Когда-то я очень полюбил интернет-магазин «Озон» и даже купил годовую премиум-подписку. О чём уже жалею. Если раньше мне казалось, что там выгоднее и удобнее, чем в других сервисах доставки, сейчас сильно сомневаюсь, что в этом маркетплейсе стоит что-либо покупать.
Жена говорит, что мы как-то незаметно вернулись в бедные девяностые – когда рынок был наполнен подделками и некачественными товарами, и никто ни за что не отвечал. Впарили тебе какую-то дичь и исчезли навсегда из твоей жизни.
Не буду пускаться в размышления, почему так случилось – если хотите, пишите свои соображения в комментариях. Лучше расскажу о личном опыте, после которого моё доверие к интернет-магазину OZON сильно пошатнулось.
Случай первый. Позитивный исход
В начале лета у меня случился конфуз – гарнитура airpods третьего поколения, которую я подарил жене, вдруг оказалась подделкой.
При этом я ни разу не сэкономил – купил наушники по адекватной цене (сколько должны стоить подлинные airpods), выглядели они совсем как настоящие (у меня такие же, никаких различий в упаковке и внешнем виде я не обнаружил), при подключении к айфону высветилась информация о подлинности продукта и гарантии. Всё, казалось бы в порядке. Однако почти год спустя после покупки, в результате очередного обновления iOS, в котором специалисты из Купертино предприняли очередные меры по повышению безопасности продуктов Apple, телефон жены сообщил: «Невозможно проверить подлинность устройства». Я не поленился, связался со службой поддержки, и они подтвердили, что скорее всего я приобрёл очень качественную реплику – которую даже система Apple сначала не распознала.
Разыскал в истории своих покупок когда и где я купил эти наушники – оказалось, «Озон». Надо отдать должное службе по работе с клиентами – после моей заявки о некачественном товаре они очень быстро оформили возврат моей неудачной покупки и вернули деньги. Спасибо! Вроде всё обошлось, но осадочек остался. Ладно бы себе купил, а тут такая неловкость. Решил, что больше не буду рисковать – никаких покупок техники на «Озоне».
Случай второй. В процессе (но фон уже негативный)...
Кто бы мог подумать, что моей жене понадобится внешний жёсткий диск, и она его закажет на OZON? Каюсь, что не сумел предотвратить эту катастрофу.
Вдобавок ей ещё пришлось подождать пару недель доставки. А это сигнал, что товар едет из Китая – со всеми вытекающими последствиями.
Чуда не случилось – приехала коробочка сомнительного вида с уже покоцанным разъёмом (подозреваю, кто-то этим диском уже пытался воспользоваться), не подключающаяся к компьютеру.
Ноутбук просто не видит новое устройство, сколько его ни подключай.
За время ожидания заказа в карточке товара на «Озоне» появились негативные отзывы. Не только моя любимая попалась на удочку хитрого китайского бизнесмена. Несколько покупателей пишут, что привезли неработающую паль. Тем не менее, сомнительный жёсткий диск в продаже и даже немного вырос в цене.
В ответ на вопрос потенциального покупателя, какая файловая система у диска, один из пострадавших покупателей (подтверждённая покупка – товар куплен на Ozon), более продвинутый пользователь, отвечает:
exFat. Но дело в том, что это мошенники. Таких сейчас полно. Прошивают контроллер, чтобы показывал гигантские объемы, а на самом деле там мизер. Я разобрал, там обычная микроSD на 64 Гб. Контроллер пишет по кругу на одном и том же месте. Я так испортил 2 файла. Пытаюсь вернуть. Не берите. Будьте осторожны. Компьютером, Аидой и другими программами не определишь. Только разборкой коробки. А файлы свои погубите. Останутся только последние 64 Гб.
Жена тоже попробовала отреагировать на обман – написала свой отзыв на товар. Но модераторы «Озона» его отклонили с пометкой «не информативно/не относится к заказу».
Я не понял. Неужели OZON покрывает продавцов контрафакта и некачественных товаров, чтобы покупатели делали больше заказов? Странно. Ведь чем больше людей купят палёнку на «Озоне», тем больше будет недовольных, не так ли?
Ладно, надо разбираться с неудачной покупкой и попробовать оформить возврат. Здесь мы сталкиваемся с новой трудностью – товары из-за границы не так просто вернуть. То есть практически невозможно.
Видимо, поэтому в карточке товара гордо красуется зелёненькая метка «0% возвратов: Покупатели довольны этим товаром. Его часто выкупают и редко возвращают».
Уже вместе мы с женой оформляем заявку на возврат – прикладываем фотографии палёного диска в самых разных ракурсах, подробно описываем ситуацию, смысл чего в том, что диск попросту непригоден для работы.
Спустя время получаем ответ из Китая. Ощущение, как будто продавец решил потянуть время – а вдруг само рассосётся?
Напоминаю, в заявке на возврат подробнейшим образом описано, что не так с этим несчастным устройством, и вложены фотографии со всех ракурсов.
Продавец отмораживается, служба поддержки «Озона» отвечает сдержанными шаблонными отписками, пока ничего не происходит. Ждём...
UPD (Обновление нашей ситуации). Спустя пару дней нам одобрили возврат. Спасибо службе поддержки «Озона». Однако, как и ожидалось, путь этот не прост (я бы сказал «кровавый»). Для осуществления возврата денежных средств за неудачную покупку надо отправить товар за свой счёт Почтой России в Китай (отправление обойдётся в несколько тысяч рублей) – и если продавец согласится (ключевое слово «если»), то стоимость пересылки компенсируют. В комментариях уже поделились тем, что вероятность компенсации минимальна, хорошо, если вернут деньги за покупку (и это тоже не факт – китайцы начинают упираться до последнего и делают всё, чтобы обвинить покупателя). Мы приняли решение остановить этот бессмысленный процесс и оставить жёсткий диск себе – как напоминание о том, что никогда не стоит покупать товары из-за рубежа на OZON. И вам не советуем. Пусть наш горький опыт будет наглядным уроком.
Случай третий. Подозрение
На фоне размышлений о нелёгкой судьбе покупателя мне вспомнился ещё один случай, связанный с покупкой на «Озоне». Я не могу его подтвердить никакими свидетельствами, да и сам не до конца уверен. Возможно, это моя мнительность, но...
Обычно гель для стирки Persil в большой бутылке я покупаю в «Ленте», но в тот раз как-то закрутился и пришлось срочно заказать в интернет-магазине с быстрой доставкой. Всё время, пока я им пользовался, было странное ощущение, что «Персил» какой-то не такой – бельё после стирки пахнет по-другому, нет той фирменной свежести, к которой я привык.
Тут два варианта: либо стиральный порошок «испортился» (приходится отметить, что некоторые товары даже очень известных производителей в последнее время теряют в качестве), либо в бутылку с брендингом налили другую жидкость (упаковка геля для стирки не запечатана, продаётся как есть). Однако следующая покупка этого средства убедила меня в том, что Persil пахнет по-прежнему. Я и забыл об этом, а сейчас всплыло в памяти. Может, даже и не продавец виноват – мне тут рассказали, что есть такие покупатели, которые заказывают, а потом возвращают товар, подменив его. Кто знает...
А вы сталкивались с случаями мошенничества на маркетплейсах? Как отреагировала служба поддержки? И вообще, какими интернет-магазинами пользуетесь, что посоветуете?
Подписывайся на мой блог! Здесь я рассказываю о еде и других признаках жизни. Впереди ещё много вкусного и интересного!