Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Аполлон Майков был, конечно, человеком, который выбивается из всяких шаблонов. С одной стороны — поэт-лирик, в стихах которого видна глубоко чувствующая душа. С другой — государственный чиновник, к тому же цензор, то есть, человек, поставленный государством над литературой, чтобы следить за ее, так сказать, чистотой. В качестве чиновника Майков был очень добросовестным работником и дослужился до чина тайного советника.
В то же время Аполлон Николаевич был даже близок к кружку Петрашевского, подружился там с Достоевским и сохранил эту дружбу через все перипетии жизни. После разгрома кружка сам состоял под надзором полиции.
Подписывайтесь на другие мои каналы: Лидия, неисправимый гуманитарий и Это просто поэзия, а также на канал моего мужа Александр имхо.
При этом Майков был убежденным монархистом и государственником, считал, что ради блага государства (именно государства, а не общества) можно идти на любые жертвы. В этом смысле он был оппонентом революционно-демократических взглядов. Но это не мешало ему поддерживать дружеские отношения с представителями этого движения. Кстати, Генриха Гейне он, как цензор, считал "опасным" поэтом, однако это не помешало ему лично перевести на русский язык несколько его стихотворений.
Вообще, как переводчик Майков был весьма плодовит. У него была способность к языкам, например, греческий он выучил буквально за несколько недель, готовясь к поездке в Грецию. Также быстро он выучил чешский, исключительно для того, чтобы свободно общаться с чешскими поэтами Шафариком и Ганкой, с которыми сдружился в Праге.
Майков владел также французским, немецким, английским и итальянским языками. Эти познания позволяли ему делать отличные переводы. Тем более, что и русский поэтический язык был ему подвластен.
Интересно сравнить два портрета Майкова, сделанных лучшими русскими портретистами середины - второй половины XIX века Василием Перовым и Иваном Крамским. Перов изобразил Майкова очень эффектно, сидящим с тетрадью в руке фронтально к зрителю. Поэт одет в черный костюм, белеет только рубашка, оттеняя полуседую бороду. Тревожный багровый фон выступает контрастом черно-белому облику Майкова: поэта и цензора в одном лице. Портрет же Крамского совершенно непринужденный. Тут нет контрастов и противоречий натуры, подчеркнутых Перовым. У Крамского Майков предстает как частное лицо, добродушный интеллигентный дедуля за рыбалкой на фоне природы, одетый соответственно.
Сложной, интересной и многогранной личностью был Аполлон Майков.
Читайте еще на моем канале:
Удивительная судьба первого чернокожего депутата французского Конвента
За что публика обожала Ференца Листа и сделала его воистину звездой