Наверняка многие видели её снимки в качестве музея, а кое-кто и посещал. Одним из первых посетителей был сам гроссадмирал Карл Дёниц, а в общем уже более 10 млн. человек. Мне на ней побывать не довелось, поэтому я не в курсе, а указано ли там, что её жертвами стали исключительно советские моряки?
Лодка эта серии VII/41, вошла в строй 16 сентября 1943 года, когда звёздные часы подводного флота Кригсмарине уже миновали, тем более для лодок седьмой серии. Действовать ей довелось на Севере. В свой первый боевой патруль она вышла 18 мая 1944 года, а уже 21 мая по ней отработали сначала британская "Каталина",
а потом канадский "Сандерленд"
Были ранены 5 человек команды, лодка получила повреждения и 23 мая вернулась на базу для ремонта. Чтобы иметь понимание, насколько активно действовала противолодочная авиация, давайте посмотрим выдержки из вахтенного журнала U-995 во время её второго патруля.
Лодка вышла в море 3 июля 1944 года.
05.07.
00:12. Срочное погружение из-за появления самолёта. Тип не установлен. 10:24. Детектором "Наксос" зафиксировано облучение авиационным радаром. Срочное погружение. 18:23. Сработал "Наксос". Срочное погружение. Самолётом наугад сброшено 10 глубинных бомб.
21:16. Обнаружено облучение на частоте 200 Мгц. Срочное погружение.
06.07.
04:59. Самолет на расстоянии 10 000 метров. Срочное погружение. 2 авиабомбы попали по кильватеру. Повреждений нет, лодка находилась на глубине 80 метров. Наверное, «Либерейтор».
13.07.
13:25. "Сандерленд" на дистанции 7-8 тысяч метров. Срочное погружение. 18:00. Летающая лодка на дистанции 10 000 метров. Срочное погружение. Самолёт ходил поисковыми курсами.
14.07.
06:29. Срочное погружение из-за четырёхмоторного самолёта, вероятно, "Сандерленд".
16.07.
05:54. Срочное погружение из-за самолёта "Сандерленд", дистанция 10 000 метров, высота 200-300 метров. 10:00. Обнаружена дрейфующая мина.
17:07.
00:14. Входящее радиосообщение: "С 02:30 до 08:30 усиленное патрулирование авиации. Оставайтесь в течение этого периода под водой". 16:20. Срочное погружение, самолёт на дистанции 14.000 метров. 21:48. Дважды двойные взрывы авиабомб. 22:00. Множественные детонации, треск в устройствах прослушивания (звуки потопления). Вокруг ничего не видно.
18.07.
09:08. Срочное погружение при обнаружении летающей лодки. Дистанция 7-8000 метров. 17:49. Срочное погружение, "Сандерленд" на дистанции 8-9000 метров.
Чтобы быть короче,- 19 числа они ныряли дважды, 20-го снова дважды, а 21-го не успели. "Сандерленд" был обнаружен в 00:10 на дистанции 4-5000 метров. ( так в вахтенном журнале. По другим источникам, это был британский "Либерейтор"). Погружаться было поздно, открыли зенитный огонь. Из журнала: "Наблюдается меткий огонь зенитных средств, одно попадание калибра 3,7 см в хвостовую часть фюзеляжа, кормовую турель и стабилизатор, второе попадание в переднюю часть. Хорошо видны попадания 2 см в корпус «Сандерленда». В 300-400 метрах за кормой летающая лодка резко развернулась на правый борт. Сильный огонь из её кабины и, прежде всего, из кормовой турели".
Пока самолёт отдалился, лодка успела погрузиться. Затем самолет сбросил шесть глубинных бомб в 30 метрах от водоворота примерно через 10 секунд после исчезновения подводной лодки. Было замечено небольшое пятно топлива, но ничего не было слышно с помощью гидроакустического буя, который впоследствии был сброшен.
Лодка погрузилась на 65 метров. В результате сотрясений стало протекать и заклинивать выдвижное устройство радиопеленгатора.
26.07.
16:00. Исходящее радиосообщение: Поступление воды через радиопеленгатор, возможность погружения ограничена. 20:13. Входящее сообщение: "Начать обратный транзит через Андфьорд-Нарвик."
02.08. 1
7:30. Пришвартовался в Нарвике.
Из приведённого видно, что действовать приходилось под чрезвычайно плотным контролем союзников.
Командовал лодкой с момента её ввода в строй капитан-лейтенант Вальтер Кёнтопп
Ни до, ни после этого патруля никаких успехов он не имел. На сайте
"Круг друзей U-995. Военно-морское товарищество" пишется : "После очередного бесплодного патруля 3 октября, члены его команды обвинили его в трусости на основании того, что он отказался атаковать хорошо охраняемый конвой, считая, что это не принесёт успеха. 9 октября он был отстранён от командования. Судебное разбирательство не состоялось только потому, что его жена обратилась к тогдашнему командующему генерал-адмиралу фон Фридебургу, впоследствии подписывавшему акт о капитуляции.
Дослуживал он на берегу в 13-й флотилии подводных лодок, да может, и к лучшему, потому что дожил в итоге до 2000 года.
Заменил его 21-летний обер-лейтенант резерва Ганс-Георг Гесс
Поступил на флот добровольцем в апреле 1940 года, когда ему было 16 лет. за четыре года прошёл путь от матроса до обер-лейтенанта. Видите на его шее Рыцарский крест? Он получил его 11 февраля 1945 года. Какова была цена этих крестов в конце войны, я уже писал ранее, ссылка будет ниже. Это далеко не 39-40 годы. Судите сами, всего Гессу приписывают потопление 3 торговых судов общим водоизмещением 1560 брутто-тонн, 2 вспомогательных военных кораблей общим водоизмещением 633 т, военного корабля водоизмещением 105 т - это был БО-224 американской постройки. Так они выглядели в США
а так в нашем Заполярье:
Все они были советскими. Седьмым был американец типа Либерти "Гораций Бушнелл"
Только он не потонул, а выбросился на берег, позже был восстановлен и работал в нашем рыболовном флоте как транспорт-снабженец.
И вот это всё, чего добился Гесс, что не помешало ему получить Рыцарский крест на шею. После войны был адвокатом, умер в 2008 году.
Лодка же после сдачи в мае 1945 года ещё послужила в норвежском флоте, а после, как единственная уцелевшая "семёрка", была превращена в музей. Картина испанского художника, посвящённая этой лодке:
Ещё о последних "героях"-подводниках Кригсмарине:
Чего добились командиры немецких подводных лодок, получившие Рыцарские кресты в конце войны
Но были и такие, их десятки, которые вообще ничего не добились за всю свою военную службу
И ещё раз о результативности немецких подводных лодок - высокая или низкая?
.........................................................................................................................................................................