Группа ученых из Нидерландов сосредоточилась на исследовании, целью которого было выяснить, насколько инъекционная терапия длительного действия эффективна для лечения ВИЧ. В эксперименте приняли участие 619 человек, которые перешли на каботегравир и рилпивирин до сентября 2023 года. Участвовать в исследовании разрешалось, если у человека не было в анамнезе неудач в лечения (вирусная нагрузка выше 200 копий/мл).
Каждому участнику, перешедшему на новую схему лечения, сопоставляли двух человек когорты, которые не меняли лечение, чтобы оценить риск неудачи. Ученые учитывали такие критерии, как пол, возраст, количество CD4, продолжительность приема АРТ, действующий препарат в схеме лечения и последний визит к лечащему врачу. 53% контрольной группы принимали ингибитор интегразы, 27% — ненуклеозидный ингибитор обратной транскриптазы, 5% — ингибитор протеазы и 16% — схему из двух препаратов.
Средний возраст тех, кто сменил лечение, составил 44 года, участников контрольной группы — 46 лет. В обеих группах 90% участников были мужчинами, 76% из которых имели половые контакты с другими мужчинами и принимали АРТ в среднем около 9 лет. Среднее количество CD4 составило 730 в основной группе и 770 — в контрольной. Люди, которые перешли на другой препарат, чаще страдали ожирением (ИМТ > 30 кг/м2), чем участники контрольной группы (15% против 11%), что заинтересовало ученых, поскольку более высокая масса тела является одним из факторов, который может снизить эффективность инъекционного каботегравира и рилпивирина. .
Какие выводы сделали исследователи:
не было выявлено существенной разницы в частоте вирусологической неудачи между людьми, перешедшими на инъекционное лечение (0,9%), и контрольной группой (1,8%);
у двух человек в группе инъекционного лечения произошла вирусологическая неудача с развитием множественной лекарственной устойчивости;
у трех человек наблюдался рецидив вируса, превышающий 200 копий, но впоследствии их вирусная нагрузка была подавлена без каких-либо изменений в лечении.
«Доктор Аннемари Венсинг из Университетского медицинского центра Утрехта сообщила о пяти случаях вирусологической неудачи, произошедших в Нидерландах. Ни у одного из людей ранее не было неудачного лечения, и они принимали антиретровирусное лечение от 3 до 18 лет», — пишет NAM.
Все пятеро получали инъекционное лечение с указанными 2-месячными интервалами. Двое из них имели один ранее существовавший фактор риска неэффективности каботегравира и рилпивирина длительного действия (индекс массы тела выше 30).
Возврат вируса произошел через 3–13 месяцев после перехода. Самый ранний рецидив случился через три месяца у мужчины, который не получил месячный вводный курс АРТ перорально, это было необходимо для минимизации риска токсического воздействия на печень. В этом случае вирусная нагрузка возросла до 830 тысяч копий, и у мужчины была обнаружена устойчивость к рилпивирину. У него также была мутация 179D, связанная с устойчивостью к ННИОТ-этравирину на момент постановки диагноза ВИЧ, но не было признаков устойчивости к рилпивирину на момент перехода.
Во втором случае вирусная нагрузка в конечном итоге выросла до 610 тысяч копий после первого обнаруживаемого показателя в 260 копий. У этого участника развилась межклассовая резистентность к ингибиторам интегразы и ННИОТ.
«В каждом случае вирусологического рецидива уровни по крайней мере одного препарата оказались субоптимальными, хотя необходимо дальнейшее исследование взаимосвязи между концентрациями лекарств и неэффективностью лечения», — комментируют ученые.
Ученые уверены, что на реакцию могли повлиять некоторые индивидуальные особенности организма. У трансгендерной женщины, у которой наблюдался рецидив после девяти месяцев инъекционного лечения, существенно увеличился вес. Вероятно, это было следствием гормонального лечения после транс-перехода. У другого человека с очень высоким индексом массы тела (45,5 кг/м2) использовалась более длинная, чем обычно, игла, чтобы обеспечить попадание инъекций в мышечную ткань.
Но во всех случаях неудача привела к обширной перекрестной резистентности и утрате будущих вариантов лечения. Как сами участники, так и ученые не ожидали такого варианта развития событий.
«У пациентов, которым инъекционное лечение не помогло, мы видим огромную индивидуальную вариабельность, и нам действительно необходимо понять, каковы факторы, которые могут спровоцировать лекарственную устойчивость», — заключил доктор Катия Марзолини.
В конце февраля 2023 года стало известно, что в России появилась инъекционная антиретровирусная терапия. Правда, пока только в документах. По оценкам опрошенных «СПИД.ЦЕНТРом» экспертов, на рынок она выйдет ближе к 2024 году. Какое влияние это окажет на качество жизни людей с ВИЧ? Кому можно будет ее принимать? На эти вопросы «СПИД.ЦЕНТРу» ответили врачи и ВИЧ-активисты.