Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авария субмарины/82. Опять "декабристы" - вода и глубина

Любое новое оружие и системы вооружения требует к себе внимания как на этапе проектирования, создания, так и на этапах испытания и ввода в строй. С подводными лодками ситуаций не исключение, и освоение каждого нового образца всегда было сопряжено с опасностью, особенно если это касалось тех моментов когда за работу приходилось "браться с нуля". И таких периодов в отечественном подплаве можно увидеть (как не странно) два - в ходе исходного создания подводного флота ("Дельфин") и в ходе восстановления флота после гражданской войны и интервенции ("Декабрист"). И не удивительно, что как когда-то на долю "Дельфина" выпало большое количество аварий и катастроф, так и "Декабрист" получил целую "связку" аварийных ситуаций, в том числе с гибелью людей. Вспоминаем еще несколько подобных случаев.

Как мы с вами знаем, подводные лодки типа «Д» (I серии) были первыми под­лодками советской постройки. Их строительство велось в Ленинграде на Балтийском заводе. И здесь же на Балтике они, перед сдачей флоту, проходили все необходимые для новых подводных лодок испытания, которые иногда приносили сюрпризы.

Подводная лодка Д-1
Подводная лодка Д-1

Летом и осенью 1930 года головная подводная лодка типа «Д» (I серии), «Декабрист» (с сентября 1934 года «Д-1») построенная на Балтийском судостроительном заводе № 189, прошла все положенные испытания. Оставалось оп­ределить наибольшую подводную скорость на мерной миле. Испытания начались благополучно, лодка пошла на погружение. Неожиданно из третье­го отсека послышались крики людей и шум вливающейся через входной люк воды. Ход был остановлен и применено аварийное продувание цистерн главного балласта. Лодка всплыла на поверхность.

Следует отметить, что еще до всплытия лодки, один из членов сдаточной команды бро­сился в поток воды и, поднявшись по трапу, прикрыл крыш­ку входного люка, которая почему-то открылась при ходе лодки. Самопроизвольно открылась крышка входного люка! Как такое можно представить на подводной лодке! После всплытия лодки на поверхность оказалось, что при подготовке верхней палубы к погружению были допущены две ошибки.

Часть чертежа подводной лодки, можно оценить третий отсек, который заливался водой
Часть чертежа подводной лодки, можно оценить третий отсек, который заливался водой

Первая состояла в том, что при закрывании входного люка переносной рукояткой, её, после задраивания люка, не сняли с крышки, и рукоятка торчала над люком, повёр­нутая на борт. Другая ошибка состояла в недостаточном креплении сходни на верхней палубе. Носовой барашек, крепящий сходню к палубе, очевидно, имел слабину и не­плотно прижимал сходню к палубе. Во время большого подводного хода от вибрации палубы барашек вывалился из своего гнезда. Носовой конец сходни приподнялся (бла­годаря своей плавучести), потоком воды сходню разверну­ло на борт и дальше, против хода лодки, причём она удари­ла по рукоятке на крышке люка и, таким образом, отдраила его. Противовес крышки несколько приподнял её от комин­гса, и мощный поток воды ворвался в люк.

"Барашек" и сходня чуть не погубили подводную лодку со всем ее экипажем!

Но в этой истории, которая счастлив закончилась был и "положительный" момент - на лодках этого типа аккумуляторные батареи (всего их три), располагались в герметичных ямах. В третьем отсеке находилась одна из них, и её люки были, к счастью, закры­ты. В противном случае неизбежным было бы попадание морской воды на аккумуляторы со всеми сопутствующими этому неприятностями!

Схемы отсеков Д-1, на которых можно найти и аккумуляторные батареи
Схемы отсеков Д-1, на которых можно найти и аккумуляторные батареи

Но это было не единственным "испытанием" для новых лодок. 20 ноября 1931 года на второй подводной ложке данного типа - «Д-2» подняли военно-морской флаг. В 1933 году в составе ЭОН-2 по Беломоро-Балтийскому каналу ПЛ вместе с однотипными «Д-1» и «Д-3» достави­ли на Северный флот.

Для справки, в 1934 году «Народоволец», как и другие "декабристы", получил своё литерно-цифровое обозначение «Д-2», но прежнее наименование продолжали употреблять как в повседневной жизни, так и в официальных документах.

И вот здесь, 25 июня 1938 года, недалеко от Мурманска, при дифферентовке лодка неожиданно потеряла плавучесть и проскочила до глубины 120 метров (по другим данным 115-120 м). При этом у лодки, рассчитанной на глубину максимум 90 метров, были обна­ружены лишь капли воды в сальниках и на болтах съёмных листов прочного корпуса. Данных о причинах такого происшествия найти не удалось.

Подводная лодка Д-2 после перехода на Север
Подводная лодка Д-2 после перехода на Север

К счастью и тут все обошлось (правда с Д-1 катастрофа все же случилась) и теперь «Д-2» установлена на набережной Васильевско­го острова в Санкт-Петербурге. Отреставрированная под­водная лодка действует как музей, являясь филиалом Цен­трального Военно-Морского музея города.

Носовой (торпедный) отсек Д-2 "Народовольца", наше время
Носовой (торпедный) отсек Д-2 "Народовольца", наше время

Источники: Лисин, С.Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с., материалы Интернета; Платонов, А. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945/А.В.Платонов.- М.:АСТ, 2004. -592 с.; Гусев, А. Советские подводные лодки. 1922-1945. Часть 1. Большие и средние подводные лодки/ А.Н.Гусев. - СПб.: Галея-Принт.- 2004.- 124 с.; Морозов, М. Советский подводный флот 1922-1945. О подводных лодках и подводниках/ М.Э.Морозов, К.Л.Кулагин. - С.: Аст.- 2006. - 877 с.