имел слабину и неплотно прижимал сходню к палубе. Во время большого подводного хода от вибрации палубы барашек вывалился из своего гнезда. Носовой конец сходни приподнялся (благодаря своей плавучести), потоком воды сходню развернуло на борт и дальше, против хода лодки, причём она ударила по рукоятке на крышке люка и, таким образом, отдраила его. Противовес крышки несколько приподнял её от комингса, и мощный поток воды ворвался в люк.
"Барашек" и сходня чуть не погубили подводную лодку со всем ее экипажем!
Но в этой истории, которая счастлив закончилась был и "положительный" момент - на лодках этого типа аккумуляторные батареи (всего их три), располагались в герметичных ямах. В третьем отсеке находилась одна из них, и её люки были, к счастью, закрыты. В противном случае неизбежным было бы попадание морской воды на аккумуляторы со всеми сопутствующими этому неприятностями!
Но это было не единственным "испытанием" для новых лодок. 20 ноября 1931 года на второй подводной ложке данного типа - «Д-2» подняли военно-морской флаг. В 1933 году в составе ЭОН-2 по Беломоро-Балтийскому каналу ПЛ вместе с однотипными «Д-1» и «Д-3» доставили на Северный флот.
Для справки, в 1934 году «Народоволец», как и другие "декабристы", получил своё литерно-цифровое обозначение «Д-2», но прежнее наименование продолжали употреблять как в повседневной жизни, так и в официальных документах.
И вот здесь, 25 июня 1938 года, недалеко от Мурманска, при дифферентовке лодка неожиданно потеряла плавучесть и проскочила до глубины 120 метров (по другим данным 115-120 м). При этом у лодки, рассчитанной на глубину максимум 90 метров, были обнаружены лишь капли воды в сальниках и на болтах съёмных листов прочного корпуса. Данных о причинах такого происшествия найти не удалось.
К счастью и тут все обошлось (правда с Д-1 катастрофа все же случилась) и теперь «Д-2» установлена на набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Отреставрированная подводная лодка действует как музей, являясь филиалом Центрального Военно-Морского музея города.
Источники: Лисин, С.Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с., материалы Интернета; Платонов, А. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945/А.В.Платонов.- М.:АСТ, 2004. -592 с.; Гусев, А. Советские подводные лодки. 1922-1945. Часть 1. Большие и средние подводные лодки/ А.Н.Гусев. - СПб.: Галея-Принт.- 2004.- 124 с.; Морозов, М. Советский подводный флот 1922-1945. О подводных лодках и подводниках/ М.Э.Морозов, К.Л.Кулагин. - С.: Аст.- 2006. - 877 с.