Так уж повелось, что «хайп» любят все. Шумные темы, разгоняющие не всегда здоровые эмоции, громкие и неоднозначные оценки разных событий, истории с известными личностями, конфузы и неожиданные повороты в развитии шаблонных дел, интриги и расследования – это то, на чём испокон веков специализировалась «жёлтая пресса». Но в последние годы к таким приёмам, в той или иной степени, стали прибегать буквально все СМИ. А что делать – в эпоху Интернет, чтобы преуспеть или хотя бы просто оставаться на плаву, приходится подстраиваться под общие тенденции.
Американский журнал «Rolling Stone» как раз из такой категории средств массовой информации, кто чутко держит руку на пульсе времени. Появившись на свет в 1967 году как музыкальное издание – рупор поколения хиппи, он с годами завоевал себе репутацию самого респектабельного журнала о современной музыкальной индустрии. Пиком его реноме принято считать 70-е, именно в эти годы журнал во многом определял музыкальные вкусы американской публики. Многие опубликованные в нём материалы получали общенациональный резонанс.
Надо отметить, что Ян Веннер, основатель «Rolling Stone», своеобразно подбирал себе в штат авторов. В конце каждого выпуска он печатал адресованное читателям приглашение присылать в редакцию свои статьи и обзоры, а его задачей было определить, что же из присланного годится к появлению на страницах издания. Постепенно лучшие критики и сформировали журналистский пул «Катящегося Камня». Именно с таких писем началась карьера многих влиятельных музыкальных обозревателей. Стоит ли лишний раз упоминать, что в основном их взгляды в большей степени соответствовали редакторской точке зрения, ибо в противном случае их материалы не появились бы в журнале.
Но такая однобокость таила в себе известную ограниченность. В 80-х для многих наблюдателей стало очевидно, что «Rolling Stone» уже не поспевает за быстрым развитием музыкальных тенденций. В 21-м веке в попытке завоевать подростковую аудиторию стали размещаться материалы о шоу-бизнесе и прочих темах, имеющих к музыке весьма опосредованное отношение. Хотя время от времени всё ещё проскальзывали любопытные интервью с рок-звёздами. Постепенно «Катящийся Камень» стал скатываться до уровня банального таблоида.
В 2003 году на основе масштабного опроса наиболее авторитетных музыкантов и критиков был впервые опубликован список «500 лучших альбомов всех времён», а в 2004 – список «500 лучших песен всех времён». Со временем добрались и до списков лучших рок-музыкантов. При этом, номерное ранжирование не было изобретением журнала, но именно такой «хайповый» ход придавал таким спискам сакральный соревновательный элемент. Это было очень по-американски: кто-то всегда должен быть провозглашён первым, а кто-то – вторым и так далее. А если же просто подать перечень артистов без градации, то такое забудется уже через несколько недель.
Списки «величайших гитаристов всех времён» – одни из самых лакомых в этой когорте. На первых порах поучаствовать в голосовании, определяющем итоги, приглашали, помимо своих критиков, большую группу музыкантов – в основном старых классических рокеров с абсолютным преобладанием в их составе известных гитаристов. А кто, как не гитаристы, и должны в таких вещах разбираться лучше всего, ведь есть немало нюансов, которые расслушать и оценить способен только профи.
Но в 2023 году решили обойтись только редакторами и авторами «Rolling Stone». Своя рука – владыка, поэтому ничего в этом предосудительного нет. Но такой «праздник непослушания» дал результат, шокировавший многих. Я не стал бы особо обращать внимание на номерную градацию мастеров шестиструнной, поскольку это всегда очень и очень условно. Поэтому заострять внимание на том, что кто-то оказался выше другого, не буду.
Но вот, один момент меня особо покоробил. В этот раз был представлен список «250 лучших», и в эти две с половиной сотни не попал ряд замечательных гитаристов, неизменно фигурирующих в различных опросах. Я бы ещё как-то понял, если бы их просто упомянули отдельно, – типа, вот мы их рассматривали, но по некоторым соображениям – бла-бла-бла – они не прошли наши критерии отбора. Но – нет, судя по всему, эти ребята просто по какой-то «вкусовой» причине не вписались в когорту гитаристов, представляющих интерес команде журнала.
«Мы хотели показать размах эволюции гитары», – провозгласили в «Катящемся Камне», но при этом как раз и упустили из виду личностей, вписавших яркие страницы в эту самую эволюцию. Давайте просто оценим: достойны ли эти мастера быть представлены в числе двухсот пятидесяти лучших.
Джордж Бенсон
Один из самых выдающихся гитаристов за всю историю музыки. Любой мало-мальски интересующийся гитарой слышал это имя, хотя, конечно, пик его творчества пришёлся на 70-е годы. Обладатель десяти премий «Грэмми», в том числе в номинации «Запись года», он гармонично соединил элементы джаза, софт-рока, соула и ритм-энд-блюза, варьирую музыку в диапазоне от свинга и би-бопа до фьюжн. Бенсон очень органичен в любом материале, при этом его уверенная и плавная гитара практически никогда не уходит на второй план, плетя узнаваемую вязь и соблюдая паритет между вокальными и инструментальными пьесами.
Джордж впервые приобрел известность ещё в 60-х годах, играя соул-джаз с органистом Джеком Макдаффом, а свой дебютный сольник «The New Boss Guitar of George Benson» музыкант выпустит в возрасте 21 год. Затем он развил свою успешную сольную карьеру, и к 30 годам его признавали лучшим джазовым гитаристом в мире. Вы только послушайте, как Бенсон, импровизируя, «поёт» гитарой свои партии – это невероятный музыкальный слух и неизменное чувство мелодии.
Джон Петруччи
Основатель группы Dream Theater и участник супергруппы Liquid Tension Experiment небезосновательно считается одним из лучших гитаристов современности. Во многом благодаря Джону Петруччи и его профессионализму Dream Theater и добились успеха. И лишь ставшее притчей во языцех, скептическое отношение журналистов «Rolling Stone» к хэви-метал, указывает на причину неупоминания его имени в очередном списке журнала.
Петруччи уважают за разнообразие стилей и навыков игры на гитаре, многие из которых он разработал самостоятельно. Одним из наиболее примечательных из них является сверхскоростной переменный штрих, который, как он сам утверждает, требует «сильного чувства синхронизации между двумя руками». При этом, Джон как-то изысканно сочетает свою технику шреддинга с более медленными, эмоциональными соло. Его игра завораживает своей динамикой, энергетикой и неподдельным драйвом, наряду с утончённостью некоей вычурности.
Музыкант часто использует расширенный диапазон семиструнной электрогитары для более тяжелых риффов и сольных партий. А на альбоме «Six Degrees Of Inner Turbulence» Джон дошёл до того, что одну из песен сыграл на гибриде гитары и бас-гитары. Это ли не новаторство?
Мастерство гитариста было воспето специалистами на протяжении десятилетий, а его талант «альтернативной игры» вызывал бурю эмоций во всём мире. В 2007 году журналом «Total Guitar» он был выбран «гитаристом года». В 2010 и 2011 годах журнал «Guitar Player» признал Петруччи «лучшим гитаристом хэви-метал». В книге Джоэла Макайвера «100 величайших метал-гитаристов» он стоит вторым после Дэйва Мастейна. Кроме того, в 2013 году «Guitar World» признал Джона лучшим шреддером.
Дэйв Мастейн
Кстати, в журнале забыли и о Дэйве Мастейне. Конечно, у него скверный характер, и он злоупотреблял разными вредными веществами, но всё же… Преодолев алкоголизм, оправившись от опасной для карьеры травмы руки и победив рак горла, Мастейн по праву может величаться «пуленепробиваемым» гитаристом. Возможно, он самый быстрый шреддер в мире, но это не главное его достоинство. Играть на повышенных оборотах могут многие, не все при этом столь предельно точны, мощны, изобретательны и мелодичны.
Его первой группой стала Panic, не получившая коммерческого успеха. До создания Megadeth Дэйв был первым лид-гитаристом Metallica, но не появлялся ни на одном альбоме. Позже, создав Megadeth транзитом через Fallen Angel, он своей неумолимой правой рукой, ставшей легендой, привёл группу к вершинам трэш-метала. Конечно, он разделил сцену с некоторыми из лучших гитаристов – среди них, Марти Фридман и Кико Лорейро, – но Мастейн – это шестиструнная константа, бьющееся сердце этого металлического заведения и неоспоримая рифф-машина.
Дэйв известен популяризацией техники «паучьего аккорда» – метода, упрощающего смену положения рук и уменьшающего шум струн. Настоящий музыкант, он пишет и исполняет свои партии с поразительной точностью и мощью. В 2020 году журнал «Total Guitar» поставил Мастейна на 6-е место в списке «100 величайших гитаристов хэви-метал всех времён». В 2009 году Мастейн был назван № 1 в книге Макайвера «100 величайших метал-гитаристов».
Джимми Вон
Весь мир знает Стиви Рэя Вона, и, безусловно, этот музыкант заслуживает признания. Но его старший брат, к сожалению, не столь медийно раскручен и, по мнению многих мастеров гитары, он тоже достоен быть отмеченным в числе самых выдающихся шестиструнных маэстро. И как могло быть иначе с фамилией «Вон» и именем «Джимми»?! Сам Стиви при жизни считал, что это несправедливо, и ещё в 1984 году заявил: «Я думаю, что он лучший гитарист – вот так-то!»
Вон-старший вырос, играя музыку Мэджика Сэма, Бадди Гая, Лонни Мака, Джимми Рида и, конечно же, троих великих из Кингов. Би Би его отмечал. В конце 60-х Джимми Вон начал играть с такими музыкантами, как Пол Рэй и У.К. Кларк. К началу 70-х, когда он разработал свой собственный легко узнаваемый стиль и сформировал The Fabulous Thunderbirds, Джимми Вон считался одним из лучших гитаристов Техаса – проникновенный, но утонченный, каждая его нота безупречно поставлена, но передана с резким тоном, который сразу же привлекает ваше внимание.
Меломаны, которые жаждали услышать двух гигантов «Стратокастера» вместе, осуществили своё желание, когда Джимми и Стиви Воны наконец записали дуэтный альбом «Family Style». К сожалению, Стиви Рэй скончался за месяц до выхода пластинки.
Кларенс «Гейтмаут» Браун
Почитаемый блюзовыми исполнителями, Кларенс «Гейтмаут» Браун всегда возмущался тем, что его «загоняют в угол». Он называл свое звучание – мощную смесь джаза, кантри, рок-н-ролла, фолка, каджунской музыки и блюза: «Американская музыка и техасская жизнь». Наибольшее музыкальное влияние на Брауна оказали Луис Джордан, Ти-Боун Уокер и Каунт Бейси. Вдохновленный их музыкой, он впервые получил известность благодаря треку «Boogie Uproar», написанному в стиле в стиле свинга и буги.
Известный своим агрессивным, пробивным стилем игры на одной ноте (большим и указательным пальцами), он также мог играть мягко и плавно, как это было в его фирменной композиции «Okie Dokie Stomp» 1954 года, во время которой он останавливает ритм-секцию для серии маслянистых слайдов и извилистых бэндов. Браун продолжал свой жанровый путь вплоть до альбома «Timeless» 2004 года, выпущенного за год до его смерти.
Его очень оригинальный стиль оказал влияние на многих блюзовых и рок-гитаристов, в том числе Гитар Слима, Альберта Коллинза и Джонни «Гитара» Уотсона. Фрэнк Заппа в своей автобиографии «Настоящая книга Фрэнка Заппы» отметил, что Браун, наряду со Слимом и Уотсоном, оказали большое влияние на его игру на гитаре.
Херб Эллис
Если говорить об эволюции гитарной игры, то как пройти мимо Херба Эллиса, прославившегося в 40-х и 50-х годах, – сначала в группе Джимми Дорси, а затем, что более знаменательно, в составе трио Оскара Питерсона. Скотт Яноу позже назовёт его «одним из самых запоминающихся из всех трио фортепиано, гитары и баса в истории джаза». Выступая со своей основной гитарой, «Gibson ES-175», Эллис был почитаем за свои плавные, красиво сформулированные партии, в которых он сочетал элементы би-бопа и блюза.
Его первое знакомство с гитарой произошло по радио, когда он слушал «Light Crust Doughboys». В три года Эллис играл на губной гармошке, а в шесть – на банджо. Услышал Джорджа Барнса в радиопрограмме, он вдохновился на занятия джазовой гитарой. За свою карьеру он записывался, в частности, с Луи Армстронгом, Диззи Гиллеспи, Билли Холидей и Эллой Фитцджеральд, а с Барни Кесселом, Чарли Бердом и Талом Фарлоу создал супергруппу под названием The Great Guitars. Самостоятельно он выпустил десятки альбомов, в том числе классический «Ellis in Wonderland» (1956 г.) и «Two for the Road» (совместно с Джо Пассом, 1974 г.). Эллис вписал золотой нотой своё имя в историю джазовой гитары.
Джо Пасс
Ещё одну легенду гитары и джаза, Джо Пасса называли «величайшим в мире» и часто сравнивали с Паганини за его виртуозность. В его звуке есть определенная чистота, которая легко выделяет его среди других первоклассных джазовых гитаристов. Он сплетает свои собственные стремительные аккорды и филигранно работает так ловко, что трудно поверить, что пальцы могут физически двигаться столь быстро и замысловато. Использование «шагающего» баса, одновременного сочетания нескольких мелодических линий в процессе импровизации и сочетание множества техник игры открыли новые возможности для мира джаз-гитары и оказали огромное влияние на современных джазовых гитаристов.
Его стиль, сформировавшийся под влиянием гитариста Джанго Рейнхарда и саксофониста Чарли Паркера – это отлаженная, доведённая до совершенства техника в сочетании с чувством мелодии и импровизации, часто используемые джазовые аккорды, спонтанные импровизации и частая смена темпа.
В 50-е годы он впал в зависимость и даже провёл пару с половиной лет в тюрьме, но излечился. В 60-х годах Джо Пасс записал серию альбомов для «Pacific Jazz Records», он также играл на записях Джеральда Уилсона, Бада Шенка, Леса Макканна, а ещё записывался с Бенни Картером, Милтом Джексоном, Хербом Эллисом, Зутом Симсом, Дюком Эллингтоном, Диззи Гиллеспи, Эллой Фитцджеральд и Каунтом Бейси. Он ушёл в 65 лет, почитаемым ещё при жизни как один из самых выдающихся джазовых гитаристов 20-го века.
Хэнк Гарланд
Хэнк Гарланд начинал как кантри-музыкант, играл рок-н-ролл, ставший популярным в 50-х годах, и выпустил джазовый альбом в 1960 году. Его карьера оборвалась, когда в 1961-м из-за последствий автомобильной аварии он не смог больше выступать. Гарланд без особых усилий исполнял и блюзовые партии, демонстрируя впечатляющую ловкость и глубокий джазовый словарный запас. Он прославился помимо этого ещё своими мелодичными риффами, которые могли превратить запись из скучной в ослепительную, как это было с такими хитами Элвиса Пресли, как «Little Sister» и «Big Hunk of Love».
Помимо выступлений с Элвисом и другими звездами в Нэшвилле, он был в авангарде рок-н-ролльного движения, сделал престижную карьеру кантри-виртуоза, стал пионером игры на электрогитаре в «Grand Ole Opry» и вдохновлял джазовых инструменталистов, таких как Джордж Бенсон и многих других. Он выступал в Нью-Йорке с Джорджем Ширингом и великим джазменом Чарли Паркером, а кроме того с такими исполнителями, как Пэтси Клайн, Бренда Ли, Мел Тиллис, Марти Роббинс, братья Эверли, Бутс Рэндольф, Рой Орбисон, Конвей Твитти и Мун Малликан.
Ларри Корьелл
Ларри Корьелла, уроженца Галвестона, называли «крестным отцом фьюжна», и не без оснований – его записи середины и конца 60-х с новаторской джаз-рок-группой The Free Spirits, за которыми последовала его работа с квартетом Гэри Бёртона, ознаменовали революцию, в ходе которой музыканты смешивали джаз с роком, а также латиноамериканской и восточной музыкой.
Стартовав в 1965 году, уже к концу 60-х он становится популярным гитаристом-универсалом. В этот период он участвовал в роковых экспериментах с Джеком Брюсом, Джимми Уэббом, Чарли Мингусом, Билли Кобэмом, Чиком Кореа, 5th Dimension и Джоном Маклафлином. За свою карьеру Корьелл сформировал фьюжн-ансамбль The Eleventh House, а вместе с Джоном Маклафлином и Пако де Люсией он составлял треть их гитарного трио.
В альбомах этого периода он проявил себя как музыкант, сумевший достичь слияния рока, джаза, восточных тональностей, размеров и импровизаций свободной формы. Среди его многочисленных сольных альбомов пластинка «Barefoot Boy» 1971 года упоминается как изменившая правила игры, доказавшая, что джаз может быть таким же острым и захватывающим, как рок.
За 40 лет он записал более 75 альбомов как лидер группы, солист и аккомпаниатор. Поклонники с конца 70-х называли его «Богом гитары», «настоящим музыкантом возрождения, который превосходен во всех стилях игры».
Пако де Люсия
Испанский гитарист-виртуоз является, пожалуй, самым известным в мире гитаристов фламенко. При этом, Пако де Лусия играл как классическое, так и современное фламенко, и считался одним из пионеров стиля «нуэво фламенко». Критики говорили об удивительной манере игры де Лусии: он соединял современную музыку с бразильскими ритмами. Он оказал влияние на творчество многих других исполнителей и был одним из первых гитаристов фламенко, перешедших на классику и джаз.
Де Люсия славился своими быстрыми и беглыми «пикадо». Мастер контраста, он часто сочетал технику фламенко с более чувственной игрой и был известен тем, что добавлял в свои композиции абстрактные аккорды и гаммы с джазовыми влияниями. Благодаря этим нововведениям он сыграл ключевую роль в развитии традиционного фламенко и эволюции латинского джаз-фьюжн. Он получил признание, записав десять альбомов, которые считаются одними из самых важных и влиятельных в истории жанра.
С начала 80-х годов Пако был участником трио гитаристов, в которое также вошли Джон Маклафлин и Эл Ди Меола.
Эл Ди Меола
Один из наиболее влиятельных гитаристов в мире, американский виртуоз, работающий в жанре джаз-фьюжн, который в его интерпретации представляет собой сплав джаз-рока, фламенко, латиноамериканской и арабской музыки. На счету Ди Меолы всевозможные престижные награды, он 14 раз признавался «лучшим гитаристом» и «лучшим джазовым гитаристом мира». Более 20-ти его дисков разошлись «золотым тиражом» во всем мире; альбомы музыканта семь раз становились «гитарными альбомами года». Эл Ди Меола трижды был награждён премией за «лучший альбом» в составе гитарного трио с Пако де Лусией и Джоном Маклафлином.
Его первым инструментом были ударные, но в возрасте восьми лет он переключился на гитару, беря уроки у местного гитариста. От него требовали изучать джаз, босса-нову и классику, повлияв, таким образом, в значительной степени на формирование той особой техники, которая до сих пор удивляет в нём многих музыкантов. В 17 лет Эл поступил в музыкальный колледж Беркли в Бостоне, где до сих пор о нём ходят легенды. Уже во втором семестре он начал играть в квартете под руководством Барри Майлза, и через три года его пригласили в группу Return to Foreve.
После её распада Ди Меола начал работать самостоятельно. Безукоризненная игра, склонность к ярким импровизациям и незаурядные композиторские способности выдвинули его в один ряд с самыми выдающимися гитаристами.
Аллан Холдсуорт
Ещё один выдающийся гитарист 20-го века, прославившийся своими изысканиями в пограничной области между джазом и роком. Несмотря на независимый нрав, особо проявившийся в середине 80-х годов, он был признан многими музыкантами одним из наиболее повлиявших на них людей. В их числе были такие столпы, как Джо Сатриани, Фрэнк Заппа и многие другие.
Холдсуорт был известен своими высокоразвитыми познаниями в области теории музыки, благодаря которым он включил огромное количество сложных последовательностей аккордов, часто используя необычные формы абстрактным способом, основанным на его понимании «аккордовых гамм», а также замысловатых импровизированных соло, зачастую со смещением тональных центров. Он обладает совершенно уникальным звучанием, а его техника легато не имеет аналогов.
Чтобы описать игру Аллана, не прибегая к изощрениям с музыкальной терминологией, хватит одного эпитета – уникальная. Спутать эту смесь скиллов, практически все из которых он сам и разработал, невозможно даже будучи глухим на одно ухо. Если он не был гитарным гением, то кто тогда эти самые гении?
Пол Гилберт
Американский гитарист-виртуоз, известный работой в группах Racer X, Mr. Big, а также своими сольными инструментальными альбомами, соединил воедино несколько стилей: от прифанкованного харда до пауэр-попа, и от классических обработок, до затяжных шред-джемов. Когда речь заходит о гитаристах-виртуозах и кто-нибудь вспоминает об этой персоне, все дружно говорят: «Он гитарный гений!»
Пол пишет музыку в широком спектре жанров – поп, рок, блюз, джаз, метал, фанк и даже классическая музыка, однако больше всего он известен своим скоростным стилем игры. Пол говорит, что достигать такой скорости ему помогает отточенная техника переменного штриха и склонность извлекать больше нот именно медиатором, нежели с помощью легато. В числе тех, кто больше всего повлиял на него, Пол отметил множество различных людей: от Рэнди Роадса, Эдди Ван Халена и Ингви Мальмстина, до Тони Айомми, Алекса Лайфсона, Джимми Пейджа, и Джими Хендрикса. Особо он выделил в числе своих любимых гитаристов Джорджа Харрисона.
Пол любит творчество Иоганна Себастьяна Баха потому, что его пьесы отлично помогают играть большие и красивые гитарные пассажи. У Пола Гилберта особое мировоззрение, он рекомендует рассматривать интервалы как цвета.
Марк Тремонти
Гитарист, известный не только как участник и основатель групп Creed и Alter Bridge, но и по своей работе со многими другими музыкантами и своему сольному проекту. Обладатель премии «Грэмми» за сингл Creed – «With Arms Wide Open», он также был назван «Guitar World» «гитаристом года» в течение трёх лет подряд. В 2011 гитарное соло в песне Alter Bridge «Blackbird», которую Тремонти исполнил с Майлсом Кеннеди, было названо журналом «Guitarist» величайшим гитарным соло всех времён. В декабре 2019 года журнал «Guitar World» назвал его гитаристом десятилетия.
Сегодняшние трэш-метал, спид-метал, альтернативный метал и неоклассик-метал вряд ли стали бы такими привлекательными жанрами без Марка Тремонти. Он начал увлекаться музыкой и купил свою первую гитару в возрасте одиннадцати лет. Теперь же Марк сам занимается просветительством, основав онлайн-сообщество музыкантов, занимающееся обучением игре на гитаре: разминки, альтернативные настройки, стиль подбора пальцев, технике легато и другие продвинутые упражнения, а также подробный разбор некоторых его партий. Тремонти сам периодически проводит очные мастер-классы, разъезжая по всему миру.
Хэнк Марвин
Хэнк Брайан Марвин наиболее известен как ведущий гитарист The Shadows – группы, которая в основном исполняла инструментальные пьесы и была аккомпанирующим составом Клиффа Ричарда, а затем группы Marvin, Welch & Farrar. Многие рок-гитаристы указывают на Хэнка Марвина как на одного из тех, кто оказал на них существенное влияние. В их числе Джордж Харрисон, Эрик Клэптон, Дэвид Гилмор, Брайан Мэй, Марк Нопфлер, Питер Фрэмптон, Стив Хау, Рой Вуд, Тони Айомми, Пит Таунсенд, Джефф Бек и Джимми Пейдж.
Хэнк известен своей выразительной фразировкой. Отличительный и мгновенно узнаваемый стиль игры Марвина, которому активно подражали, характеризуется плавным использованием тремоло (обычно его фирменного красного «Fender Stratocaster») с педалью громкости для достижения особенно выразительного звука, который компенсирует отсутствие вокального содержания в большинстве его работ.
В роли «Короля Твэнга из The Shadows», как его прозвали, Хэнк Марвин был первым британским гитарным героем электрической эры, вдохновив целое поколение гитаристов фирменными тонами своих синглов, такими же упругими и сочными, как ухоженный английский газон.
"Моими ориентирами были человеческий голос, различные джазовые баллады для саксофона с сильным мелодическим содержанием и гитаристы, такие как Лес Пол».
Питер Фрэмптон
Гитарист, певец и автор песен, получивший известность как участник рок-групп The Herd и Humble Pie. Позже в своей карьере Фрэмптон добился значительного успеха в качестве сольного исполнителя. Правда, в начале своего пути Питер не имел большого коммерческого успеха. Всё резко изменилось с выходом в 1976 году сверхуспешного живого «Frampton Comes Alive!» – самого продаваемого концертного альбом того времени. Позже его «Fingerprints» был удостоен премии «Грэмми» 2007 года за лучший инструментальный альбом.
Он соединил блюзовую технику с классическим джазовым электрогитарным звуком, но более всего был известен как художник, прославивший эффект «talk box». «Talk box» Фрэмптона использовался для передачи звука гитары через пластиковую трубку, прикрепленную к микрофону. Эффект заключается в том, что мелодичная гитара Фрэмптона имитирует речь. Но помимо этого его гитарный тон обладает массой других достоинств.
Элвин Ли
Элвина Ли называли «Самым быстрым гитаристом на Западе», «Капитаном Быстрые пальцы» и почитали как предшественника игры в стиле шред, который получил развитие в 80-х годах. Но только ли «молниеносная» игра помогла ему катапультироваться к славе. Его тягучие, вязкие бэнды с вибрато пробивали любой скептицизм. Ли предпочитал блюз-рок, выстроенный на смеси чикагского блюза, джаза, хард-рока и соула. Его гитарный штрих узнаешь по одной ноте, да что там, ноте – паузе.
Уже в 1969-ом, выступая на фестивале в Вудстоке, его группа Ten Years After была одной из лучших. Его искромётное исполнение «I’m Going Home» на гитаре «Биг Рэд» стало одним из самых ярких моментом Вудстока, а TYA предстали видными представителями «Британского вторжения». Конечно, была некоторая доля соревновательности с Джеффом Беком и Джимми Пейджем, но зачем по прошествии времени самоуверенно набираться наглости объявлять её итог, не включив Элвина Ли в списки 250 лучших?
Он записывался с Джоном Лордом и Джорджем Харрисоном, и всегда любил ансамблевое взаимодействие:
«Сейчас принято записываться отдельно. Хотя в техническом отношении звук получается очень хорошим, но вы теряете ощущение взаимодействия, а это очень важно, особенно когда речь заходит о такой музыке, какую играю я».
Гэри Мур
Североирландский гитарист-виртуоз Гэри Мур был известен своей эклектичной карьерой, исполняя блюз, хард-рок, хэви-метал и джаз-фьюжн. Иногда его обвиняли в погоне за тенденциями, что сам он отрицал, заявляя, что всегда делал только то, что ему в то время нравилось. Он внёс заметный вклад в развитие блюз-рока, коим увлёкся, посетив в юности концерты Джими Хендрикса и John Mayall’s Bluesbreakers. Мура часто описывали как «сварливого», и у него была репутация человека, с которым трудно работать, но просто он был перфекционистом и абсолютным гением. Гленн Хьюз, сам не последний гитарист, считал его лучшим, с кем ему доводилось играть:
«Я играл с величайшими гитаристами – такими, как Тони Айомми, Ричи Блэкмор, Джо Бонамасса, Стив Вай, Джо Сатриани, Брайан Мэй – список бесконечен. Но для меня Гэри Мур был жемчужиной в короне. Сидеть рядом с ним на моём диване и видеть, как он играет этими безумными пальцами и придумывает эти безумные мелодии, – это было что-то из ряда вон выходящее».
Что касается его стиля игры, то сам Мур говорил, что лучший совет, который он когда-либо получал, был дан Альбертом Кингом, который научил его ценить свободное пространство в музыке: «Когда у тебя входит в привычку оставлять свободное место, ты становишься гораздо лучшим музыкантом».
Гатри Гован
Гатри Гован – британский гитарист-виртуоз, известный по работам в группах The Aristocrats, Asia, GPS, The Young Punx, The Fellowship. Он популярный преподаватель игры на гитаре, сотрудничающий с британским журналом «Guitar Techniques», Академией современной музыки Гилфорда, Библиотекой «Lick Library» и бывшим Брайтонским институтом современной музыки. Ещё в 1993 году Гован выиграл со своей инструментальной композицией «Wonderful Slippery Thing» конкурс «Гитарист года» журнала «Guitarist».
Впервые взяв в руки гитару в три года, Гатри с тех пор не оставлял своих стремлений к самосовершенствованию, овладевая мастерством преимущественно самостоятельно, на слух. Музыкант владеет огромным количеством разнообразных технических приемов и нюансов исполнения, позволяющим ему играть практически в любом жанре музыки.
Не смотря на такой универсализм, у него особый стиль игры, обычно характеризующийся длинными, плавными пробежками, часто использующими хроматические ноты для «заполнения пробелов», быстрым и плавным постукиванием вверх и вниз по грифу, фанковыми «шлепками» и случайным прибеганием к экстремальным эффектам. Гован заявлял, что гитара – это просто «пишущая машинка» для донесения музыкального послания.
Ингви Мальмстин
Странно было не увидеть в этом списке журнала Ингви Йохана Мальмстина, пионера неоклассического направления хэви-метал и одного из техничнейших гитаристов современности. По утверждению самого музыканта, он начал играть на гитаре раньше, чем ходить. А когда в возрасте семи лет он увидел по телевизору похороны Джими Хендрикса, то заявил: «В тот день, когда умер Джими Хендрикс, родился гитарист Мальмстин».
По скиллам он превзошёл и Джими, и кумира юности – Ричи Блэкмора, и многих других. Его стиль базируется на лаконичном сочетании классической музыки и рока. Так, в его партиях одновременно прослеживается влияние Никколо Паганини, Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Ричи Блэкмора, Джимми Хендрикса и Ули Йон Рота. И если подходить с технической стороны, то равных ему поди сыщи.
Только вот бездумная скорость и вычурная виртуозность с бесконечными арпеджио, гаммами и мощным роковым вибрато – это, зачастую, искусность ради трюка, а не с точки зрения развития композиции. Все эти клише вдохновлённые классическими приёмами игры на скрипке – вплоть до прямых цитат Паганини и Баха – носят несколько демонстративный характер: я и так могу, и так, и вот так!
У него есть вполне вдохновенные вещи, но зачастую Мальмстин – шреддер в буквальном смысле этого слова – уничтожитель музыкальной сути. Для меня это стало особенно очевидным, когда он почал каверить рок-классику. Конечно, и такое прочтение имеет право на существование, только делать это в таком фанатично безумном образе – всё равно, что технологически совершенствовать произведения искусств эпохи Возрождения. Я люблю каверы, но не в стиле: «А давайте-ка Давиду Микеланджело Буонарроти приделаем колеса, процессор и атомный двигатель».
Допускаю, что у команды «Rolling Stone» здесь схожая позиция, только это не повод игнорировать столь выдающуюся фигуру гитарного исполнительства.
Есть еще немало гитаристов, достойных быть представленными в списке «Величайших гитаристов всех времён». Вы можете добавить их в своих комментариях.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: