Казаки всегда стояли от крестьянства особняком, и в любой войне думали своим умом. В сражении под Полтавой случилось также. Половина казачества встала на сторону России, а половина переметнулась к врагу. Гетман Иван Скоропадский бился за Петра, а вот запорожские казаки и бывший гетман – Мазепа встали против российской власти.
Казаки вне доверия Петра и Карла
К моменту Полтавской битвы войска Швеции, возглавляемые воинственным Карлом XII, имели огромный боевой опыт со множеством побед. Но все-таки победа в Северной войне, продолжавшейся с 1700 по 1721 год, стала судьбоносной для России.
Швеция, наконец, потеряла свою славу непобедимой страны, а молодой Петр I всему миру доказал, что с Россией придется считаться. Этоn триумф стал главной российской победой в XVII веке.
Однако, с казаками в том сражении дела обстояли весьма туманно. Веры хитрым украинцам не было ни у шведского короля, ни у российского императора. Все они опасались предательства со стороны казачества, и не зря. Не раз вольнодумные отряды давали клятвы своим царям, а потом предавали.
Потому, накануне боя, Петр велел окружить полки гетмана Ивана Скоропадского несколькими полками драгун Долгорукова.
Забавно, что в наше время памятник запорожским героям возвели именно на месте Полтавской битвы. А ведь именно тогда казаки так и не вступили в бой ни на шведской, ни на русской стороне, оставшись особняком.
Мазепа, чьи полки были на стороне шведского короля, у Карла особенного доверия не вызывал. Тот, кто изменил одному царю, не стал бы верен другому, и дальновидный шведский полководец это отлично понимал. Предав Петра, Мазепа предложил Карлу перезимовать на землях Украины. Зима была суровой, но с помощью казаков зимовка прошла относительно терпимо.
Отступающие казаки Мазепы не жгли сел, как это делали войска Петра, потому местные относились к казакам скорее дружелюбно, чем враждебно. А вот зимующие на Украине шведы частенько не отказывались пограбить села, чем быстро настроили против себя сельчан. В противовес издевательствам и произволу шведской армии, которую мазеповские казаки попросту не могли утихомирить, началось партизанское восстание. Местные отчаянно боролись с грабежами и бандитизмом солдат Карла.
Повлиял ли казачий раскол на исход битвы под Полтавой?
Вообще ситуация с расколом своих же солдат всегда неприятна для полководца. Вот только к выходкам казаков уже все привыкли, их расколы были делом обыкновенным, и давно никого не удивляли. На саму Полтавскую битву раскол, скорее всего, не повлиял никак.
Но те казаки, что сбежали с поля боя вместе с Карлом, вынуждены были осваиваться на новой родине, потому что Петр бы не простил им предательства, и расправился. Осевшие в Османской империи и Бессарабии казаки выбрали себе новых гетманов там, и в Россию больше не вернулись. Но основная масса казачьих полков так и сохранила видимость покорности московской власти.
После Полтавской битвы глава казачьих полков, выступавших на петровской стороне, Иван Скоропадский попал в полную зависимость от правителя. Но обидевшийся на казаков русский царь лишил Запорожье многих привилегий и свобод.
Местные жители тоже молчали, боясь повторения погромов в Батурине, который полностью разнесли войска графа Шереметьева. Это было сделано, чтобы лишить шведов места, где те смогли перезимовать. Второй целью столь жестокой расправы с Батуриным был показ казакам: как бывает с теми, кто изменяет присяге.
Устрашение получилось внушительным. Это была одновременно и месть тем, кто уже предал, и назидание для тех, кто склоняется к предательству. Несмотря на всю жестокость Шереметьевских войск, со стратегической точки зрения Петр поступил правильно.
Насколько сильно тогда казаки вообще могли повлиять на исход сражения? Большинство историков отвечает, что казачьи полки могли бы и вовсе там не участвовать. Дело в том, что казачество – это легкая конница, а в битве под Полтавой все-таки основной силой была тяжелая пехота.
Так что казаки могли бегать сколько угодно на своих конях от русских к шведам, это не стало бы влиять на исход самого сражения. Зато метания казаков прекрасно показали и Карлу, и Петру, что этим вольнодумцам верить нельзя.
Кроме того, казаки были недовольны властью Петра. Переметнувшийся к Карлу Мазепа был до воцарения Петра чуть ли не король, под чьей властью было Запорожье. А усилившаяся власть Москвы стала казаков посылать Петербург строить и киевские крепости. Так что предательство гетманов тоже понять можно: не хотели они батрачить, свободы хотели… Но не там ее искали.