Один из моих читателей совершенно правильно заметил, что под определение штурмовика подходит тяжёлый истребитель.
На самом деле, хотя такой тип боевых самолётов ближе к бомбардировщикам, поскольку истребитель должен уничтожать цели воздушные, а штурмовик (как и бомбардировщик) — наземные, сходства больше у штурмовика с истребителем. Особенно, если всё-таки исходить, что главным оружием штурмовика являются пушки и пулемёты. Тем более если речь про 30-е годы и начало Второй Мировой, когда самолёты ракетами ещё не вооружали. Если брать примеры из нашего отечественного прошлого, то, разница между бомбардировщиком Р-5 (несмотря на название он были в первую очередь лёгким бомбардировщиком) и штурмовиком Р-5Ш заключалась лишь в том, что вместо бомб использовалась целая батарея пулемётов. Кстати, ещё одним важным вооружением штурмовиков, про которое как-то забывают, были контейнеры с отравляющими веществами.
Если мы возьмём большинство штурмовиков Второй Мировой, то они почти не отличаются от истребителей. Мало того, в большинстве случаев штурмовик и истребитель — это две модификации одного и того же самолёта.
Примеров тому, как на базе одного планера создавались штурмовики и истребители можно привести немало.
Ну, для начала, надо помнить про разработку штурмовых модификаций самолётов И-15, И-16 и ДИ-6.
В Третьем Рейхе, конечно, речь про Focke-Wulf FW.190. Причём, кроме чисто штурмовой версии FW.190F, существовало несколько штурмовых модификаций и у FW.190A.
Стоит напомнить, что на базе немецкого тяжёлого истребителя Bf.110, в 1943 году была разработана модификация тяжёлого штурмовика Bf.110G-2/R1 с 37-мм пушкой. Правда, распространения она не получила.
Если мы возьмём армию США, то там тоже увидим аналогичную ситуацию. Может не все знают, но знаменитый истребитель «Мустанг» поначалу американских военных не очень заинтересовал, и они его рассматривали лишь как разведчик и штурмовик. И первый заказ был на производство 500 самолётов North American A-36 Invader. Правда, этот самолёт был не совсем штурмовиком, а пикирующим бомбардировщиком. У него были даже поставлены тормозные решётки для выхода из пикирования. Но при этом «Инвайдер» кроме бомб имел и шесть 12.7-мм пулемётов. Насколько я понял, пикировщик из него получился не очень хороший, а как штурмовик он действовал удачнее.
Но самые удачные примеры, как мне кажется — это британская авиация.
Во-первых, это истребитель Hawker Hurricane. Он показал себя не с лучшей стороны в воздушных боях первых лет войны. Но от него и требовать особо много не стоит, напомню, что он был создан раньше нашего И-16. Однако, постепенно, от модификации к модификации, «Харрикейн» превращался в штурмовик, причём удачный. На модификации Mk.IID были установлены две 40 мм противотанковые автоматические пушки, плюс ещё два пулемёта. На модификации Mk.IIE появилось восемь 76-мм ракет.
У самолёта Hurricane Mk.IV уже не было ничего общего с истребителем, на планер навесили столько брони, что машина сделалась тихоходной и неповоротливой. Во время боевых вылетов штурмовики приходилось сопровождать истребителями.
Для замены «Харрикейну» был создан Hawker Typhoon. Создавался он как истребитель, но основной стала штурмовая модификация Typhoon Mk.IB с четырьмя 20-мм пушками. Также мог нести две бомбы по 454 кг, или кассеты для мелких бомб, или восемь 76-мм ракет.
Другим примером можно считать британский многоцелевой самолёт de Havilland Mosquito. Созданный, как скоростной бомбардировщик, он имел много модификаций, в том числе и ночных истребителей. Модификация Mosquito FB Mk VI, хоть по английской терминологии и обозначалась как «истребитель-бомбардировщик», но представляла собой классический тяжёлый штурмовик с мощным бронированием, с четырьмя 20-мм пушками и восемью 76-мм ракетами. На модификации Mosquito FB Mk XVIII была установлена 57-мм пушка.
По этим примерам видно, что штурмовики часто создавались именно на базе истребителя. Но есть и ещё один момент, показывающий сходство истребителей и штурмовиков. И он в том, что при нехватке штурмовиков, вместо них использовали истребители. В том числе и устаревшие, которые для воздушного боя уже не годились. Или, другой вариант, когда завоёвано господство в воздухе, у истребителей работы практически нет, и чтобы они не стояли бесполезно, их использовали как штурмовики. Пример именно такого случая можно назвать один — это боевые действия во Франции в 1944 году, когда англо-американцы имели господство в воздухе, и их «Мустанги» и «Тандерболты» использовались для штурмовки.
Но нам ближе советско-германский фронт. И на нём мы видим, что в 1941 году основным самолётом на вооружении штурмовых авиаполков Красной Армии стали И-15, И-152, И-153 и даже И-5. И действовали они настолько успешно, что даже озвучивались предложение восстановить выпуск И-153 в штурмовом варианте.
По другую сторону фронта в 1941-42 годах была схожая картина. Штурмовых частей в Люфтваффе тогда было крайне мало — всего одна группа, в которой нехватку штурмовиков Hs.123 восполняли истребители Bf.109E.
В целом, действительно, из всех типов самолётов, конструктивно к штурмовику ближе всего истребители. И, по сути, единственным отличием часто служит лишь предназначение.
Рекомендую вам также мои статьи по теме:
Это грозное слово штурмовик (по-английски)
Это грозное слово «штурмовик» (по-французски)