В новой статье я рассматриваю, как в научных работах и учебных программах пишется история литературы Сибири и почему одновременно существует два разных взгляда на историю литературы одного региона.
Одно из интенсивно развивающихся направлений российского литературоведения – это изучение региональных литератур. Современные учёные активно разрабатывают проблемы генезиса, истории, своеобразия литератур различных регионов России. Эти исследования востребованы как в научной среде соответствующих регионов, так и в образовательном пространстве, где региональная литература часто представлена отдельным учебным предметом или дисциплиной.
Литература Сибири является ярким примером такой региональной литературы. Сегодня практически во всех научных учреждениях Сибири, где ведутся исследования в области филологии, уделяется большое внимание изучению сибирской литературы. А в вузах, иногда – и в средних учебных заведениях, присутствует дисциплина под названием «Литература Сибири».
Необходимо отметить, что Сибирь – многонациональный регион, в котором с эпохи Средневековья существует и взаимодействует целый ряд литературных традиций. Это литературы тюркоязычных, монголоязычных народов, литература русского населения Сибири и литературы малочисленных народов, зародившиеся в ХХ веке при непосредственном влиянии русской литературы. Однако эта специфика литературы Сибири пока не находит адекватное отражение в научном и образовательном дискурсе.
Можно говорить о двух параллельно существующих дискурсах о литературе Сибири – «русско-сибирском» и «коренном» – каждый из которых культивирует собственную концепцию региональной литературы.
Первый дискурс имеет более давнюю историю. Он возник в XIX веке в связи с движением сибирского областничества и был направлен на осмысление литературного творчества русских сибиряков в его отношении к общерусской литературе [4, с. 6]. Именно тогда в обиход вошло понятие «литература Сибири», и отчасти с этим связано то, что и сегодня сохраняется тенденция использовать данное словосочетание в узком смысле – как обозначение русской сибирской литературы. В данном дискурсе литература Сибири мыслится как литература переселенцев, русская литературная традиция, перенесённая на «новую почву».
Примечательно, что в нарративах об истории русской сибирской литературы нередко фигурирует идея о том, что литература в Сибири вообще появилась только вместе с русской колонизацией. Приведём в качестве иллюстрации цитату из книги А. В. Горшенина «Четыре столетия пути. Беседы о русской литературе Сибири»: «Книга охватывает период времени от первых сибирских летописей XVII века, положивших начало словесности в землях за Уралом… (курсив наш – А. И.)» [4, с. 4]. Полагаем, что так в истории литературы проявляется концепция первопроходческого, цивилизаторского освоения Сибири, культивируемая в региональной русской культуре. Подобные нарративы игнорируют существование в Сибири автохтонных литературных традиций и не включают литературу коренных народов в границы понятия «литература Сибири».
За «русско-сибирским» историко-литературным дискурсом стоит большой корпус текстов: это и фундаментальные «Очерки русской литературы Сибири» [13], и крупные монографические исследования (напр., [1]), и множество работ по частным вопросам русской сибирской литературы, и учебные пособия (напр., [14]), и книги для широкого круга читателей [4]. Именно этот дискурс чаще всего ложится в основу дисциплины «Литература Сибири» в региональных вузах. При этом очевидно, что «русско-сибирский» дискурс отражает лишь одну из сторон региональной литературы и всё-таки ошибочно ставить знак равенства между понятиями «литература Сибири» и «русская литература Сибири».
Наряду с «русско-сибирским» в региональном литературоведении сегодня формируется единый дискурс о литературах коренных народов Сибири. Само его формирование, безусловно, связано с влиянием российского государства и культуры – ведь до включения территории Сибири в состав России её народы, относящиеся к разным языковым семьям и культурным общностям, вряд ли могли помыслить себя как общность. Возникновение «коренного» дискурса о литературе Сибири следует отнести к советскому времени. Так, в «Истории советской многонациональной литературы» в отдельный раздел была выделена литература народов Сибири [7]. Необходимо заметить, что в советской науке акцент делался на развитии сибирских литератур под влиянием русской советской литературы, а досоветский и, в особенности, дороссийский этапы развития данных литератур систематически обесценивались и зачастую даже не отражались в научной и учебной литературе. Можно заключить, что в советское время дискурс об автохтонных литературах Сибири развивался под влиянием «русско-сибирского» дискурса, что проявлялось в признании приоритета русской литературы в развитии литературы Сибири в целом.
Новый этап в истории «коренного» дискурса начинается после распада СССР. Появляются литературоведческие работы, в которых обосновывается типологическая и генетическая общность литератур народов Сибири, не связанная с влиянием русской литературы. Например, бурятский учёный С. Ж. Балданов в докторской диссертации выделяет общие черты поэтики трёх крупнейших автохтонных сибирских литератур, связанные с их фольклорно-мифологическими истоками [3]. В новейших работах по истории литератур народов Сибири исследователи стали выделять средневековый период, представленный тюркской и монгольской литературами, к которым генетически возводятся литературы крупнейших коренных народов региона [2; 8; 9; 10]. На таких основаниях формируется современный взгляд на историю литератур народов Сибири. Этот дискурс постепенно проникает и в образовательную среду: в вузах национальных республик появляется дисциплина «Литература народов Сибири», выходят первые учебные пособия, в которых литература Сибири рассматривается именно как совокупность автохтонных традиций [12]. Интересно, что «коренной» дискурс тяготеет к использованию понятий, позволяющих отличать его от «русско-сибирского» дискурса: «литература народов Сибири», «национальные литературы Сибири», «литературы Сибири» (именно во множественном числе) – все эти словосочетания позволяют отмежевать дискурс об автохтонных литературах от дискурса о русской литературе региона, которая часто именуется просто «литературой Сибири». Примечательно, что распространение «коренного» дискурса в научной и образовательной среде ограничено национальными республиками: в остальных регионах литература Сибири почти всегда понимается только как русская сибирская литература.
Как мы видим, два дискурса о литературе Сибири существуют в современном литературоведении параллельно: отражая разные составляющие литературы одного региона и при этом не создавая никакого общего историко-литературного нарратива. Такое положение вещей, безусловно, является научной проблемой: для научных и образовательных целей необходима такая концепция литературы Сибири, которая бы объективно отражала её автохтонные и переселенческие компоненты в их исторической динамике и взаимодействии.
Создать историю литературы многонационального макрорегиона, которая бы включала в себя всё многообразие литературных традиций на всём протяжении их существования – действительно нетривиальная задача, требующая поистине плюралистического и одновременно строго выверенного подхода к материалу. Думается, что успешный пример её решения сейчас демонстрирует коллектив авторов многотомной «Истории литературы Урала», создаваемой на базе Института истории и археологии УрО РАН. К настоящему моменту вышло два первых тома этого большого труда: первый том посвящён литературе до конца XVIII века, второй – литературе XIX века [5; 6]. Авторам «Истории…» удалось собрать воедино разнонациональные составляющие уральской литературы – башкирскую, коми, удмуртскую и русскую (в томах, посвящённых ХХ веку, закономерно должны появиться и другие литературы, чьё зарождение приходится на более позднее время). Как отмечает в своей рецензии В. С. Киселёв, «гетерогенность конструкции, соседство разных оснований в выделении материала и его концептуализации, – очевидно, неизбежное явление в обобщающих трудах отечественной литературной регионалистики современного периода, особенно в столь масштабных по поставленным задачам» [11, с. 294]. Структура изложения материала основана в первую очередь на историко-хроникальном принципе, что позволяет объективно представить развитие всех национальных литератур в порядке их зарождения (или «прихода» на Урал в случае с русской литературой) и избежать спорных ситуаций, связанных с необходимостью «ранжировать» национальные литературы на более или менее значимые.
Полагаем, что этот успешный опыт может быть использован и в изучении литературы Сибири, равно как и при составлении учебных программ и написании учебных пособий по литературе региона. А необходимость обновления концептуальных представлений в данной области мы, думается, достаточно убедительно обосновали в настоящей статье.
Список источников
1. Анисимов К. В. Проблемы поэтики литературы Сибири XIX – начала XX веков (особенности становления и развития региональной литературной традиции): дисс. … д-ра филол. наук. Томск, 2005. 343 с.
2. Балданмаксарова Е. Е. Культурно-исторические основы зарождения литературы монгольских народов (XIII – нач. XX вв.). Улан-Удэ: Бэлиг, 2011. 235 с.
3. Балданов С. Ж. Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири: Бурятии, Тувы, Якутии: дисс. ... д-ра филол. наук. Улан-Удэ, 1995. 373 с.
4. Горшенин А. В. Четыре столетия пути. Беседы о русской литературе Сибири. Новосибирск: РИЦ НПО Союза писателей России, 2022. 600 с.
5. История литературы Урала. Конец XIV-XVIII в. М.: Языки славянской культуры, 2012. 608 с.
6. История литературы Урала. XIX век: в 2 кн. М.: Издательский дом ЯСК, 2020–2021.
7. История советской многонациональной литературы: в 6 т. М.: Наука, 1970–1971.
8. История тувинской литературы. Т. 1: Истоки. Литература Тувинской Народной Республики (1921–1944). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013. 266 с.
9. История якутской литературы: середина XIX – начало XX века. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993. 204 с.
10. Киндикова Н. М. Литературы Сибири: опыт исследования. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014. 180 с.
11. Киселев В. С. Региональная литературная история как объект и конструкт (рецензия на книгу: История литературы Урала. XIX век : в 2 кн. / под ред. проф. Е. К. Созиной. М. : Издательский дом ЯСК, 2021, 1440 с.) // Имагология и компаративистика. 2021. № 16. С. 292–298.
12. Литература народов Сибири: учебное пособие: в 2 ч. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2018–2019.
13. Очерки русской литературы Сибири: в 2-х т. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982.
14. Плеханова И. И. Русская литература Сибири. Ч. I. Дореволюционный период: учебное пособие. Иркутск: Иркут. ун-т, 2006. 120 с.
Выходные данные статьи
Исаков А. В. Литература Сибири в современном научном и образовательном дискурсе: проблема границ и содержания понятия // Фотьевские чтения – 2022 : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Благовещенск, 21 декабря 2022 г.). Благовещенск : Дальневосточный ГАУ, 2023. С. 58–65.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам было интересно, вы можете поддержать канал лайком и подпиской, а также оставить комментарий.