Найти тему

Как подростку из детского дома адаптироваться ко взрослой жизни?

Оглавление

А вы знаете, почему нахождение в детском доме неблагоприятно влияет на ребенка? Подобное воздействие оказывают не условия содержания и их качество, нет. У таких детей есть сложности с пониманием, что такое семья, какие внутри нее могут складываться отношения. Обычные ежедневные выборы, которые естественны для нас — что съесть на завтрак и как вообще распределить бюджет, чтобы хватило денег до конца месяца, в каком магазине покупать одежду, как построить маршрут до нужной точки в городе — сложны и непонятны для детей из учреждений. Там режим, и, конечно, воспитатели и сотрудники, решающие многое за них. Не потому, что детские дома такие плохие, а потому что так построена система.

И вот представьте, как такой растерянный ребенок, незнающий своих прав на жилье, непонимающий в каком направлении и для чего ему двигаться, выпускается из учреждения. Но что же делать, и как помочь ему адаптироваться ко взрослой жизни?

А у нас, благотворительного фонда «Солнечный город», есть для вас ответ —проект «Наставничество».

Что такое «Наставничество»?

В жизни каждого человека должен быть значимый взрослый — фигура, которая принимает тебя, поддерживает и направляет. Это может быть родитель, учитель, тренер или старший друг. И именно проект может дать это подросткам из детских домов.

Любой желающий взрослый от 24 лет в регионе, где осуществляется «Наставничество», может стать другом ребенку. Для этого много не нужно — в первую очередь желание. Прежде чем приступить к общению с подростком, наставник проходит обучение, где разрушаются стереотипы, объясняется психология, мышление и особенности поведения таких детей. На тренингах говорят все честно, там ничего не скрывают про детей, озвучивают возможные проблемы, чтобы люди приняли взвешенное решение.

Психологи очень тщательно подбирают каждую пару, основываясь на интересах, характерах и предпочтения как взрослых, так и детей. И даже с началом общения наставника и его подопечного помощь и поддержка сотрудников благотворительных организаций не заканчивается.

«Психологи играют важную роль, — делится Виталий, наставник из Новосибирска, — Они четко объясняют, как действовать в конкретном случае. Один на один с проблемой ты не останешься, всегда будет сопровождение, можно позвонить, спросить, встретиться на супервизиях. На тренингах проводится серьезная работа, сразу все объясняют, например, про финансовую сторону общения. Да, будут какие-то волнения, но это все легко переживается, когда начинаешь общаться с подростком и понимаешь, что ему нужно твое общение. И ты получаешь положительные эмоции, потому что делаешь что-то хорошее».

Как меняется подросток благодаря наставнику?

Конечно, ребенку этот проект дарит в первую очередь близкого старшего друга, который всегда выслушает, научит и поможет. Наставник — это опора.

«Коля — парень со своим стержнем, кино и веселухи ему особо не интересны, у него свой подход к этой жизни, — рассказывает еще одна участница проекта, Наталья, — Я для него якорь спокойствия, то есть общение со мной ему дает ощущение стабильности. Что бы ни случилось, я помогу. Раньше Коля был потерянный и не знал, в какую сторону идти. Сейчас знает, и если у него что-то случится, то я уверена, что буду знать об этом одна из первых».

Хоть и эмоциональная поддержка у наставника стоит первостепенной задачей, но также подопечным их близкий взрослый помогает социализироваться, лучше начать понимать окружающих людей и их эмоции, справляться с бытом и учебой.

«Подросток вместе с наставником окунается в социальную среду, видит, как люди себя ведут и делает какие-то выводы, — объясняет Виталий, — Безусловно, это и про домашний быт, поход в магазин, оплата картой — об этом мы даже не задумываемся, а подросток об этом не знает, в его среде это недоступно. Но из этого складывается четкое понимание, что ждет подростка во взрослой жизни, давая возможность к ней адаптироваться. Это серьезная помощь и поддержка ребенку».

В чем еще польза проекта?

Мы, «Солнечный город», каждый год проводим большое исследование, изучая динамику развития проекта, качество и эффективность общения и отношений наставников и подопечных. Поэтому приведем некоторую статистику оттуда:

  • Процент выпускников, которые продолжают учиться больше, чем выпускников без наставника (54% и 21%).
  • 36% выпускников без наставников не знают о своих правах на жилье, с наставниками их 3%.
  • Выпускники без наставников раньше вступают в брак (11% против 6%) и заводят детей, зачастую не имея положительного опыта взаимоотношений (23% против 11%).

Пользу проекта для подростков видят и сотрудники учреждений. 80% из них удовлетворены проектом на 8-10 баллов, 12% на 6-7 б., а 7% на 1-5 б. (по десятибалльной шкале).

-4
«Наставник — это человек, который может в любую минуту помочь своему подопечному советом или делом, — рассказывает Вадим, участник проекта, — Когда подростки выпускаются из детского дома, они попадают во взрослую жизнь, к которой абсолютно не приспособлены. Моя задача — помочь ему адаптироваться. Я себя вспоминаю, все время рядом мама, папа, дедушки, бабушки, тебе всегда кто-то помогает. А у ребенка, у которого никого нет, все намного сложнее».

Значимость наставника велика для подростка. Большинство детей, принимающих участие в проекте, готовы продолжать видеться (и многие действительно продолжают!) и после выпуска из учреждения. А 91% наставников и 96% подростков готовы общаться и в следующем году.

Если вы хотите стать наставником для подростка из детского дома, заполняйте анкету на сайте. Проект реализуется в 29 регионах России, поэтому у вас есть большие шансы стать старшим другом в своем городе.

Также прочитать истории и узнать про опыт других наставников вы можете в нашей группе во «Вконтакте».