Когда в июне был опубликован итог опроса авторитетного журнала "Total Guitar" "Лучший рок-гитарист прямо сейчас", это вызвало разнообразные эмоциональные отклики. Споры сводились в основном к градации и ранжированию музыкантов. В то же время если обратится к этому специфичному замеру общественного мнения, взяв достаточно большой фрагмент горячей сотни – "топ-25", не обращая внимание на место того или иного гитариста в этом списке, то тогда мы получим консенсусный состав, почти абсолютно сбалансированный . Тем не менее я приведу список этих "Лучших 25-и гитаристов прямо сейчас", исходя из ранжирования "Total Guitar":
25. Джо Перри
Широко бытует такое мнение, что Джо Перри – это такой прото-Слэш начала 70-х годов: без рубашки, некрепко стоящий на ногах и элегантно бестолковый, для которого нужен только "Les Paul" и гитарный усилитель "Marshall" для его блюзовой коробки. На самом деле на чердаке (Attic) Перри много игрушек (Toys).
В 2008 году он оценил свою коллекцию в 600 гитар, упомянув в то же время бывшую тогда "рабочей лошадкой" "Gibson ES Lucille", на которой изображена его жена Билли, как "одноразовую", в то время как другие сокровища включали в себя "Supro Ozarks" 50-х годов для игры слайдами, "B.C. Rich Biches", "Dan Armstrong Plexis" и, наконец, "Guild T-250", которая звучала на всех альбомах Aerosmith конца 80-х. Джо Перри объясняет свою любовь к гитарам так:
"Для меня многое из того, как я пишу песню или рифф, происходит от определенного звучания гитары".
24. Питер Фрэмптон
"Комичный" эффект его "talk box" стал фирменным звуком Фрамптона. Сам Питер высказался оь этом следующим образом:
"Мне иногда приходится слушать "Frampton Comes Alive", потому что он звучит по радио, и там есть хорошая музыка. Почему мой "talk box" никогда не становился основным эффектом? Ну, это "пони" с одним трюком, немногие проходят долгий путь. Это не то, чем вы хотите переусердствовать. Это было увлечение, но когда я использую его сегодня, я все равно получаю ту же реакцию у людей. Это смешно, это комично. Это не должно быть серьезно!"
23. Стив Хау
В 12 лет Стиву подарили гитару к Рождеству. По собственному его признанию, он еще не умел взять на ней ни одной ноты, но обожал держать ее в руках и красоваться у окна по вечерам, чтобы идущие после работы люди видели его с гитарой. Со временем его мастерство владением инструмента стало сродни искусству. Хау был признан лучшим гитаристом в журнале "Guitar Player" пять лет подряд (1977–1981), а в 1981 году был первым рок-гитаристом, введенным в "Зал славы гитариста".
Стив Хау объясняет, каким образом гитара "Gibson ES-175D"помогла ему максимально использовать этот инструмент, ставший его главным союзником в создании музыки:
"В рок-группах никто не играл на полых гитарах. Гитаристы играли на "Telecaster"или "Gibson ES-335", и когда я вышел с полуакустической "Gibson ES-175D", другие подумали, что это не сработает. Надо мной смеялись и думали, что я действительно высокомерен, но я заставил это работать. Важно то, где вы устанавливаете уровень низких частот на своем усилителе, потому что, если у вас слишком высокий уровень громкости, эта гитара доставит вам проблемы, которыми она и известна. Для меня это предмет искусства, а не просто гитара.
Усилитель "LINE 6 DT 50", Я думаю, что он потрясающий. Я очень, очень впечатлен. Если вы подключите к нему хорошую гитару, она будет очень громкой, если вы и хотите играть громко. Это очень насыщенный звук, если вы стремитесь играть на таких уровнях, как я.
Раньше я делал свои собственные гитары, даже в 70-е годы я переделывал их и настраивал. Будь у меня 10 гитар, и я бы делал это каждый день. Мой"175D" всегда был перегружен, каждый день. В общем, я был немного сумасшедшим! Я создал вокруг нее определенную ауру, которую продолжаю поддерживать: если вы что-то любите, вы должны развивать это".
22. Линдси Бакингем,
шестиструнный талисман Fleetwood Mac
После ухода гитариста Боба Уэлча, Мик Флитвуд и супруги МакВи привлекли к участию в коллективе американского гитариста Линдси Бакингэма и его экстравагантную подружку Стиви Никс, которые решительно развернули направление Fleetwood Mac в сторону стильной музыки с гитарным сопровождением и хрипловатым женским вокалом. Так в группе появился гитарист, который сопровождал группу от первого крупного мирового успеха до мультиплатиновой гегемонии.
Первый релиз группы с Линдси Бакингемом, своеобразный "White Album" 1975 года станет их первым №1, по крайней мере, в США. А последующий "Rumours" 1977 года вознесет группу в стратосферу по всей планете. В отличие от гитариста Элвиса Пресли Скотти Мура и легенды кантри Чета Аткинса, Бакингем руководил Fleetwood Mac в более широком музыкальном направлении: от поп-музыки и рока до фолка и более авангардных направлений.
21. Пит Таунсенд
На протяжении всей своей сольной карьеры и карьеры в The Who Таунсенд играл на разнообразных гитарах – в основном на моделях "Gibson", "Fender" и "Rickenbacker". В 1990 году он был включен в "Зал славы рок-н-ролла" в качестве члена The Who. В одном из интервью Пит Таунсенд рассуждает о динамике группы The Who:
"В конце концов мы поняли, что группа поменялась ролями, и в результате наша формула оказалась очень особенной. По сути, я был барабанщиком, Джон был ведущим гитаристом, а Кит был симфоническим оркестром из 100 человек – вот тогда мы были в порядке! Я стал метрономом группы. Даже когда я играл соло, вы слышали, как я ритмично качал соло. Я очень редко просто держал ноту, потому что, если я делал это более четырех тактов, весь ритм распадался.
Кит мог хорошо играть ритм, но ему не приходилось делать это большую часть времени, поэтому он отказался от него. Он всегда делал декоративные вещи. Если вы замедляете определенные записи The Who и слушаете, что он делает, то увидите, как это невероятно декоративно, сложно, лирично и амбициозно – и это не всегда срабатывает. В то время это было очень мощно, немного похоже на поездку на лошади; и тот, который не всегда находится под контролем, но движется очень быстро".
20. Джордж Харрисон
Один из самых любимых музыкантов легендарных The Beatles, которому в этом году стукнуло бы 77 лет, как-то пооткровенничал о своем несколько необычном "фирменном" аккорде E7b9 в песне "I Want To Tell You":
"Этот Е7 с Фа наверху, сыгранный как на пианино. Я действительно горжусь этим, потому что я буквально изобрел этот аккорд. Песня "I Want To Tell You" была о том разочаровании, которое мы все испытываем, пытаясь передать определенные вещи просто словами.
Я понял, что аккорды, которые я знал в то время, просто не отражали это чувство. Поэтому после того, как я получил гитарный рифф, я экспериментировал, пока не придумал этот диссонирующий аккорд, который отражал это чувство разочарования. Джон позже использовал его на "Abbey Road". В "I Want You (She’s So Heavy)" в месте сразу после того, как Джон поет: "You're driving me mad!", Дэт, Дэт, Дэт – вот такой ритм. Насколько мне известно, была только одна другая песня, где кто-то скопировал этот аккорд, и это "Back In The Chain Gang" от The Pretenders".
19. Фрэнк Заппа
В 2019 году сын гитариста Фрэнк Двизил, исполнив в живую легендарный альбом отца "Hot Rats", дал небольшое интервью:
"Я должен был принять решение: что из этой записи я буду играть ноты за нотой. Некоторые вещи стоило играть точно так же. Как, очевидно, соло в "Peaches En Regalia" и "Son Of Mr Green Genes", потому что эти песни просто уникальны. Это мой папа, делает то, что он делает, и ты не собираешься превзойти его.
Для других вещей, таких как "Willie The Pimp", я решил выучить много фраз, но заполнить пробелы между этими ориентирами своей собственной игрой, чтобы я мог быть свободным в своей импровизации. Но даже когда я играю свободно, я все еще фильтрую то, что я играю, через его словарный запас. Я знаю много вещей, которые мой папа одобрил бы, вещи, которые он мог бы сыграть. Я не хотел делать большой поворот налево и вдруг подумать: "О, мы в совершенно другом пространстве". Одна вещь, которую вы часто слышите у него, – это смешивание разных версий триплетов. У него есть эти действительно заводные пентатонно-блюзовые пробежки, где он сжимает триплеты в местах, которые большинству людей и в голову бы не пришло сделать. И это потому, что он начинал как барабанщик. Как будто у него мало своих зачатков. Это как упражнения на "прилипание" или что – то в этом роде, которые были прикреплены к нотам".
18. Кит Ричардс
Его называют "мастером риффов", хотя сам Ричардс говорит, что он фокусируется на аккордах и ритмах, избегая яркой и конкурентоспособной виртуозности и стараясь не "стать самым быстрым стрелком на диком западе". Хотя Кит исполняет партии как соло, так и ритм-гитары, часто в одной и той же песне. Настройка "Открытый Соль" (D-G-D-G-B-D) – ключ к созданию многих культовых рифов Кейта. Обычно он сбрасывает шестую струну, превращая гитару в пятиструнный инструмент.
Ричардс рассматривает акустическую гитару как основу для своего музицирования, полагая, что, если ограничиваться лишь электрогитарой без акустики, то это приведет к "потере чувства контакта".
У Кита в коллекции приблизительно 3000 гитар. Несмотря на то, что он использовал много разных гитарных моделей, в 1986 году в интервью "Guitar World" он пошутил, что независимо от того, на какой гитаре он играет, ему нужно пять минут, чтобы заставить их звучать одинаково".
17. Джо Уолш
Он был членом трёх коммерчески успешных групп: James Gang, Barnstorm и Eagles. Он также получил известность в качестве сольного исполнителя и плодовитого сессионного рок музыканта.
Джо вспоминает, как записывал свой легендарный гитарный дуэт в "Hotel California", признанный читателями "Guitarist" лучшим гитарным соло всех времен:
"Дон Фелдер сыграл на 12-струнной "Takamine" для основной дорожки, но трек был обработан на "Hammond B3 Leslie". Если бы я играл на одиночном треке, Дон Фелдер всегда использовал бы звукосниматель "Хамбакер", просто чтобы был контраст между гитарами, поэтому в "Hotel California"я использовал "Telecaster" и маленький 30-ваттный Roland с 10-дюймовым динамиком, а у Фелдера был "Les Paul".
Это было не так сложно зафиксировать. Дон выдавал свои ведущие партии, потом я выдавал свои, потом мы давали друг другу еще один шанс. Он слушал то, что я играл, и корректировал свою часть, затем я слушал то, что он играл, и переделывал мою. Мы не делали этого снова и снова, и я думаю, что это то, что вы слышите. Мы не "зарывали это в землю". Все эти выступления были довольно свежими".
16. Дуэйн Оллман
Молодой Оллман обрел величие после того, как Эрик Клэптон услышал его бурное соло на "Hey Jude" Уилсона Пикетта. Передав все тона слайда своего "Gibson" для альбома Derek And The Dominos, Оллман сыграл также на пластинках соул-звезд Ареты Франклин и Перси Следжа.
Позже он добился славы и с собственной группой, зарекомендовав себя как выдающийся слайд-гитарист в мире. Его стиль заложил основу для сатерн-рока, оказав влияние на каждую "тягучую" группу от Lynyrd Skynyrd до Black Stone Cherry. Дуэйн Оллмэн трагически погиб в возрасте 24 лет 29 октября 1971 года, разбившись на мотоцикле в Мэйконе.
15. Билли Гиббонс
Одна из отличительных особенностей его игры, благодаря чему его гитара звучит совершенно по-особенному, – это использование в качестве медиатора монетки в двадцать пять центов или в одно песо и глубокая любовь к искусственным флажолетам. Еще одна его фирменная фишка – игра слайдами. Помимо того, что она служит украшением к сольной партии, с ее помощью можно создавать интересные ритмические и мелодические рисунки для аккордовых прогрессий. Об особенностях своей техники Билли Гиббонс говорит так:
"Мне удалось научиться держать слайд средним пальцем. Многие игроки считают, что он принадлежит мизинцу или безымянному пальцу. Я предпочитаю середину, остальные три пальца свободны, чтобы делать то, что вы хотите. Вы даже можете играть аккорды таким образом. Главная тренировка – следить только за тем где вы получаете правильный звук. Вы не можете играть между ладами, вы должны быть на них. Это важный шаг. Если вы идете между строк, вы фактически выходите за пределы поля".
14. Гэри Мур
Северо-ирландский гитарист-виртуоз внес заметный вклад в развитие блюз-рока. Гэри Мур играл на стандартных "праворуких" гитарах, несмотря на то, что был левшой. Девять лет его нет с нами, покойный ныне блюзмен в 90-е годы в одном из интервью рассказывал о возвращении к своим корням:
"Blues For Greeny 1995 года, по-моему, это мой первый настоящий блюзовый альбом, потому что он полностью разобран, он вернулся к сути блюза, и я играю в стиле, в котором я могу играть. Я не пытаюсь играть чуждым мне образом.
Люди думают, что им нужно просто взять гитару и сыграть три аккорда, и это блюз. Это намного больше: необходимо постоянно совершенствовать, убирать вещи, которые вам не нужны, пока все, что осталось, – это голые кости и то, что совершенно необходимо. Это просто очень честно. Как будто ты в комнате. Вы можете услышать ошибки – я могу сыграть фразу небрежно, – но я хотел бы, чтобы люди слышали это так, как это было сделано".
13. Ангус и Малькольм Янги
Хотя их часто рассматривают как пионеров хард-н-хэви, сами музыканты AC/DC классифицировали свою музыку как рок-н-ролл, поскольку в ее основе лежит ритм-н-блюз с сильно искаженным звучанием ритмической и соло-гитар.
Журнал "Guitar Player" утверждает, что секрет техники одного из самых ярких роковых ритм-гитаристов Малькольма Янга состоит в игре открытыми аккордами через связку небольших усилителей с низким уровнем перегрузки сигнала. Классический ведущий звук AC/DC базируется на 100-ваттном "Marshall 1959 SLP" со сглаженным эквалайзером.
Свою первую гитару Ангус Янг сделал из банджо, которое валялось в доме его родителей, перетянув струны на гитарный манер. А первую настоящую гитару, "Gibson SG", он получил после того, как увидел ее в каталоге у приятеля, до тех пор он играл на старенькой гитаре "Hohner", которую он унаследовал от брата Малькольма. С той поры Агнус является ярым приверженцем "Gibson SG" в различных модификациях, на сегодняшний день у него "Gibson SG-1968".
12. Марк Нопфлер
Если вы берете только одну вещь из стиля игры Марка Нопфлера, то это наверняка будет его техника пальцевого стиля. Хотя его собственный вариант звукоизвлечения, сходный с игрой на банджо, может показаться необычным, Марк способен контролировать все нюансы своих роскошных тонов, а "Stratocaster" все подчистит с помощью прекрасно чувствительных прикосновений.
Такой уникальный "Finger style" позволяет добиться столь ярко окрашенной кантилены в "Sultans Of Swing", что не может быть воспроизведено иначе, если вы хотите прочувствоваться как сам Марк:
"У этого есть две стороны. Большую часть времени я просто использую гитару, как помощника в написании песен. Но время от времени, если я сижу и пытаюсь чему-то научиться, немного продвигая это вперед, вы начинаете постигать всю глубину этого. Это совсем другое – быть музыкантом, а не гитаристом".
11. Карлос Сантана
Карлос Сантана говорит, что надеется на совместный проект, такой как "Power Of Peace" 2017 года:
"Я слышал, что я хотел сделать с этим проектом в моей голове еще до того, как мы вошли в студию. Я действительно был близок к тому, чтобы подчиняться своим внутренним указаниям, и это должно дополнять, дополнять и дополнять. И единственный способ сделать все это – всегда слушать.
Так что я научился полагаться на вокалиста, на другого гитариста и на ударные. Затем, когда наступает моя очередь, я просто прихожу туда со всем, что у меня есть. Но я тоже люблю откладывать, потому что это пространство означает, что я не боюсь вдохнуть свой дух в эту вещь".
10. Слэш
"Ритм игры – это одно из самого главного. Есть определенные вещи, которые я практикую перед выступлением: в течение первых 20 минут я не стану делать ничего слишком возмутительного и буду просто расслабляться. Я думаю, важно помнить, что эти техники являются ключевой частью моей игры. Вы не хотите быть жесткими, когда дело доходит до этих паттернов правой руки, поэтому я мог бы сыграть любое количество песен. "Pinball Wizard" всегда хорош!
А затем для тяжелых вещей я мог бы попытаться найти вещи, которые движутся вверх и вокруг шеи, случайные узоры, которые я взял от других музыкантов, которые звучат интересно. Речь идет о поиске вещей, которые помогут вам сделать то, что вы делаете, прежде чем выйти и играть. Не думайте об установленных правилах или о чем-либо - просто попытайтесь сосредоточиться на своих слабостях".
9. Джефф Бек
Хотя Бек не был первым рок-гитаристом, который экспериментировал с электронными искажениями, он, тем не менее, помог пересмотреть звучание и роль электрогитары в рок-музыке. Творчество Бека оказало огромное влияние на такие стили рок-музыки как блюз-рок, хард-рок, фьюжн и другие. Время от времени, резко меняя направление своей музыкальной деятельности, Бек каждый раз достигал вершин в новом музыкальном пространстве. Можно сказать, что в течение более чем 50-летней карьеры Джефф Бек раздвинул границы современной игры на электрогитаре последовательно и превзошел ожидания своих поклонников. Часто упоминаемый как герой гитары, он поражает аудиторию и других музыкантов своим уникальным стилем игры.
Он изменил свое звукоизвлечение в 80-х годах. Теперь он производит широкий спектр звуков, используя большой палец, двигая им по струнам, при этом он держит безымянный палец на ручке регулировки громкости, а мизинец на панели вибрато его фирменного "Fender Stratocaster". Щипая струну и затем приглушая звук с помощью ручки громкости, он создает уникальный звук, который может среди других эффектов напоминать человеческий голос.
8. Алекс Лайфсон
Гитарист Rush высказался о том, есть ли соло, которое он хотел бы перезаписать:
"Полагаю, что так, но, знаете, я действительно стараюсь отойти от всего этого. Все вовремя, и что бы вы ни делали, вы сделали это по какой-то причине. Я довольно много работаю над своими соло, но могу ли я сделать их снова? Да, наверное.
Но с другой стороны этой монеты я создал много соло, которые были просто одноразовыми, которые не должны были быть чем-то иным, как временным заполнением пробелов в песне. Но они остались с нами и стали одними из моих любимых соло. Моя партия на "Bravado", например, была в сольном исполнении, просто заполняла демо, но теперь она среди моих любимых".
7. Ричи Блэкмор
Бывший гитарист Deep Purple как-то в 1990 году рассуждал о своей индивидуальной интонации:
"Архетипичный звук Deep Purple довольно необычен для Stratocaster. Я думаю, что это как-то связано с тем, что я немного продвинул свой "Marshall" дополнительным выходным каскадом. Я также преобразовал один из старых магнитофонов, который использовал дома, в предусилитель, и без этого он не будет звучать одинаково. Это просто глупая коробка, которую я не могу нигде найти. На самом деле, мне нужен еще один, на случай, если что-то пойдет не так. Во всяком случае, пока это работает очень хорошо.
Большинство сегодняшних эффектов у гитаристов разбавляют звук, они всегда говорят, что этого не будет, но они это делают. Кроме того, с большинством современных гитаристов трудно понять, кто же играет, потому что все они звучат одинаково. Это тот тонкий, искаженный, ограниченный звук, который был хорош, когда Эдди Ван Хален впервые сделал это, но теперь он немного истончился ".
6. Дэвид Гилмор
Его игра характеризуется простыми, громко звучащими риффами, смелыми, хорошо звучащими соло и насыщенными, окружающими аккордовыми текстурами. О своем стиле Дэвид Гилмор выразился так:
"Когда-то я подражал другим, я копировал – не бойтесь копировать – и в конце концов появилось нечто, что я полагаю мог назвать своим. Мои пальцы издают характерный звук, они не очень быстрые, но я думаю, что меня сразу узнают"
И это действительно только его пальцы, его вибрато , его выбор нот и то, как он делает свои эффекты. В реальности, независимо от того, насколько хорошо вы продублируете оборудование, вы никогда не сможете продублировать Личность.
5. Эрик Клэптон
Эрик Клэптон – один из самых важных и влиятельных гитаристов всех времен. Признаваясь о том, какой музыкант повлиял больше всего на него самого, Клэптон указывает на гитариста Роберта Джонсона:
"Он – самый важный блюзовый музыкант, который когда-либо жил. Он был абсолютно верен своему собственному видению, и, насколько я глубоко увлекся музыкой за последние 30 лет, я никогда не находил ничего более душевного, чем Роберт Джонсон. Его музыка остается самым сильным криком, который, думаю, вы можете найти в человеческом голосе. И это, оказалось, повторяет то, что я всегда чувствовал".
4. Эдди Ван Хален
Один из самых искуссных и виртуозных гитаристов Эдди Ван Хален рассказывает о своей технике:
О ритм-игре. "Я очень ритмичный игрок, по необходимости. Потому что, хотите – верьте, хотите – нет, но раньше мы играли без басиста. Это были только Алекс и я. У меня также была тенденция заполнять каждую чертову дыру, но я должен был это сделать, потому что другого инструмента не было".
О тремоло. "Это просто вид спазма. Парни, которые используют маленькие плектры, – это парни, которые выбирают то, что я не могу!"
Об использовании сочетания методов звукоизвлечения. "Это было частью моей игры так долго, что я не думаю об этом. Если вам нужно подумать об этом, вам лучше пойти домой и попрактиковаться, понимаете? Я связываю многое с гонками – все происходит за наносекунду, так что вам лучше быть готовым ответить. Но да, если бы я не смог этого сделать, я бы этого не сделал. Чем меньше я думаю, тем лучше. Убирайся с моего пути!"
3. Джимми Пейдж
Пейдж плодовит в создании гитарных риффов, и его разнообразный стиль включает в себя различные гитарные настройки, виртуозные и мелодичные соло и агрессивный, искаженный гитарный звук, а также его фолк и восточные акустические работы. Он также известен тем, что иногда играет на своей гитаре виолончельным смычком, чтобы создать тягучую жужжащую звуковую текстуру к музыке. Джимми Пейдж высказался как-то на тему риффов:
"Ну, когда вы думаете о том, что такое рифф, – это что-то гипнотическое, и это восходит к блюзу, который родом из Африки. Мы не знали этого в то время. Интересно, что я только что получил бутлег от концерта в Орландо, и между каждой песней я играю все эти риффы.
Кто-то дал мне его послушать, и я подумал: "Черт возьми, это действительно хорошие риффы!" Они так и не приходили снова, ведь они просто появились под влиянием момента. Это было такое вдохновляющее время – играть с воодушевленными людьми, и мы все были абсолютно на вершине этого".
2. Джими Хендрикс
Хотя его основная карьера длилась всего четыре года, он по праву считается одним из самых влиятельных гитаристов в истории и одним из самых знаменитых музыкантов ХХ-го века. Хендрикс играл на разных гитарах, но больше всего на "Fender Stratocaster". Джими часто возглавляет онлайн-опросы "лучший гитарист", насколько глубоко его влияние до нынешних дней. Есть большая вероятность, что каждый действующий гитарист использует множество техник и звуков, которые впервые применил именно Джими. Хендрикса еще при жизни называли феноменом и гением. Он открыл в электрогитаре бесконечный источник возможностей нового звучания. Говоря о новшествах Хендрикса, критики подчеркивают, что он расширил диапазон и словарь электрической гитары и изменил лицо рок-музыки.
1. Брайан Мэй
Возглавивший опрос среди рок-гитаристов Брайан Мэй – настоящий новатор звуковых интонаций и один из тех редких гитаристов, которых сразу узнаешь по одной ноте. Его гитарный стиль определяет чувство меры и безупречный вкус, ему никогда не были присущи излишняя вычурность, помпезность, демонстративно изощренная холодная техничность или излишняя агрессивная напористость. Как выразился о своей игре сам Брайан:
"Речь идет о том, чтобы заставить эту гитару петь...
Я никогда не буду претендовать на звание отличного гитариста в смысле виртуозности. Я просто стараюсь играть от души".
19 июля маэстро исполнилось 73 года. Материал о Брайане Мэе и интервью с ним в статусе победителя опроса можно найти здесь:
☑ Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.
Материалы схожей тематики: