«Стесняется?»
Как Вы полагаете, дорогой читатель, что делает героиня картины «Девочка - продавщица фруктов» кисти Мурильо? Что именно происходит с нею в момент, запечатлённый на полотне?
«Стесняется?» Абсолютно с Вами согласна. Она действительно смущена. Чем? Ну конечно же нашим с Вами вниманием. Характерный наклон головы, блеск глаз, полуулыбка, неосознанная попытка спрятать лицо за краем платка — язык тела буквально вопиёт о неловкости, которую она испытывает.
«Но почему?»
Но задумывались ли Вы о том, почему наш с Вами умозрительный взгляд приводит девушку в такое смятение? Ведь по замыслу живописца перед нами — молодая торговка фруктами с городского базара. А не — скажем — монахиня, проведшая всю свою короткую жизнь за глухими монастырскими стенами, и оттого способная смутиться от внимания любого незнакомца. И даже не дочь дворянина, упрятанная до поры в недрах фамильной усадьбы от всего белого света. За исключением разве что гувернанток да пары репетиторов...
«Уже догадались? Ещё нет?»
Всё очень просто. Художнику и в страшном сне не могло привидеться, что его дорогущие полотна, написанные ради украшения обиталищ первых семейств Мадрида, будет разглядывать всяк желающий. Данная (и любая ей подобная) работа предназначались для того, чтобы богатые и знатные доны умилялись благообразному виду подотчётной бедноты. Ибо на дворе стоял семнадцатый век. И иначе быть просто не могло. «Ой, смотрите, эти безродные пейзане иногда так похожи на нас! Как это мило и занятно!», — вот истинный дискурс мышления целевой аудитории полотен сеньора Бартоломе. И его коллег- современников.
«Что Вы говорите?»
«Бодегон демонстрировал лучшие душевные качества изображаемых героев?» «Прославлял их стойкий дух и жизнелюбие?» Безусловно! Абсолютно соглашаюсь, нисколько не спорю. Прославлял, да ещё как! Ведь именно эта сторона жанра бытовых сцен обеспечивала его коммерческий успех. Считавшийся «низким стилем», бодегон существовал в рамках компромисса между желанием художников работать с интересными и актуальными, живыми и достоверными темами — с одной стороны, и требованиями светских и духовных элит, жёстко предъявляемых к идеологической стороне изобразительного искусства — с другой.
Сентиментальность и компромисс
«Девочка — продавщица фруктов» мастера Мурильо продаёт отнюдь не спелые плоды из окрестных садов. Она торгует сентиментальностью подачи ради реалистичности образа. Она смущается, чтобы нравиться. Её правдоподобные, типичные для испанского простонародья черты лица, — результат замечательного таланта и тонкой наблюдательности художника. Любви к теме картины. А вот подчёркнутая чистота кожи, опрятность одеяний, обобщённость изображения заднего плана, а также целый ряд объектов антуража, находящихся в пространстве композиции исключительно ради символической нагрузки — это компромисс с цензурой эпохи. Метод коммерческого продвижения.
Фантазия на заданную тему
Знаете, уважаемый читатель: современный маркетинг многому научился у живописного стиля Мурильо сотоварищи. Овладел искусством перенаправлять воображение «вглубь» транслируемых образов, дабы мы ощущали себя значимыми персонами в эпицентре зоны комфорта. Глядя на картину «Девочка — продавщица фруктов» мы с Вами прекрасно осознаём, что художник изобразил не столько человека, сколько фантазию на заданную тему. Глядя на какую-нибудь миловидную актрису с рекламного плаката — точно так же отдаём себе отчёт в том, что имеем дело с симулякром, призванным настроить нас на определённый эмоциональный лад. Но и пусть! Если картина или баннер «работают» как надо; если «продают» нам сперва самих себя, а потом и заложенный в них посыл — значит художник и дизайнер справились со своей работой. Кто кинет в них первый риторический камень за то, что манипуляция нашими чувствами удалась? Что в их работах больше метода, чем любви? Уж точно не я.
Автор: Лёля Городная
P.S. Игру по каталогам объявляем открытой. Вы пишите число от 1 до 310. Мы размещаем соответствующую картину из официального каталога художника Бартоломе Эстебана Мурильо. Приятного просмотра, уважаемый читатель!