Найти в Дзене

📜 Танцы и видеоигры

Оглавление

Всех приветствую!

Сегодня у нас один из самых нестандартных объектов не только применительно к видеоиграм, но и в целом в интеллектуальном праве - хореографические произведения или, проще говоря, танцы. Статья получилась объемная, поскольку по данной теме много интересного, хотелось бы рассказать побольше.

📌 Начнем с предыстории

🔶 Популярная видеоигра «Fortnite» имеет своей особенностью возможность внутриигровой покупки дополнительных эмоций персонажей. Обычно эти эмоции представляют собой танец, который исполняется персонажем. При этом спектр таких эмоций достаточно широкий: от связки пары простых движений до целого комплекса движений и жестов, которые, в том числе, являются узнаваемыми танцами реальных танцоров.

🔹 17 декабря 2018 г. в Окружной суд США были поданы иски к разработчикам компьютерной игры «Fortnite» Epic Games от танцоров Альфонсо Рибейро, Рассела Хорнинга и Терренса Фергусона с требованиями о выплате компенсаций за незаконное использование хореографических произведений.

🔹 При этом параллельно представители танцоров вели работу над получением авторских прав на танцы. The Hollywood Reporter сообщал, что первым в бюро авторских прав США обратился актер Альфонсо Рибейро. Ему отказали в регистрации 14 февраля 2019 г. из-за слишком типичных танцевальных движений.

🔹 04 марта 2019 г. решением Верховного суда США рассмотрение данных исков было приостановлено, поскольку иск о защите авторских прав не может быть подан в отношении произведения, по которому Бюро авторских прав США еще не приняло решение о регистрации.

🔹 Весной 2022 года такой же иск подал хореограф Кайл Ханагами. Он оказался подготовленнее своих предшественников, поскольку зарегистрировал за собой собственные танцы. Он даже провел подробный анализ, сопоставив отрывки танцев и предоставив сравнительное видео в суд (ссылку оставляю - https://www.youtube.com/watch?v=vXYDr9o_FJY&t=4s).

-2

🔹 Несмотря на то, что движения практически идентичны, суд вынес решение в пользу Epic Games, мотивируя это тем, что закон об авторских правах распространяется на более длинные движения. В случае с Fortnite речь идёт о нескольких секундах — сам танец в игре куда более длинный и в нём используются другие движения (https://www.youtube.com/watch?v=KWgpDOqtUbM&t=4s).

Главным остается вопрос о том, может ли вообще танец или танцевальное движение быть объектом авторских прав?

🔸 Российское гражданское право считает танец охраноспособным объектом интеллектуальных прав. Так, в соответствии со п. 1 ст. 1259 ГК к объектам авторских прав относятся в т.ч. хореографические произведения и пантомимы. Однако подробного определения хореографического произведения кодекс не содержит.

🔸 Правовое регулирование танцевальных произведений в США основывается на принятом в 1978 г. нормативном акте Copyright Registration of Choreography and Pantomime, где были изложены критерии, при наличии которых танец можно считать полноценным хореографическим произведением.

📃 Согласно данному документу основными элементами и признаками хореографического произведения являются:

  • ритмичные движения одного или нескольких танцоров в определенной последовательности и определенном пространстве (например, на сцене);
  • организована серия танцевальных движений, собранно в единое связанное и выразительное композиционное целое;
  • рассказ, тема или абстрактная композиция переданы посредством движений и жестов;
  • исполнение перед зрителями;
  • наличие опыта или профессиональных навыков у исполнителей;
  • наличие музыкального или текстового сопровождения.

🔸 Согласно приведенному в вышеназванном акте определению хореографическое произведение или пантомима обычно содержат один или несколько указанных выше элементов, при этом наличие или отсутствие такого элемента не определяет, является ли конкретное произведение хореографией или пантомимой.

  • Представляется, что некоторые элементы носят факультативный характер, например, исполнение перед зрителями или наличие опыта профессиональных навыков у исполнителей.
  • Наличие музыкального или текстового сопровождения также является не обязательным, поскольку хореографическое произведение может существовать и без него.

🔸 В указанном нормативном акте также приведены примеры обычных движений, которые нельзя зарегистрировать как хореографические произведения или пантомимы:

  • - повседневные движения или жесты;
  • - спортивные упражнения и движения (бег, ходьба, прыжки, позы йоги, трюки на скейтборде или сноуборде и т.п.);
  • - навыки физического мастерства или ловкости (акробатика и т.п.);
  • - комбинации из любых вышеперечисленных типов движений;
  • - движения, исполненные не человеком (например, забавные движения животных).
-3
Следует добавить, что народные танцы, не имеющие определенного автора, также могут быть использованы без выплаты вознаграждения кому-либо.

🔸 Представляется, что главным признаком для отнесения движений и жестов к охраняемому хореографическому произведению или пантомиме является наличие в наборе жестов и движений определенной последовательности и/или комбинации. Сама по себе уникальность движений и жестов едва ли влияет на признание их самостоятельным произведением.

💬 Очевидно при таком подходе защитить простые движения, например, использованные в так называемом танце "Floss" (это популярное танцевальное движение, в котором человек многократно размахивает руками со сжатыми кулаками от задней части тела к передней с каждой стороны), весьма затруднительно, но данное регулирование направлено на недопущение ограничения свободы творчества и искусства. Именно поэтому объектом авторских прав будет не отдельно взятый элемент танца, а целостное произведение.

🔸 В большинстве случаев сложность представляет доказывание самого авторства на соответствующее движение или танец. Здесь может даже присутствовать параллельное творчество, т.е. создание двумя лицами независимо друг от друга похожих хореографических произведений, особенно, если в основу такого произведения положены одни и те же простые движения и жесты. Кроме того, к настоящему времени многие движения были неоднократно использованы в танцах различными исполнителями, причем задолго до появления интернета, в связи с чем установить лицо, чьим творческим трудом впервые был создан танец (элемент танца), будет не легко.

Серия споров, связанных с EpicGames и танцорами, способствовала тому, что в дальнейшем компания стала согласовывать использование танцев: так, например, стало известно о том, что Epic Games заключила партнерство с танцором YouFunnyB, чтобы добавить его движения в Fortnite, что подтвердил сам артист в Твиттере 23 мая 2019 г.

А вы что думаете относительно заимствования части движений из чужих танцев: допустимо или нет? Пишите в комментариях! 💫

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:

Группа ВК

ТГ-канал

ТенЧат

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-4