Найти в Дзене
Old school dude

Топ-30 величайших гитаристов всех времён по версии 2023 года журнала «Роллинг Стоун»

Знаменитый американский журнал, славящийся своими громкими и неоднозначными оценками разных событий, в очередной раз решил «хайпануть» на музыкальной тематике. Вы уже, возможно, слышали, что спустя дюжину лет на его страницах вышел обновлённый список «Величайших гитаристов всех времён». И он, конечно, сразу же привлёк к себе всеобщее внимание. Да, гитаристы часто являются такими же культовыми персонажами, как и вокалисты. Их почитают и превозносят, им поклоняются и подражают, их нередко сравнивают друг с другом в различных аспектах, в конце-то концов. И это нормально. Но вот расставить их по ранжиру с позиции кто круче… Кроме «хайпа» не вижу других целей подобной акции. Такое, конечно же, гарантированно обеспечит и тиражи, и цитируемость. И это в большей степени говорит об обществе, в котором мы живём, чем о реальной диспозиции в музыкальном мире. Любой большой музыкант – это творец, в первую очередь. А с творчеством нужно обходиться как с божественным проявлением – внимать ему, пытать
Оглавление

Знаменитый американский журнал, славящийся своими громкими и неоднозначными оценками разных событий, в очередной раз решил «хайпануть» на музыкальной тематике. Вы уже, возможно, слышали, что спустя дюжину лет на его страницах вышел обновлённый список «Величайших гитаристов всех времён». И он, конечно, сразу же привлёк к себе всеобщее внимание.

Да, гитаристы часто являются такими же культовыми персонажами, как и вокалисты. Их почитают и превозносят, им поклоняются и подражают, их нередко сравнивают друг с другом в различных аспектах, в конце-то концов. И это нормально. Но вот расставить их по ранжиру с позиции кто круче…

Кроме «хайпа» не вижу других целей подобной акции. Такое, конечно же, гарантированно обеспечит и тиражи, и цитируемость. И это в большей степени говорит об обществе, в котором мы живём, чем о реальной диспозиции в музыкальном мире. Любой большой музыкант – это творец, в первую очередь. А с творчеством нужно обходиться как с божественным проявлением – внимать ему, пытаться уловить нюансы и основные идеи, перенимать или отвергать, в зависимости от внутренней предрасположенности. А пытаться сопоставить одного созидателя с другим – это всё, как говориться, от лукавого.

До второй половины 20 века никому не приходило в голову публично составлять списки «лучших» художников, скульпторов, писателей, поэтов, композиторов, музыкантов. В наше же время – опять брюзжу – такое встречается сплошь и рядом. Всё, что любопытно обывателю-потребителю, не только заимело право на существование, но и наперебой предлагается на каждом углу. Да ещё непременно, чтобы стояла номерная градация... А.С. Пушкин «наше всё» уделал всех в последнем рейтинге «Энских вестей»… Леонардо Да Винчи на восемнадцать позиций выше Диего Веласкеса и на семь – Винсента Ван Гога в списках этого года от «Всё обо всём понемногу»… Как вам такая иерархия? Бред ведь…

А вот подобные списки с рок-музыкантами – уже обыденность. И были бы чётко сформированы параметры и методика, по которой любой может всё просчитать и получить неоспоримый итоговый результат, так нет же. Да и как это сделать? По крайней мере, пока характеристики, по которым определяют «лучших», не будут чётко заданы и их можно будет количественно охарактеризовать, а ИИ не достигнет уровня неоспоримого авторитетного эксперта, об этом не стоит и заикаться. Вот как сопоставить сверх-техничного шредера и джазмена-кудесника гармоний; блюзмена, рвущего душу, и композитора, создающего своей гитарой гениальные мелодии; архитектурно точного мастера-классика и безбашенного новатора-импровизатора? Вы знаете? Я – нет, и вряд ли вам кто-то подскажет. А когда нет чётко сформулированных критериев оценки, вся эта списочная градация и ранжирование всегда будут спорны и условны.

Поэтому, я всегда предлагаю к таким вещам относиться легкомысленно: полюбопытствовали, ознакомились, поулыбались, поохали и поахали, но слюнную жидкость оставили во рту, приберегая для пищеварения. Нечего ею забрызгивать мониторы и экраны телефонов с планшетами. Пустое это, не стоит того, да и гаджеты будут чище. Давайте, лучше посмотрим, как такие списки появляются. Сначала создаётся внушительный перечень из достойных внимания имён, а далее проводится опрос – либо среди большой и относительно квалифицированной аудитории (метод «Total Guitar» и «Guitar World»), либо среди узкой экспертной группы (метод «Rolling Stone»). В итоге подсчёт отданных голосов и составляет списочную иерархию. «Vox populi vox Dei», как говориться. Есть ещё третий способ – агрегация уже сформированных разных списков в единый. Эдакое средневзвешенное.

В 2011 году «Катящийся Камень» пригласил помимо своих авторов и редакторов большую группу музыкантов – в основном старых классических рокеров с абсолютным преобладанием в их составе известных гитаристов. В числе экспертов фигурировали и Скотти Мур, и Брайан Мэй, и Ричи Блэкмор, и Алекс Лайфсон, и Том Морелло, и Дэйв Мастейн, и Карлос Сантатна, и Эдди Ван Халлен – всего порядка под 70 человек. Фактически это был такой междусобойчик, когда элитные знаменитости выявили «по гамбургскому счёту» кто же из них «самый-самый». А кто, как не гитаристы, и должны в таких вещах разбираться лучше всего, ведь есть немало нюансов, которые расслушать и оценить способен только профи.

Но в этот раз обошлись только редакторами и авторами «Rolling Stone». Такой резон строился на том основании, что, во первых, музыка – она, прежде всего, для слушателей, а не для музыкантов; во-вторых, гитарист не может быть объективен по отношению к коллегам по амплуа; и в третьих, вряд ли музыкант одного жанра хорошо знаком со всеми партиями гитаристов из других жанров (а в списке представлены рок, джаз, регги, кантри, фолк, блюз, панк, метал, диско, фанк, босса-нова, бачата, конголезская румба, фламенко и многое другое), ведь его стезя – создавать свои собственные. И если в 2011-м проранжировали 100 гитаристов, то в этот раз – все 250.

Джими Хендрикс. Фото из открытых источников
Джими Хендрикс. Фото из открытых источников
«Мифические гитарные боги, такие как Джимми Пейдж, Брайан Мэй и Эдди Ван Хален, – это только одна часть истории. Мы хотели показать размах эволюции гитары. Наш единственный инструментальный критерий заключается в том, что вы должны играть на шестиструнке.
При составлении списка мы, как правило, ценили тяжесть больше вкуса, ощущение – больше блеска, изобретательность – больше утонченности, любителей риска и создателей – больше, чем технарей. Мы также стремились дать преимущество музыкантам, которые использовали все дары, данные им Богом, в великолепных песнях и альбомах, меняющих правила игры, а не просто от их впечатляющего исполнения».

Вот так-то. Своя рука – владыка. Как бы то ни было, дело сделано. Итак, поехали, представляю вашему вниманию Топ-30 гитаристов в обратном порядке. В скобках отмечу место музыканта в предыдущем рейтинге 2011 года:

30. Нил Янг (17)

Ключевые треки: «Cowgirl in the Sand», «Powderfinger», «Rockin’ in the Free World».

Задолго до того, как он стал успешным сольным исполнителем, Нил Янг оттачивал свои навыки игры на гитаре в The Squires, The Mynah Birds и, в конечном счёте, в Buffalo Springfield и Crosby, Stills, Nash и Young. К тому времени, когда появился альбом «Harvest», он был уже одинаково искусен в игре на электрогитаре и акустике, переключаясь за один вечер между нежными фолк-мелодиями, такими как «The Needle and the Damage Done», и дикими прото-гранжевыми песнями, такими как «Down by the River». Ряд гитарных пуристов отвергли его стилистику как «примитивную», поскольку некоторые из его самых известных соло состоят буквально из одной ноты, повторенной несколько раз. Но они полностью упускают суть его работы:

«Никого не волнует, умеешь ли ты играть гаммы. Всем плевать, хорошая у тебя техника или нет. На самом деле важно, есть ли у тебя чувства, которые ты хочешь выразить музыкой, вот что важно».

29. Эдди Хейзел (83)

Ключевые треки: «Maggot Brain», «Funky Dollar Bill».

Мифическая фигура раннего фанка, гитарист первого состава группы Funkadelic, «первопроходец инновационного фанк-металлического звучания». Легенда гласит, что 10-минутное гитарное соло «Maggot Brain», которое мгновенно превратило покойного Эдди Хейзела в легенду, было задумано во время кислотного трипа, когда лидер группы Funkadelic Джордж Клинтон сказал ему представить, будто ему сообщили, что его мать только что умерла. И Эдди с одного дубля при помощи фузза и «вау-вау» сумел выразить такие эмоции, что слушатели чуть ли не падали в обморок от потрясения.

Другие работы Хейзела с P-Funk, а также сольники представляли собой захватывающую смесь грувовой мощи и психоделического парения. Но именно «Maggot Brain» больше всего вдохновила гитаристов, которые последовали за ним, включая Нелса Клайна, Дж. Маскиса, Уоррена Хейнса и Майка Маккриди. Все они исполняли эту песню вживую, передавая дух глубоко одарённой души.

28. Дэвид Гилмор (14)

Ключевые треки: «Comfortably Numb», «Shine on You Crazy Diamond».

Как продюсера и автора песен, Дэвида Гилмора из Pink Floyd привлекают плавающие, мечтательные текстуры, но когда он берёт в руки свой чёрный «Stratocaster», чтобы сыграть соло, им овладевает совершенно иная чувствительность. «Я хотел яркого, мощного гитарного тембра, который буквально сорвал бы вам лицо», – говорил он.

Гилмор был зажигательным блюзовым солистом в группе, которая почти никогда не играла блюз – его протяжные, элегантные, безжалостно мелодичные соло были таким же бодрящим сигналом к пробуждению, как та самая армада будильников на «The Dark Side of the Moon». Но Дэвид также искусен в авангардной импровизации и мог предстать неожиданно обалденным ритм-гитаристом. Его новаторское использование эха и других эффектов достигло кульминации в точном использовании задержки в «Run Like Hell», которая непосредственно предвосхищает фирменное звучание Эджа в U2.

27. Бадди Гай (23)

Ключевые треки: «Stone Crazy», «First Time I Met the Blues».

Бадди Гай привык к тому, что люди называют его гитарный стиль шумным. Но по мере того, как новое поколение рокеров открывало для себя блюз, искусность Гая стала оказывать большое влияние на других титанов – от Джими Хендрикса до Джимми Пейджа. Яркая выразительность – впечатляющие бэнды, ошарашивающий дисторшн, неистовые аккорды – на таких классических треках, как «Stone Crazy» и «First Time I Met the Blues», а также его сотрудничество с покойным харпером Джуниором Уэллсом подняли стандарты шестиструнной ярости. Его зрелищность, дополненная сольными прогулками по залу во время исполнения, остается потрясающей даже в его 87 лет.

26. St. Vincent (-)

Ключевые треки: «Rattlesnake», «Cruel», «Masseduction».

Американка Энн Эрин Кларк, выступающая под сценическим именем «St. Vincent», создает сложную и атмосферную музыку, которая по своей сути не ориентирована на гитару, но глубоко запечатлена её инновационным подходом к инструменту. Несмотря на то, что она получила образование в музыкальной школе Беркли и находилась под сильным влиянием таких искусных музыкантов, как Роберт Фрипп, Эдриан Белью и Марк Рибо, обладательница «Грэмми» накладывает на свои записи захватывающие гитарные тона, краски, тембры, гармонии и эффекты, а не рассматривает композиции как демонстрацию своего значительного шестилетнего опыта.

«Я не подхожу к игре на гитаре как к чему-то эгоистичному – типа «я собираюсь играть быстрее, чем кто-либо другой». Меня не очень интересует этот спортивный аспект. В этом разница между тем, чтобы быть спортсменом и художником, и здорово, когда эти вещи могут сочетаться».

25. Джон Фрушанте (72)

Ключевые треки: «Dani California», «Under the Bridge».

Red Hot Chili Peppers никогда не было легко определить в музыкальном плане, и за это во многом можно поблагодарить Джона Фрушанте, сына пианиста из нью-йоркской «Джульярдской школы». За оригинальным гитаристом группы, покойным Хиллелом Словаком, было трудно уследить, но Фрушанте, который сейчас в третий раз пришёл в группу, сыграл главную роль в том, чтобы вытащить Peppers из гетто белого фанка в их собственные музыкальные миры. Всегда играя в соответствии с песней, он придал RHCP широту, которой у них раньше не было. Его эклектичная палитра придала их альбомам, таким как «Californication» и «Blood Sugar Sex Magik», замечательное разнообразие, и сделала Фрушанте одним из самых влиятельных гитаристов эпохи альтернативного рока.

24. Джеймс Бёртон (19)

Ключевые треки: «Hello Mary Lou», «Susie Q», «Believe What You Say».

Фирменный стиль Джеймса Бёртона – «чикен пикин», яркий, чёткий и лаконичный – является одним из уникальных звуков в музыке кантри, он также оказал огромное влияние на рок-гитару. Бёртон начал свою карьеру, когда ему было 14 лет, написав «Susie Q» для Дейла Хокинса, и стал подростковой звездой, когда присоединился к группе Рики Нельсона в 1957 году. Вместе с Нельсоном Бёртон создал свою особую технику: он использовал фингерпик – разновидность медиатора, надеваемого на пальцы, а также заменил четыре верхние струны на своём «Telecaster» струнами от банджо, так что его гитара щелкала, трещала и заикалась. В конце 60-х и 70-х он собрал группу для Элвиса Пресли и стал популярным исполнителем на кантри-пластинках Джони Митчелл и Грэма Парсонса. Джо Уолш вспоминал:

«Он был просто загадочным парнем: «Кто этот чувак и почему он на всех этих пластинках, которые мне нравятся?» Его техника была очень важна».

23. Кирк Хэмметт и Джеймс Хетфилд (87)

Ключевые треки: «One», «Fade to Black», «Sad But True»

Metallica ворвались в мир как демоны скорости, словно Black Sabbath, играющий на повышенных оборотах, с вокалистом и ритм-гитаристом Джеймсом Хэтфилдом, наигрывающим риффы в головокружительных темпах, а ведущий гитарист Кирк Хэмметт распылял свои ноты везде, где только можно. Предшественник Хэтфилда и Хэмметта, Дэйв Мастейн (ныне сам гитарный герой в Megadeth), провел мозговой штурм методов, которые позволили им двигать пальцами как можно меньше, чтобы играть быстрее, чем кто-либо другой, переосмыслив метал в таких песнях, как «Phantom Lord» и «Jump in the Fire».

Но ко второму альбому «Ride the Lightning», когда Хэмметт, бывший ученик Джо Сатриани, начал добавлять проникновенные мелодии в такие песни, как «Fade to Black» и «The Call of Ktulu», группа добилась чего-то уникального. Эта двойственность неистовой ярости Хэтфилда и эмоциональной чувствительности Хэмметта, движимой вау-вау, определила их самые большие успехи: «Enter Sandman», «One», «Master of Puppets» – песни, которые передают экстаз группы.

22. Алберт Кинг (13)

Ключевые треки: «Born Under a Bad Sign», «As the Years Go Passing By».

Когда в 1968 году у Альберта Кинга спросили, кто оказал на него гитарное влияние, он ответил: «Никто. Всё, что я делаю, неправильно». Пионер электрического блюза, левша Кинг играл на гитаре «Gibson Flying V» 1959 года выпуска вверх ногами, когда басовые струны были нетрадиционно обращены к полу. Он использовал неразборчивую настройку, ударяя по нотам большим пальцем. Кинг, ростом за 190 см и весом под 140 кг, мог подтягивать струны дальше и мощнее, чем почти любой другой гитарист, а его записи повлияли на целое поколение. Эрик Клэптон повторил соло Кинга в «Strange Brew», а Дуэйн Оллмэн трансформировал мелодию песни Кинга «As the Years Go Passing» в основной рифф «Layla» для Клэптона. Джими Хендрикс был ошеломлён, когда человек, перед которым он преклонялся, выступил у него на разогреве в 1967 году.

«Я преподал Хендриксу урок блюза. Я мог бы легко сыграть его песни, но он не смог бы сыграть мои».

21. Рэнди Роадс (36)

Ключевые треки: «Crazy Train», «Mr. Crowley», «Diary of a Madman».

Роадс был в подростковом возрасте соучредителем Quiet Riot и присоединился к группе Осборна Blizzard of Ozz в 1979 году после нескольких лет работы учителем игры на гитаре. К тому времени, когда он записал последний альбом с Оззи – «Diary of a Madman», Роадс всё глубже погружался в классическую музыку и даже изучал джаз.

Карьера Рэнди Роадса была слишком короткой – он погиб в авиакатастрофе в 1982 году в возрасте 25 лет, – но его точные, архитектурные, сверхскоростные соло в песнях Оззи Осборна «Crazy Train» и «Mr. Crowley» помогли установить шаблон для соло на хэви-метал гитаре на долгие годы вперёд.

20. Стиви Рэй Вон (12)

Ключевые треки: «Love Strike Baby», «Cold Shot».

В начале 80-х MTV было на подъеме, и блюзовая гитара была за много миль от музыкального мейнстрима. Но Стиви Рэй Вон из Техаса переключил внимание аудитории. Он вобрал в себя стили практически всех великих блюзовых гитаристов, плюс Джими Хендрикса и много ещё из джаза с рокабилли. Его поражающий тембр, непринуждённая виртуозность и безупречное чувство свинга могли сделать блюзовый шаффл вроде «Pride and Joy» таким же хитом, как метал. Вон был признан равным такими людьми, как все Кинги и Эрик Клэптон, и, несмотря на его гибель в 1990 году в результате крушения вертолёта, он по-прежнему вдохновляет несколько поколений гитаристов, от Майка Маккриди из Pearl Jam до Джона Майера и Гэри Кларка-младшего.

19. Фредди Кинг (15)

Прозванный «Техасским пушечным ядром» за своё внушительное телосложение и зажигательные живые выступления, Кинг обладал уникальной гитарной атакой. «Удар стали о сталь – незабываемый звук», – сказал Дерек Тракс, имея в виду использование Кингом металлических медиаторов, – «но это должно быть в правильных руках. То, как он это использовал, – вы должны услышать эту гитару». Слушатели всё ещё могут услышать огромное влияние Кинга на Клэптона и других.

18. Том Морелло (40)

Ключевые треки: «Guerrilla Radio», «Killing in the Name».

Как и когда-то Джими Хендрикс, Том Морелло разработал свой собственный фамильный звук с помощью электрогитары. Он наиболее известен своим уникальным и творческим стилем, который включает в себя шум обратной связи, нетрадиционные звукоизвлечения, тэппинг, а также интенсивное использование гитарных эффектов. Сочетание им разных педалей и громовых аккордов напомнило о таких героях, как Рон Эштон из The Stooges (в песне Rage «Sleep Now in the Fire»), но Том добавил в свою игру ещё больше дерзости. С тех пор, как Rage Against the Machine распались как студийная группа, Морелло был сравнительно сдержан в своих проектах Nightwatchman и Street Sweeper Social Club, но его ярость против гитарных клише всегда оставляет свой след.

17. «Мамаша» Мэйбелл Картер (-)

Ключевые треки: «Wildwood Flower», «Bury Me Under the Weeping Willow».

Её часто называют музыкантом-новатором, поскольку она была одновременно одной из первых женщин-гитаристок, известных на национальном уровне, и одной из первых, кто использовал гитару в качестве ведущего инструмента в музыке кантри. Мэйбелл Картер изобрела свой фирменный пальцевый стиль игры на гитаре, известный всему миру как «The Carter Scratch». Гитарная практика Картер, которую она начала в 13-ть лет, превратила её инструмент в ансамбль, который мог играть мелодию, ритм и бас одновременно. Она выпустила серию синглов с The Carter Family, которые помогли популяризировать её стиль во всем мире.

16. Роберт Джонсон (71)

Ключевые треки: «Ramblin’ on My Mind», «Travelling Riverside Blues».

О нём почти ничего не было известно в течение десятилетий после его смерти в 1938 году. Но 29 песен, записанных Робертом Джонсоном в 1936 и 1937 годах, включая такие классические, как «Cross Road Blues», «Love in Vain» и «Travelling Riverside Blues», стали «Священным писанием» для рок-гитаристов – от Клэптона до Дилана. Они были поражены тому, как он мог заставить одну гитару звучать как целый ансамбль: пощипывание, слайды и ритмические партии всё время дребезжали и взвизгивали в диалоге друг с другом; риффы то возникали из тумана, а затем исчезали. Cream, The Rolling Stones, Led Zeppelin и The White Stripes записали каверы на его песни, как и практически все остальные исполнители, вдохновлённые блюзом.

15. Кейт Ричардс (4)

Ключевые треки: «(I Can’t Get No) Satisfaction», «Gimme Shelter».

Кит Ричардс всегда старался, чтобы игра на гитаре выглядела лёгкой. Сила, стоящая за его величайшими гитарными риффами – «(I Can't Get No) Satisfaction», «Start Me Up», «Brown Sugar» – заключается в грубой простоте его техники, симметрии нот и невыразимой легкости, с которой он всё это исполняет. В 60-е годы его уверенная игра поддерживала сумасбродные вспышки вдохновения Брайана Джонса. В 70-х, когда к ним присоединился Мик Тейлор, Ричардс обеспечил сочные грувы в качестве фонов «Tumbling Dice», «Wild Horses». На акустике он одинаково искусен в блюзе («Love in Vain») и балладах («Angie»). И с тех пор, как Рон Вуд пришел в группу, он стал половинкой музыкального инь-ян, поскольку они с Вудом переплетают свои гитарные партии, дрейфуя между риффами и соло.

14. Принс (33)

Ключевые треки: «Purple Rain», «When Doves Cry».

Он сыграл, пожалуй, величайшее гитарное соло в пауэр-балладе «Purple Rain». Он может зажигать, как Джимми Нолен и Нил Роджерс, или кричать, как Эдди Ван Хален. Как и Бо Диддли, он переосмыслил форму самой гитары – сначала свою желтую «облачную гитару» середины 80-х, а позже безумную «гитару-символ», выполненную в виде значка, который он ненадолго взял в качестве своего имени. И хотя его часто сравнивали с Джими Хендриксом, Принс смотрел на вещи по-другому:

«Это только потому, что он черный. Это действительно единственное, что у нас есть общего. Если бы они действительно послушали мой материал, они бы услышали больше влияния Сантаны, чем Джими Хендрикса. Хендрикс играл больше блюза, Сантана играла красивее».

13. Тони Айомми (25)

Ключевые треки: «Sabbath Bloody Sabbath», «Symptom of the Universe».

Один из главных столпов хэви-метал-гитары, соучредитель Black Sabbath Тони Айомми разработал свой восхитительно мрачный стиль в результате несчастного случая на производстве. Хотя он снова смог играть с помощью пластиковых колпачков для пальцев, самодельные протезы вынудили его использовать струны более легкого калибра и сильнее нажимать на гриф для аккордов и соло. В сочетании с массивными усилителями «Laney», искаженными с помощью специально модифицированного усилителя высоких частот «Dallas Rangemaster», этот вынужденный стиль игры создавал нечто необычайно мрачное и угрожающее. Настроив свои гитары на несколько ступеней ниже, чтобы облегчить подтяжки, Айомми создал потрясающий шаблон для бесчисленного множества будущих метал-гитаристов.

12. Джимми Нолен (-)

Ключевые треки: «Papa’s Got a Brand New Bag», «Cold Sweat».

Джимми Нолен дал такое определение фанковой гитаре: пугающе порывистый ритм, точные, колющие фразы, ответвляющиеся как в стороны, так и в самый центр действия. Когда в начале 1965 года он присоединился к группе Джеймса Брауна, его яркое движение вперёд и ритмичное горение Брауна встретились, как влюбленные в кино. Несмотря на то, что Нолен определил стиль игры на гитаре, который повлиял на десятилетия последующих гитаристов и фанк-групп, включая Earth Wind and Fire, Tower of Power, Chic, Джорджа Клинтона и других, его влияние на другие формы современной популярной музыки такие как хип-хоп, часто упускаются из виду.

11. Карлос Сантана (20)

Ключевые треки: «Black Magic Woman», «Oye Como Va», «Soul Sacrifice».

Новаторский сплав блюза, джаза и латинской музыки Карлоса Сантаны был представлен миру потрясающим выступлением в Вудстоке. После всё это время он просто оставался самим собой, создавая великолепные мелодии, стоя одной ногой в латинских трущобах, а другой – на каком-то далеком астральном плане. Его музыка была чем-то новым, но она переплеталась со всем остальным, что существовало в то время. Подобно Майлзу Дэвису, Би Би Кингу и очень немногим другим музыкантам, Сантана – редкий инструменталист, которого можно узнать всего по одной ноте. Никто не может повторить изысканный, кристально чистый гитарный тембр Сантаны, и его влияние действительно глобально.

10. Дуэйн Оллмэн (9)

Ключевые треки: «Statesboro Blues», «You Don't Love Me», «Whipping Post».

Дуэйн Оллмэн прожил недолго – ему было всего 24 года, когда он погиб в автокатастрофе 1971 года. Но он наполнил эти годы игрой на гитаре, которой хватило бы на несколько жизней. Впервые он сделал себе имя как сайдмен, благодаря соул-сессиям с Уилсоном Пикеттом и Аретой Франклин. С группой Allman Brothers Band он объездил все просёлочные дороги американской музыки: модальный джаз, блюз, кантри, психоделический сатерн-рок. Заглянув на сессии к Эрику Клэптону в его проект Derek and the Dominos, он вошёл в историю, особенно своим пронзительными слайд-штрихами в песне «Layla». Дорога унесла Дуэйна Оллмэна слишком рано, но в его музыке дорога продолжается вечно.

9. Джони Митчелл (72)

Ключевые треки: «For the Roses», «Coyote», «Refuge of the Roads».

Джони Митчелл уже более 50 лет является одной из самых заметных акустических мастериц гитары, используя собственные уникальные техники. В детстве она переболела полиомиелитом, и когда позже девочка захотела играть на гитаре, выявился один нюанс. Полиомиелит ослабил её левую руку, поэтому Джони, чтобы избегать баррэ, самостоятельно разработала множество альтернативных настроек гитары с открытыми струнами. Позже это вылилось в нестандартные подходы к гармонии и структуре в написании песен.

«Я знаю, что у меня уникальная манера игры, но, похоже, никто этого не замечал. Мне показалось немного глупым, что они продолжали называть это фолк-гитарой, в то время как это больше походило на Дюка Эллингтона. Я всегда думала о трёх верхних струнных как о секции духовых инструментов, а о трёх нижних – как о ритм-секции».

Другие музыканты были в восторге от её игры, и в предыдущем «гитарном» рейтинге ей отдали 72-е место. Сейчас же она уже в первой десятке, и в свете главенствующей общественной повестки в Америке как бы через десяток лет она не возглавила такие списки.

8. Би Би Кинг (6)

Ключевые треки: «Every Day I Have The Blues», «Sweet Sixteen», «The Thrill Is Gone».

«Посол блюза» был такой любимой фигурой в американской музыке, что легко забыть, насколько революционными были его гитарные работы. В 1948 году он переехал в Мемфис, где стал диджеем на радио и развил свой эклектичный блюзовый стиль, сочетающий в себе огонь госпела и утонченность джаза. Кинг заставил свою знаменитую гибсоновскую «Люсиль» плакать, как настоящую женщину. Как сказал Бадди Гай:

«До Би Би все играли на гитаре, как на акустической. В каждом электрогитаристе, которого вы слушаете, есть немного Би Би Кинга».

7. Найл Роджерс (-)

Ключевые треки: «Le Freak», «Good Times», «I'm Coming Out».

Есть «влиятельный», затем есть «чрезвычайно влиятельный», затем – Найл Роджерс. История поп-музыки за последние 50 лет – это, по сути, история гитары Роджерса. Маниакально-отрывистый фанк-джангл, который он изобрёл в диско-хитах 70-х, таких как «Le Freak» и «Good Times», с тех пор стал сердцем мировой поп-музыки. Его риффы также помогли начать эру хип-хопа. Его влияние ощущается повсюду – как в его джазовых аккордах, так и в его могучих ритмах. Но он настоящий новатор, который никогда не останавливается, продолжая творить со своей гитарой историю.

6. Сестра Розетта Тарп (-)

Ключевой трек: «Strange Things Happening Every Day».

Сестра Розетта Тарп была той, кто вывел госпел-музыку в мейнстрим, разрушив множество табу. Ещё до того, как появился рок-н-ролл, она практически изобрела концепцию «гитарного героя». Боб Дилан называл её «могущественной силой природы, играющей на гитаре, поющей евангелисткой». Тарп начала осваивать гитару в раннем детстве. К тому времени, когда она начала записывать пластинки в 30-х годах, она явно овладела этим искусством: ее подбор и арпеджио в песне 1945 года «Strange Things Happening Every Day» соответствовали жизнерадостному буги-вуги песни. Но она могла выпустить и грохот нот во время соло в традиционном госпеле. Рассказывают, что как-то в 1964 году Эрик Клэптон, Кит Ричардс и Джефф Бек отправились на железнодорожный вокзал Манчестера, чтобы только взглянуть на выступление «Сестры» Тарп для специальной ТВ-программы о музыке.

5. Джефф Бек (5)

Ключевые треки: «Beck’s Bolero», «Freeway Jam», «Cause We’ve Ended As Lovers», «A Day In The Life».

Джефф Бек был абсолютным гением. Он был музыкант для музыкантов, гитарист для гитаристов, при этом Бек никогда не хотел быть гитарным героем. Он ушел из The Yardbirds, распустил свою группу, отказался от выступления на Вудстоке. Его техника быстро эволюционировала от полного овладения блюзом до фьюжн и джазовых структур. Он популяризировал фидбэк, вау-вау, дисторшн и изобретательное использование тремоло в электрогитаре, чтобы заставить свой пронзительный «Stratocaster» петь по-человечески.

«Я никогда не добивался успеха, возможно, к счастью. Когда вы оглядываетесь вокруг и видите насколько это действительно гнилое место... Может быть, мне повезло, что у меня этого не было».

4. Эдди Ван Халлен (8)

Ключевые треки: «Eruption», «Ain’t Talking ‘Bout Love», «Hot for Teacher».

Если бы Эдди Ван Хален не записал ничего, кроме «Eruption», то и тогда он всё равно бы обеспечил себе место в гитарном пантеоне. Постукивая по струнам пальцами, как по роялю, используя тремольные «дайв-бомбы» при умопомрачительных легато, он продемонстрировал миру, что гитара способна на большее, чем кто-либо когда-либо мечтал. Но истинная магия Ван Халена заключалась в том, как он мог использовать эти потрясающие трюки и превратить их в песни, которым люди с удовольствием подпевали. И даже когда Эдди не играл, он применял свой гений к своему инструменту, создав «Frankenstrat», изобретя плавающий рычаг тремоло и получив другие различные патенты на приспособления, полностью меняющие представление людей о гитаре.

3. Джимми Пейдж (3)

Ключевые треки: «Achilles Last Stand», «Kashmir», «No Quarter».

Задолго до образования Led Zeppelin Джимми Пейдж уже оказал огромное влияние на мир рока благодаря своей роли в The Yardbirds и работе в качестве сессионного гитариста. С Led Zeppelin всё в Пейдже мгновенно стало легендарным – от его костюма с вышитым драконом, до одержимости оккультизмом, – но на переднем плане всегда были его зажигательные риффы. У него было видение того, как превзойти стереотипы на что способна гитара. Его разнообразный стиль включает в себя различные гитарные настройки, виртуозные и мелодичные соло и агрессивный, искаженный гитарный звук, а также фолк-акустические работы. Ещё Пейдж известен тем, что иногда играет на своей гитаре виолончельным смычком, чтобы создать тягучую жужжащую звуковую текстуру к музыке.

2. Чак Берри (7)

Ключевые треки: «Maybellene», «Johnny B. Goode», «Brown Eyed Handsome Man».

Чак Берри не просто изобрел рок-н-ролльную гитару – он довел её до совершенства. Вы можете услышать всё это во вступлении к классике 1956 года «Johnny B. Goode», когда он начинает песню 18-секундным шестиструнным манифестом окончательного гимна «гитарного героя». Он придумал, как смешать блюз и кантри, которые ему нравились, сплавив буги-вуги и рокабилли в свой собственный оригинальный стиль высокоскоростной электрической вспышки. Другими словами, рок-н-ролл. Каждая традиция американской музыки заложена где-то в гитаре Чака Берри. Как сказал его последователь Кит Ричардс: «Чак – дедушка для всех нас».

1. Джими Хендрикс (1)

Ключевые треки: «Purple Haze», «Voodoo Child», «Little Wing», «The Star-Spangled Banner».

Годы идут, но в мире ничего не меняется – Джими Хендрикс, поджигающий свой «Fender Stratocaster» в Монтрее, – всё ещё шестиструнный маэстро номер один. Хотя его основная карьера длилась всего четыре года, он по праву считается одним из самых влиятельных гитаристов в истории и одним из самых знаменитых музыкантов 20 века. Он был шоуменом, который играл зубами или держа гитару за спиной. Но за всей этой театральностью скрывается истинный искусник игры на инструменте. Хотя Хендрикс замечательно пел, он предпочёл сделать свою гитару ведущим голосом.

Он открыл в электрогитаре бесконечный источник возможностей нового звучания. Джими популяризировал использование обратной связи, изобрёл свой собственный сплав блюза и психоделии и повлиял на развитие рока, металла, фанка и многого другого. Короче говоря, Джими Хендрикс – это «наше всё». Согласны?

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

Гитара и гитаристы | Old school dude | Дзен