Голливуд 40х-50х был во многом шизофреническим местом. Одна рука коллективной фабрики грез снимала комедии о красивой жизни, о том, как выйти замуж за миллионера, другая... Другая разоблачала созданные первой рукой мифы.
О ранней разоблачительной нуарной мелодраме "Пленница" (1949г) и поговорим сегодня.
Леонора Эймс (Барбара Белл Геддес) переехала из американской глубинки в Калифорнию в поисках лучшей жизни.
А пока приходится подрабатывать официанткой. Подруга и соседка по комнате подговорила ее раскошелиться (поэкономив пару месяцев на еде) - и устроиться в "Школу красоты" - где юных соискательниц учат красиво говорить, красиво ходить, красиво есть - чтобы в конечном итоге стать красивой и достойной супругой богатого человека (а для этого все девушки и переезжают в большие города).
И представляете... Леоноре несказанно везет! Ее приглашают на яхтенную вечеринку главного богача Америки Смита Олрига (Леонора девушка в глубине души (очень глубоко) приличная, и сначала не хочет идти на яхту)...
И надо же было такому случиться, что даже не добравшись до плавучего гнезда порока, она совершенно случайно сталкивается с самим вожделенным миллионером - о чудо! молодым и симпатичным.
Олриг (Роберт Райан), впечатленный нежеланием Леоноры сразу "познакомиться поближе" (напоминаю, девушка-то провинциальная и приличная) - делает ей предложение. Аплодисменты, занавес, бис! Расценки Школы красоты увеличиваются втрое.
Но это только завязка истории.
Разумеется, нормальных миллионеров разбирают еще щенками... Олрига не разобрали - так как тараканы в его голове упирались всеми лапками и усиками. На самом деле он и на Элеоноре женился только потому, что его взял на слабо психолог.
Из брака, заключенного "назло" и "ради красивой жизни" могла получиться только драма.
В конце концов Леонора, уставшая от бриллиантов, безделья и равнодушного к ней мужа-миллионера, решает уйти - чтобы доказать Олригу свою самостоятельность и бескорыстность.
Она устраивается секретаршей в приемную детского врачебного кабинета в бедном районе - ее начальник молодой, симпатичный доктор (его играет Джеймс Мейсон).
На работе все тоже идет не слишком гладко... Тем временем на пороге ее нищебродской съемной квартиры появляется соскучившийся муж-миллионер.
Кого выберет Леонора - узнаете, посмотрев фильм (ответ не очевиден).
Фигура скандального и эксцентричного магната Говарда Хьюза, вероятно, знакома вам по фильму "Авиатор" с ДиКаприо.
Но кмк "Пленница" дает более достоверную картину хьюзо-безумия, сделанную к тому же глазами очевидца - так как режиссер Офульс какое-то время работал с Хьюзом (пытался работать), и данный опыт оставил неизгладимые впечатления, которые и легли в основу образа Смита Олрига. При этом я не могу сказать, что миллионер прямо - таки злодей... Тяжела она, миллионерская доля - все любят только их деньги. Так думают миллионеры... и вероятно, не ошибаются.
С другой стороны и добрый детский доктор - тоже человек не без тараканов. Он такой же резкий и категоричный, такой же трудоголик, с таким же сложным отношением к деньгам и женщинам. Сильно ли он лучше, чем миллионер, и если лучше, то чем ... не берусь судить.
На самом деле они с Олригом двойники - по крайней мере некоторые ситуации в фильме повторяются зеркально, только реагирует на них Леонора по - разному.
Самого себя режиссер Офульс безо всякого снисхождения изобразил в образе Франци, человека высокой культуры, настоящего венца - бежавшего из родной страны, и вынужденного играть неблаговидную и унизительную роль на побегушках у Олрига.
Актрису Барбару Бел Геддес я видела еще в "Головокружении" Хичкока - она не сногсшибательная красотка, но очень мягкая, женственная, обаятельная и с очень натуральной манерой игры.
Концовка фильма очень... Странная, если не сказать хужей. Но недавно прочитала - что причина банальна, у съемочной группы закончилось финансирование, и было решено, что и так сойдет.
С другой стороны, изображенная ситуация была безвыходной... По крайней мере я не вижу там иного выхода, более-менее похожего на хэппи энд.