Найти в Дзене
Old school dude

Лучшие гитаристы глэм-рока 70-х, определившие звучание десятилетия

Оглавление

Глэм был чертовски популярен в первую половину 70-х годов. Британские чарты тех лет просто пестрели глэм-рок-исполнителями. Их яркие образы, выраженные через театральную эффектность экзотических костюмов, андрогинный облик и обильное использование макияжа, определили большую часть десятилетия, которое шизофренически балансировало на грани рок-н-ролльного кризиса личности.

Появление в марте 1971-го на музыкальном шоу «BBC Top of the Pops» фронтмена T. Rex Марка Болана – в зеленой атласной рубашке и с сияющими каплями блеска на щеках – дало массовый старт глэм-движению. Если раньше слухи о гламуре, передаваемом посредством рок-музыки, – своеобразном синтезе различных видов искусства – были всего лишь идеей, то теперь это всё материализовалось самым наглядным образом.

Далее несколько смельчаков облачились в жуткие одежды, разрисовали свои физиономии малиновой помадой, блёстками, тенями и тушью и превратили это в мейнстримовую реальность. Вскоре многочисленные глэм-рок-исполнители заполонили города и веси Великобритании и США, предоставив питательную среду для дерзких и даровитых музыкантов, ищущих собственные способы самовыражения. И хотя через несколько месяцев после выхода своего альбома «Tanx» в 1973-м, Болан был запечатлён на обложке журнала «Melody Maker» с заявлением «Глэм-рок мертв!», это был ещё даже не пик расцвета.

Дэйв Хилл и Slade. Фото из открытых источников
Дэйв Хилл и Slade. Фото из открытых источников

Первоначально направление глэм-рока было похоже на многие предшествующие ему поветрия, характеризующиеся лозунгами бунта и ломкой стереотипов. Но вскоре оно приобрело собственную индивидуальность, олицетворяя собой всё бурное и плодовитое десятилетие. И хотя эстетика тоже важна, это – только вершина айсберга. В конце концов, мы ведь говорим о музыке, а большая часть глэм-рокеров вдохновлялась самыми разными вещами: от бабблгам-попа и рок-н-ролла 50-х годов, до кабаре, научной фантастики, оккультной мистики, психоделии и сложного прогрессив-рока. В музыкальном отношении глэм был неоднороден, совмещая рок-н-ролл, хард-рок, арт-рок и эстраду и порой замешивая это всё в сложную форму.

В конце 70-х некогда модное направление постепенно выветрилось, но успело оказать влияние на другие музыкальные жанры, включая панк-рок, глэм-метал, дэт-рок и готик-рок. Определяющими отличительными чертами глэм-рока были четырёхдольная рок-н-ролльная ритмика, относительная простота гармоний, запоминающаяся вокальная мелодика и драйв электрогитар с характерным перегруженным звучанием и пентатоникой риффов, исполняемых с обязательными подтяжками.

Вот к гитарным героям этого жанра мы и обратимся. Ниже представлены глэм-гитаристы, которые определили звучание этого десятилетия и последующих лет. Им не всегда отдают должное, нередко недооценивают уровень их мастерства и влияния, забывая, что именно жанр задаёт характерные выразительные средства.

Фил Манзанера, Roxy Music

Сын колумбийки и британца Филип Джеффри Таргетт-Адамс, более известный как Фил Манзанера, родился в Лондоне, а детство своё провел в переездах вместе с родителями, работавшими в «British Overseas Airways Corporation», по разным частям Америк. Проживая какое-то время в Гаване, молодой шестилетний Манзанера познакомился со своей первой испанской гитарой, принадлежавшей его матери. В восемь лет Фил уже экспериментировал с «электричеством», а став подростком, смешал в своем сердце влияние рок-н-ролла с латинскими ритмами меренге, кумбии и болеро.

По возвращении в Англию юноша участвовал в различных школьных бэндах, а последним из них была психоделическая группа Pooh & the Ostrich Feathers, превратившаяся в прогрессив-рок-квартет Quiet Sun.

Говорят, что Фил Манзанера был одним из как минимум 20 гитаристов, проходивших прослушивание в Roxy Music. Именно решимость Фила изначально позволила ему выделиться, причём, его изначально наняли лишь в качестве гитарного техника. Но после того, как Дэвид О'Лист покинул группу в начале 1972 года, Манзанера был приглашен заменить его на посту гитариста Roxy Music. Он сразу же привнёс драматический талант, что, безусловно, о чём-то говорит, учитывая, что в этом составе уже участвовали такие яркие личности, как Брайан Ино и Брайан Ферри.

На протяжении всей своей карьеры Манзанера играл на разных инструментах, наиболее известным из которых была «Cardinal Red» – «фирменная» гитара «Gibson Firebird VII» 1964 года с позолоченными звукоснимателями и колками. Начиная с первых дней существования Roxy Music, звук гитары Манзанеры часто тщательно обрабатывался с использованием различных электронных устройств и техник, включая обработку через синтезаторы Ино, причём, как в студии, так и на сцене. Это позволило ему создать широкий спектр звуков и текстур, многие из которых невозможно сразу идентифицировать как созданные электрогитарой.

Вклад Манзанеры в стремительный взлет Roxy Music, ставший мировым, невозможно недооценить. Его композиционное мастерство в сочетании с изобретательной натурой было дополнено тонкими латиноамериканскими влияниями, что привело к созданию уникального причудливого стиля.

Жан-Поль Крокер, Steve Harley & Cockney Rebel

Хотя, культовая британская группа Steve Harley & Cockney Rebel – не самый гитарно-ориентированный коллектив, но их ведущий гитарист Жан-Поль Крокер смог заявить о себе в эклектичной музыкальной среде. У группы было довольно интересное звучание, где фолк, глэм и поп переплетались с оркестровым арт-роком.

Риффы и текстурные ритмы Крокера демонстрировали огромную сдержанность и придавали простоту зачастую сложным аранжировкам. Его чувство интерпретации было замечательным. Также стоит отметить, что во многих случаях, когда Крокеру не давали возможности выступать с гитарными соло, вместо этого он играл на электрической скрипке и мандолине, внося новые необычные штрихи. После ухода из группы Жан-Поль стал сессионным музыкантом.

Вик Малколм, Geordie

Несправедливо, что Geordie часто называют лишь группой, в которой когда-то пел Брайан Джонсон. Львиную долю её великолепия можно приписать бывшему шестиструнному создателю саунда группы – Вику Малколму. В период расцвета Geordie в 70-е годы он был главным автором песен и написал большую часть классических треков группы. Именно на нём лежало создание того самого «невероятного драйва», который отмечали в «Melody Maker».

Гитарист и певец Вик Малколм начал играть на гитаре в школьной группе в Ньюкасле после того, как с помощью самоучителя освоил несколько основных аккордов. После получения аттестата зрелости он сменил несколько занятий, прежде чем окончательно не остановился на музыке. В конце 60-х годов он принимал участие в группе Influence, а потом – вместе с будущей поп-звездой Джоном Майлзом – в Smokestack.

В 1970 году Малколм под впечатлением от успеха Mungo Jerry создал группу USA. В состав группы входил и будущий вокалист AC/DC – Брайан Джонсон. Они играли живой и мелодичный бит, много рок-н-ролла, а также хиты времён «британского вторжения», славились безотказностью и высоким по тем временам профессионализмом, а потому редко сидели без работы. Когда USA отправились в Лондон, там едва ли не в первый день познакомились с продюсерским дуэтом Эллиса Элиаса и Роберто Даново, который и порекомендовал им сменить название на Geordie – такое прозвище носили уроженцы окрестностей Ньюкасла.

Будучи на самом деле поклонником более тяжёлой музыки, Малколм не хотел, чтобы Geordie были легковесной глэм-группой, но понимал, насколько важно иметь популярность среди молодежи, если хочешь добиться успеха. В музыкальном отношении они должны были предстать громкими, простыми и физически грубыми.

«Не буду бросаться из одной крайности в другую, но если мы сможем смешать оба стиля музыки, это должно сработать. Мы хотели бы играть серьезную музыку и в то же время получать от этого удовольствие».

После ухода Джонсона делать сольную карьеру осенью 1976 года место у микрофона недолго занимал бывший певец и басист местной джаз-рок-группы Last Exit – Гордон Самнер, позднее добившийся известности как Стинг в составе The Police, а его уже сменил сам Вик Малколм. Звучание глэма первой половины 70-х определялось и его гитарой.

Энди Скотт, Sweet

Группа Sweet, дополненная гитаристом Энди Скоттом, выпустила полдюжины пластинок, которые служат строительными блоками глэм-рока, самыми известными из которых являются «Sweet Fanny Adams» и «Desolation Boulevard» 1974 года. Этот сплав поп-музыки и хард-рока останется центральной маркировкой музыки Sweet и прообразом глэм-металла.

С 14 лет Энди Скотт играл на бас-гитаре и гитаре в разных группах. Когда в 1969 году только что созданная группа Sweet объявила о поиске гитариста, двадцатилетний Скотт пришёл на прослушивание. Так как он был знаком с менеджером Майком Чэпменом, его впустили в студию без очереди. Как только он подключил свою гитару и заиграл, случилось короткое замыкание. Но музыкантам из группы сразу понравилась его игра. Постепенно самый молодой из участников Sweet, Энди стал и самым активным, особенно в плане сочинения собственной музыки.

Тем не менее, Скотт не был техническим гением, но мастерство песен, фразировка и чувство мелодии были непревзойденными. После нескольких остановок и стартов, когда Энди Скотт остался единственным оставшимся в живых из основных участников Sweet, он продолжает двигаться вперёд, распространяя свое послание глэм-рока среди обожающих его масс. В 2017 году Энди совместно со звездами глэм-рока 70-х Доном Пауэллом (ex-Slade) и Сьюзи Кватро выпустили альбом «QSP».

Дэйв Хилл, Slade

Дейв Хилл, известный своими яркими нарядами и экзотическими прическами, считался главным «клоуном» в Slade. Его странные костюмы «из фольги, в которую вы заворачиваете индеек, и платформы высотой с нефтяную вышку» приводили к небольшим спорам с более серьёзным Джимом Ли. Однажды Ли сделал Хиллу очередное замечание в гримёрке перед съёмкой клипа для ТВ, и Хилл ответил: «Пиши песни, Джим, а я буду их продавать!». И это у него получалось в мерцающем великолепии шоу и с помощью мощных аккордов и риффов.

Уроженец Девона, он купил свою первую гитару по каталогу на почте. Хилл был левшой, но ему не хватило денег на леворучную гитару, поэтому он научился играть правой рукой и получил несколько уроков у учителя естественных наук в своей школе. Затем он вместе со школьными друзьями сформировал группу под названием The Young Ones. Играя в разных местах, Хилл пересёкся с барабанщиком Доном Пауэллом в группе The Vendors, название которой позже было изменено на The N' Betweens. Затем пара познакомилась с басистом Джимми Ли и певцом Нодди Холдером, после чего родился Slade.

Музыкант предпочитал играть на гитаре «John Birch Superyob» 1973 года, что способствовало характерному звучанию и Хилла и Slade, отличающемуся плотным грувом, напором и агрессией, при этом оставаясь временами довольно мелодичным. Хотя жанрово глэм не всегда определял их звучание, порой тяготевшего к хардовому стрит-року, Дэйв Хилл безошибочно находил нужные штрихи и интерпретации. В наше время, несмотря на отсутствие других первоначальных участников, Хилл всё ещё продолжает выступать в новой ипостаси Slade.

Глен Бакстон, Alice Cooper

В первые дни своего существования Alice Cooper были полноценной группой, а не прозвищем, которое взял на себя её вокалист Винсент Фурнье. В эти досточтимые времена уроженец Огайо, Глен Бакстон, был ключевым винтиком в этом колесе с точки зрения гитарного саунда. Что не удивительно, ведь он был единственным музыкантом, который изначально умел играть на своём инструменте.

В 1964 году в средней школе Кортеса он дебютировал в рок-группе The Earwigs вместе с будущими участниками знаменитой группы. Ребята несколько раз меняли название, пока со временем уже в Лос-Анджелесе не стали зваться Alice Cooper. Начиная с гаражного рока, музыкальный стиль Бакстона постепенно эволюционировал, что не удивительно, ведь, с его слов, он мог часами слушать гитару Сида Барретта.

У Глена было «чутье». Он был смел и раскрепощён. Его игра была подобна разъярённому шершню. Он тянул и играл ноты там, где их обычно не берут. Он использовал ложку вместо слайда. Глен Бакстон вошёл в историю как автор классических рифов «I’m Eighteen», «Is It My Body», «Be My Lover», «Under My Wheels», «Elected», «10 Minutes Before the Worm», а самым известным из всех остаётся «School’s Out» – хит, с которым группа в 1972 году возглавила хит-парады. Гитарный рифф из неё, придуманный Бакстоном, украшает сегодня в виде транскрипции его надгробие.

После болезни Глен Бакстон покинул Alice Cooper и, начиная с середины 70х, периодически играл на клубных концертах с группами Shrapnel и Virgin. Он умер за несколько недель до своего пятидесятилетия от осложнений пневмонии. Много позже в интервью Марку Марону Элис Купер заявил: «Глен в конечном итоге стал одним из величайших рок-гитаристов всех времён». В 2003 году Бакстон занял 90-е место в списке «100 лучших гитаристов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone».

Панки Медоуз, Angel

Американский гитарист, известный своим гламурным имиджем как участник группы Angel. Несмотря на свою загадочность, вашингтонская группа, тем не менее, оказалась блестящей постановкой. Будучи прежде всего гламурной по интонации и, конечно же, по имиджу, Angel объединил в своем мерцающем звучании элементы прогрессива и пауэр-попа.

Панки Медоуз учился в средней школе Харта, где и начал играть на гитаре. В 1964 году Медоуз и трое других участников сформировали свою первую группу – The Intrumers. Все выросли, слушая «Битлз» и другие группы «британского вторжения». Позже группа стала зваться English Setters и выступала на разогреве у The Yardbirds, Нила Даймонда и Young Rascals. Звукозаписывающая компания рекламировала их как «Monkees для бедняков».

Группа Angel образовалась после того, как Медоуз встретились с Греггом Джуффрией, а затем с Барри Брандтом и Фрэнком Димино, выбрав имя «Ангел» в честь песни Джими Хендрикса, поклонником которого был Медоуз. Приторно-сладкий тон, фантазии и великолепные соло Медоуза были впечатляюще мощными, так что, конечно, не его вина, что массы в целом игнорировали Angel.

Группа распалась в 1981 году. Однако, Медоуза, как во время его пребывания в Angel, так и после него приглашали присоединиться к Kiss, Aerosmith и New York Dolls, но он отклонил все эти предложения и вообще оставил музыку, вместо этого открыв сеть соляриев. Но в 2016 году Медоуз вернулся, и Angel сейчас готовит новую программу.

Рик Нильсен, Cheap Trick

Подвиги Cheap Trick, одной из самых известных и радио любимых групп десятилетия, хорошо задокументированы. Стиль Нильсена, известного своими спортивными куртками, кепками и клетчатыми брюками, а также гитарой в тон, подходил Cheap Trick как перчатки. Ведущий гитарист, основной автор песен и лидер группы, он хорошо известен своими многочисленными гитарами, изготовленными на заказ от «Hamer Guitars», в том числе своей знаменитой гитарой с пятью грифами.

Рик Нильсен с пятигрифовой «Hamer». Фото из открытых источников
Рик Нильсен с пятигрифовой «Hamer». Фото из открытых источников

Рик Нильсен родился в музыкальной семье, оба родителя были оперными певцами. Когда Рик был подростком, он научился играть на нескольких инструментах. Проиграв шесть лет на барабанах, юноша сменил направление, перейдя на гитару и клавишные. Его первой школьной группой была The Phaetons, которая мутировала в The Grim Reapers. Поиграв ещё в ряде команд, в 1973 году Нильсен вместе с Карлосом сформировал группу Cheap Trick. Комбинируя любовь к глэмовому британскому гитарному попу с пауэр-аккордами и некоторым абсурдизмом, Cheap Trick оказались связующим звеном между шестидесятническим поп-роком, хэви-метал и панком.

Нильсен никогда не переигрывал, он был мастером подачи песни, помогая создать многие из решающих моментов Cheap Trick. Немного сырой и грубоватый саунд группы, благодаря его гитаре, узнаешь с закрытыми глазами. Рик Нильсен продолжает нести факел и по сей день, поражая публику ассортиментом гитар «Fender», «Hamer» и многогрифовых гитар. По состоянию на 2018 год у него около 500 инструментов. Как он самокритично оценивает свои достоинства:

«Я не виртуоз. Я автор песен, играющий на ритм-гитаре, и время от времени мне приходится играть ведущую роль».

Мик Ральфс, Mott the Hoople

Мик Ральфс начал свою карьеру подростком, играя в херефордширской блюз-рок-группе The Buddies. Они выпустил сингл в 1964 году, прежде чем присоединиться к Mod Doc Thomas Group в 1966 году. После дебюта одноименного итальянского альбома группа дважды меняла название: сначала на Silence в 1968 году, а затем, в 1969 году, на Mott the Hoople. Они были одним из пионеров глэм-рока, а Мик Ральфс с его мускулистым, но ярким стилем стал основой группы. Он использовал гитары «Gibson Les Paul Junior», «Gibson Firebird», «Gibson SG» и «Fender Telecaster».

После четырех игнорируемых преступным сообществом слушателей альбомов, на грани того, чтобы свернуть деятельность, Mott обратились к Дэвиду Боуи, который написал для них «All the Young Dudes», а остальное, как говорится, уже история. Что касается Ральфса, то он задержался ещё на одну пластинку, прежде чем уйти, чтобы сформировать с Полом Роджерсом из Free группу Bad Company. Он любил экспериментировать, так для «Can't Get Enough» Ральфс настроил свою гитару в настройке «Open-C» (До-Соль-До-Соль-До-Ми), заявив: «В стандартной настройке она никогда не зазвучит правильно».

Ральфс гастролировал с Дэвидом Гилмором, а 1985 году выпустил сольный альбом «Take This». В 2011 году он сформировал The Mick Ralphs Blues Band с музыкантами, с которыми познакомился во время джем-сейшна в пабе «Nag's Head» в Хай Викомбе. В 2016 году Ральфс поучаствовал в турне Bad Company вместе с Джо Уолшем и специальными гостями Ричи Самборой и Орианти. После заключительного выступления группы в Лондоне стало известно, что Ральфс был госпитализирован из-за инсульта. С тех пор он не возвращался к музыкальной деятельности.

Марк Болан,T. Rex

Непреходящее влияние Марка Болана на глэм-рок трудно описать. Будучи лидером T. Rex, Болан создал водоворот гламурной напыщенности, с которым оказалось трудно сравниться. Его музыка, его очень оригинальное чувство стиля и необычайное сценическое поведение помогли создать саму эру глэм-рока, что сделало его одной из самых главных икон как жанра, так и рок-музыки в целом.

В начале 70-х со своей внешностью рок-идола и гитарными рок-н-рольными и хард-роковыми ходам Марк Болан выводит свою группу T. Rex в стратосферу, а звуки его «Gibson Les Paul» и стали тем самым топливом, которое и двигало всё это ввысь. Как гитарист он, может, и не блистал виртуозными пассажами и сложными аранжировками, но зато создал собственный хорошо узнаваемый стиль, а это гораздо важнее исполнительской техники.

Сексуальный голос, гитарные отсылки к рок-н-роллу 50-х и наркотический ритм и стали теми хуками, на которые клюнули все. Острые риффы и ненасытные припевы Болана привели T. Rex к четырем хитам номер один в Великобритании, но именно «Electric Warrior» 1971 года и его продолжение 1972 года – «The Slider» – покорили публику. Обтекаемые ритмы и певческие соло Болана будут двигать группу до 1977 года, когда он внезапно погиб в автокатастрофе, заставив замолчать редкий в своём поколении талант задолго до своего времени. Если есть желание узнать о Марке Болане что-то ещё, перейдите на статью:

Ричи Ранно, Starz

Под руководством уроженца Нью-Джерси Ричи Ранно, Starz объединили пауэр-поп-мелодии и гламурную эстетику с традиционными металлическими элементами, задав тон грядущему взрыву хаер-метала 80-х. Несмотря на отсутствие серьезного коммерческого успеха, группа обрела у поклонников культовый статус.

Что касается Ранно, то он – явно недооцененная легенда, которую часто несправедливо затмевают его современники, получившие большее признание. Его игра повлияла на многих, а его написание песен привело к созданию некоторых из самых запоминающихся. Его жгучие соло, украшенные эмоциями и чётким исполнением, представляют собой продукт эстетики.

После окончания средней школы Ранно переехал в Висконсин и собрал рок-трио Bungi. Группа выступала на разогреве у Боба Сегера, Fuse, Cheap Trick, REO Speedwagon, Styx и многих других. Потом он присоединился к группе Stories, пройдя отбор среди 20 гитаристов. А после их распада, в 1975 году, Ранно прошёл прослушивание в группу Fallen Angels. Его предпочли примерно 75 гитаристам, пришедшим на прослушивание. Через месяц группа уволила клавишника, сделав упор на гитарный саунд, и сменила название на Starz.

В настоящее время Ричи Ранно регулярно выступает со своей сольной группой.

Мик Ронсон, David Bowie and the Spiders from Mars

Мик Ронсон – блистательный британский гитарист, наиболее известен как один из участников группы Дэвида Боуи The Spiders from Mars. Его музыкальная карьера началась в йоркширской группе The Rats, где он играл с 1967 года. С альбома «The Man Who Sold the World» началось его сотрудничество с Дэвидом Боуи. Ронсон принял участие в записи пяти его альбомов начала 70-х годов.

Обеспечивая идеальный контраст вокалу Боуи, Мик Ронсон мастерски прилаживал необходимые украшения экспрессивным песням Дэвида. Мастер ритм-исполнения, Ронсон добавил интуитивные штрихи этим музыкальным произведениям искусства начала 70-х, наиболее выдающимся из которых, возможно, является альбом 1972 года «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars».

Ронсон был известен своим мелодичным подходом к игре на гитаре. Несмотря на то, что Мик способен сыграть яркое соло, он часто предпочитал оставлять свою гитарную работу вроде бы незаметной, не выпячиваясь на передний фон. Но если прислушаться внимательно, то обнаружится, что это было как раз то, что звучит аутентично возвышенно и одновременно – достаточно дерзко.

В детстве он обучался классической игре на фортепьяно, блокфлейте, скрипке, а затем на фисгармонии. Первоначально он хотел стать виолончелистом, однако решил играть на гитаре, после того как открыл для себя музыку Эдди Дуэйна. В 1993-м Мик Ронсон ушёл из жизни, записав в последние свои месяцы при участии друзей и коллег третий сольный альбом «Heaven and Hull». Он был назван № 41-м в списке «величайших гитаристов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone» в 2012 году.

Крис Белл, Big Star

Вместе с Алексом Чилтоном он руководил группой Big Star при записи их первого альбома «# 1 Record» в 1972 году, не добившегося успеха у публики. Имея собственное видение как же они должны звучать, на которое повлияла музыка «британского вторжения», Крис Белл выбрал захватывающие дух всплески упрощенного мастерства вместо мощных, удлинённых соло. Это было нетипично для эпохи, больше характеризующейся прог-роком и джем-атаками нескольких гитар.

После того, как этот альбом не возымел коммерческого успеха (частично из-за ошибок в маркетинге дистрибьютора «Stax»), Белл покинул группу. В середине 70-х он занимался сольной карьерой, результатом которой стал посмертный альбом «I Am the Cosmos». У него были проблемы с алкоголем и другими веществами, он уходил в религию, стремясь вырваться из замкнутого круга.

Он покинул наш мир в «роковые» (в обоих смыслах) 27 лет, став, в том числе, и благодаря этому, легендой. Подход Криса Белла заложил основу для звучания таких групп, как The Smiths, R.E.M. и The Replaces. Проще говоря, без Белла альтернативный рок 80-х выглядел бы совершенно по-другому.

Эдриан Фишер, Sparks

Когда братья Рон и Расселл Мэйлы переехали из США в Великобританию, пресса заговорила о Sparks как об «американских T.Rex», что для самих братьев Мэйлов явилось полной неожиданностью. Их музыка в то время была своеобразным арт-роковым прочтением глэма. А две классические пластинки 1974 года – «Kimono My House» и «Propaganda» – передавали лучшие идеи музыкантов, в которых соединились глэм-рок, арт-рок, хард-рок, элементы мюзик-холла, оперетты и музыкальной комедии.

Альбомы соответствовали текущей популярности глэм-рока, который доминировал в чартах, но приобрели более экспериментальное и электронное звучания, наподобие Roxy Music и Дэвида Боуи. При этом, важную роль сыграл гитарист Эдриан Фишер. Впоследствии многие рецензенты отмечали, что ему удалось воздержаться от расширенных гитарных соло, характерных для арт-рока того времени, но передать лучшие характерные жанровые глэмовые краски.

До прихода в Sparks Адриан Фишер был гитаристом Toby, отпочковавшейся от группы Free, а позже – Brush. После ухода из Sparks он присоединился в 1977 году к группе Майка Патто – Boxer, записав альбом «Absolutely». Фишер также входил в недолговечную дочернюю группу Sparks – The Four Squares. В конце 80-х он переехал в Таиланд и работал музыкантом на пляже Ламай на острове Самуи и в Бангкоке. Он и умер на Самуи 31 марта 2000 года после одного из концертов. Причиной смерти стал инфаркт миокарда.

Джонни Сандерс, New York Dolls

Являясь одной из первых глэм-рок-групп в истории, New York Dolls оказали сильное влияние на такие будущие жанры, как панк-рок и глэм-метал. Их подход к року был в большей степени связан с гиперактивным, прото-панковским стилем гитариста Джонни Сандерса. Сочетая в себе поп-музыку «Brill Building», ду-воп 50-х и гаражный рок, подход Сандерса был совершенно особенным, шокируя как ничего не подозревающую публику, так и звукозаписывающие компании. Именно он проложил путь от глэма к панк-року. О технической стороне сам Сандерс отзывался таким образом:

«Единственное, что я знаю из технических примочек, – это верхние частоты, громкость и реверберация. Вот и всё».

Его первое музыкальное выступление состоялось зимой 1967 года с The Reign. Вскоре после этого он играл с Johnny and the Jaywalkers под псевдонимом «Джонни Вольюм». Бас-гитарист Dolls Артур «Киллер» Кейн позже рассказывал об их первом пересечении в 1970-м, описывая, как они впервые встретились, чтобы вместе поджемовать:

«Я услышал, как кто-то играл гитарный рифф, который я сам не знал, как играть. Это было вульгарно, противно, грубо и дико. Меня это действительно зацепило. Его тон был богатым, насыщенным и красивым, как голос».

В 1975 году группа New York Dolls развалилась, и Сандерс основал The Heartbreakers, потом играл в проекте под названием Gang War и выпускал сольники. Его последней записью была версия «Born to Lose» с группой Die Toten Hosen, сделанная за 36 часов до его смерти в 1991 году.

Джонни Сандерс считается одним из новаторов в рок-музыке 70-х, оказавшим сильное влияние на хард-рок и ранний панк-рок. Его имя ассоциируется также с направлением глэм-панк. По словам Джерри Нолана, больше сотни групп того времени копировали стиль игры Сандерса, включая Poison, Motley Crue и многие другие.

Эйс Фрейли, KISS

Лишь немногие группы 70-х могли бы подумать о том, чтобы повторить трюк New York Dolls, не говоря уже о том, чтобы попытаться превзойти их, но это именно то, что сделали их коллеги из Нью-Йорка. Вдохновлённые провоцирующей театральностью, KISS начали экспериментировать с имиджем, нанося грим и примеривая различные костюмы.

В декабре 1972 года к группе, пока ещё зовущейся Wicked Lester, присоединился гитарист Пол (пока ещё) Фрейли. Эксцентричный молодой человек впечатлил будущих коллег на первом же прослушивании, когда ещё только начал разогреваться на гитаре, в то время как группа слушала какого-то другого гитариста.

Уроженец Бронкса, Пол Дэниэл Фрейли начал играть в 13 лет и его вдохновляли такие музыканты, как Джимми Хендрикс, Эрик Клэптон, Альберт Ли, Бадди Гай, Джефф Бек, Би Би Кинг, Led Zeppelin, The Rolling Stones и The Who. Семья Фрейли была музыкальной, и когда мальчик получил в подарок на Рождество в электрогитару, он с головой погрузился в изучение этого инструмента.

«Я никогда не ходил в музыкальную школу; Я никогда не брал уроков игры на гитаре, но все в моей семье играют на инструментах. Мои мать и отец оба играли на фортепиано, а мои брат и сестра играли на фортепиано и акустической гитаре».

Среди первых групп Фрейли были The Outrage, The Four Roses, King Kong, Honey и The Magic People. Когда его более поздняя группа, Cathedral, начала давать платные концерты, Фрейли бросил школу, но по настоянию семьи и подруги в конце концов вернулся и получил диплом.

Присоединившись к «Киссам», сбрив усы, одевшись в кожу и перепачканный кабуки Пол Фрейли превратился в «Космического Эйса», взяв своё старое школьное прозвище в качестве нового имени и скрылся в завесе образа таинственного инопланетного существа. Колоритный грим инопланетянина и испускающая дым гитара «Gibson Les Paul» стали визитной карточкой Эйса. Он, в свою очередь, подарил KISS вспышку своего агрессивного, атмосферного и мелодичного мастерства. С грохотом колец по струнам и перегрузкой на грани взрыва усилка «Marshall» неистовый и необычный подход Фрейли к гитаре определил границы раннего звучания KISS.

Фрейли играл в группе с самого её образования в 1972 году до ухода в 1982 году. После того как Эйс покинул KISS, он продолжил сольную карьеру и на момент воссоединения в 1996 году был наиболее успешным из музыкантов, некогда уходивших из Kiss. Он сотрудничал с родной группой до 2002 года, когда назвал концертное турне своим прощальным и вновь покинул «Киссов».

Фрейли оказал всеобъемлющее влияние на массы рок-гитаристов, которые пришли после, когда аудитория уже пресытилась глэм-роком. По версии журнала «Guitar World» 2020 года Эйс Фрейли был 14-м в списке «лучших гитаристов хэви-метал всех времён и народов». Конечно, позже это был уже глэм-метал и хеви-метал, но и глэм-рок 70-х принадлежал «Космическому» Эйсу Фрейли.

Брайан Мэй, Queen

Конечно, глэм в сложных формах играли в то время и Queen, однако эксперименты привносили в их музыку элементы далёких от рока направлений. Некоторые их песни были с претензией на джаз или классическую музыку. Это был и хард-рок, и прогрессив, и мюзик-холл. Соответственно, и Брайана Мэя сложно отнести к чисто глэмовым гитаристам. Он один из самых редкостных музыкантов, со своим узнаваемым почерком, стилем и звучанием своей уникальной «Red Special».

Его тон, его выбор мелодических нот безупречен, он не просто исполняет соло. Его соло – это мелодии, и они всегда совершенно к месту. Всё, что он делает, настолько специфично и глубоко, так органично вписывается в музыку Queen, что ты просто чувствуешь это как неразрывную часть общего. Помимо самодельной гитары, он предпочитает использовать шестипенсовые монеты вместо более традиционного пластикового медиатора, потому что их жёсткость дает ему больше контроля.

Гитарный стиль Брайана Мэя определяет чувство меры и безупречный вкус, ему никогда не были присущи излишняя вычурность, помпезность, демонстративно изощренная холодная техничность или излишняя агрессивная напористость. Как выразился о своей игре сам Брайан:

«Я никогда не буду претендовать на звание отличного гитариста в смысле виртуозности. Я просто стараюсь играть от души».

Дотошный аранжировщик, он фокусируется на многочастных гармониях, часто скорее контрапунктических, чем параллельных, что является относительной редкостью для рок-гитары. В 2020 году по итогам опроса журнала «Total Guitar» Брайан Гарольд Мэй был объявлен лучшим рок-гитаристом в мире.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

Брайана Мэя чествовали как лучшего рок-гитариста в мире. Интервью
Old school dude15 июля 2020