HADI-цикл называют методикой тестирования гипотез. Главное, что нужно запомнить о ней: подходит для любой компании в любой сфере. К тому же с помощью этого метода можно не только проверить маркетинговые гипотезы, но и решить финансовые проблемы.
Польза HADI-циклов для бизнеса: где и для чего применять
HADI — это метод исследования, состоящий из четырех этапов:
- H, или hypothesis, — гипотеза;
- A, или action, — действие;
- D, или data, — данные;
- I, или insights, — идеи, выводы.
HADI еще называют методикой тестирования гипотез — так тоже можно. Главное тут другое — этот метод подходит любому бизнесу, будь то стартап или действующее предприятие. HADI-метод не привязан к сфере бизнеса, поэтому ошибка — считать, что он подходит только айти-компаниям.
В статьях в интернете HADI обычно связывают с тестированием маркетинговых гипотез, но, по опыту, этот метод помогает разложить любую проблему, ситуацию, предположение и получить конкретное решение. Нужно понимать, что HADI-цикл в маркетинге и HADI-цикл в финансах — это разные вещи, поэтому дальше мы будем говорить об использовании этого метода в финансовом учете.
Как устроен HADI-цикл: формулируем гипотезу
Итак, HADI-цикл состоит из четырех этапов. На первом этапе нам нужно сформулировать предположение, которое будет конкретным и достижимым.
Ни одна гипотеза не берется из воздуха — всегда есть проблема, которую нужно решить. Даже в маркетинге предположение «Если мы купим рекламу у блогера X, то получим на 20% больше лидов, чем дает реклама у блогера Z», построено на проблеме — нехватка лидов в компании.
Для примера возьмем строительную компанию, которая столкнулась с финансовой проблемой — дырой в собственном капитале.
В собственный капитал входят все активы компании за минусом обязательств перед кредиторами. Это могут быть деньги, запасы на складе, дебиторка — главное, чтобы этого было больше, чем обязательств. Дыра же получается, когда собственных средств меньше, чем заемных. Компания буквально живет в кредит.
Формулируем предположение: «Если снизить расходы компании и повысить доходы, можно разобраться с дырой в собственном капитале». В идеале здесь нужны цифры: размеры дыры и насколько нужно снизить расходы и повысить доходы. Мы их опустили, чтобы было понятнее объяснять.
Сформулировать гипотезу правильно поможет метод SMART — о нем мы рассказали в отдельной статье.
Читать в Нескучных:
Метод SMART: почему он важен при финансовом планировании
Как устроен HADI-цикл: воплощаем планы в жизнь, собираем данные и делаем выводы
Идем дальше. На этом этапе мы воплощаем наше предположение в жизнь и смотрим, что же из этого получилось. Но прежде чем внедрить какое-то изменение, нужно понять, как это сделать. Напомним, что наша гипотеза для строительной компании звучала так: «Если снизить расходы компании и повысить доходы, можно разобраться с дырой в собственном капитале».
Теперь раскрутим, как снизить расходы компании — для этого можно сделать следующее:
- проконтролировать исполнение сметы проекта;
- реорганизовать закупки.
В свою очередь, для выполнения каждого пункта нужно предпринять свои шаги. Например, чтобы проконтролировать исполнение сметы проекта, потребуется регулярный планфактный анализ и информирование руководства об отклонениях.
Если оставить действие на уровне общих слов, ни одна гипотеза не сработает, потому что конкретного действия не будет. Например, недостаточно написать «повысить выручку» — нужно расписать, как это сделать.
Уже после того, как мы детализировали нашу гипотезу до конкретных действий, мы можем собирать и анализировать их результаты. Для этого мы смотрим, подросла ли выручка в частности и уменьшилась ли дыра в собственном капитале в целом. Если да, мы всё сделали правильно.
Читать в Нескучных:
XYZ-анализ: как узнать, сколько товара должно быть на складе
Советы: как проверять гипотезы с помощью методики HADI
Вот несколько советов, которые точно вам пригодятся:
- Формулируйте гипотезы по методу SMART. Об этом — в нашей статье «Метод SMART: почему он важен при финансовом планировании».
- Подробно расписывайте действия, которые нужно предпринять. Без этого ни одна гипотеза не будет подтверждена или опровергнута.
- Помните, что в финансах метод HADI работает иначе — он позволяет раскручивать задачу, а не просто проверить гипотезу.
И наконец, нужно работать с тем, на что можно повлиять, а не перебирать проблемы и гипотезы просто так.
Читать в Нескучных:
Как заранее тестировать гипотезы и планировать бизнес
Цикл HADI: частые вопросы собственников
Сколько гипотез можно тестировать одновременно?
Гипотез может быть несколько. В статье мы говорили о строительном компании с дырой в собственном капитале. В качестве предположения мы можем проверить, как самые разные наши действия повлияют на эту дыру. Например, мы можем контролировать качество стройки, или снизить себестоимость, или пересмотреть ценообразование. Всё это предположения, которые в итоге окажут или не окажут влияние и подтвердят или опровергнут нашу гипотезу.
Как часто можно тестировать гипотезы?
Считается, что HADI-цикл постоянен: закончили с одним предположением, начали с другим. Я с этим согласна.
Для какого бизнеса подходит этот метод?
Для любого, но нужно понимать, что HADI-цикл в маркетинге работает иначе. Мы тут про финансы.
Цикл HADI: в двух словах
- HADI — это методика тестирования гипотез.
- HADI-цикл состоит из четырех этапов: H, или hypothesis, — гипотеза; A, или action, — действие; D, или data, — данные; I, или insights, — идеи, выводы.
- HADI-метод не привязан к сфере бизнеса и подходит всем.
- Этот метод помогает разложить любую проблему, ситуацию, предположение и получить конкретное решение.
Поможем выстроить работу компании
Финдиры «Нескучных финансов» умеют работать с разными методами и техниками. Это нужно, чтобы помочь бизнесу разобраться с существующими проблемами, зарабатывать больше и масштабироваться. Вот с какими задачами могут помочь в НФ:
- как и где найти деньги, когда их нет;
- как бизнесу выбраться из убытков;
- что делать, чтобы наладить стабильный денежный поток;
- как фокусироваться только на выгодных сделках;
- как избавиться от кассовых разрывов;
- как увеличить прибыль;
- как масштабироваться.
Вот как это обычно бывает:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия.