Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Об откопанном Петербурге и Михаиле Дмитриевиче Чулкове

Есть мнение, что Санкт-Петербург был построен задолго до 1703 года. Ещё во времена Кия Великого в устье Невы стоял город Винета, и правивший в нём царь Нравоблаг вёл успешные войны против Греции и Рима. Это мнение работавшего в XVIII столетии историка Михаила Дмитриевича Чулкова, произведения которого были запрещены для скрытия исторической правды от русского народа. Но история альтернативная шаг за шагом исторгает из небытия великие имена.

-2

Кстати, сторонникам исторического заговора, действительно, удалось собрать впечатляющую галерею отечественных старорежимных фриков, подобных Крёкшину и Классену, предвосхитивших современных коллег во времена, когда переписывание истории ещё не стало трендом. Но ставить в один ряд с ними Чулкова едва ли уместно.

Михаил Дмитриевич Чулков родился в 1744 году в семье солдата. Разновидности российских «солдат» XVIII века и нюансы положения каждой из них в имперском обществе требуют отдельного рассмотрения. В данном же случае будет достаточно сказать, что отец Чулкова принадлежал к «недосословию», комплектуемому теми, кто даже личного дворянства себе не выслужил, закончив карьеру в унтер-офицерском звании. Продолжение попыток черни воспользоваться социальным лифтом в следующем поколении государство, однако, приветствовало. Предполагалось, что солдатские дети продолжат дело отцов… Но Дмитрий Чулков отправил своего сына в гимназию при Московском университете, – на бюджетное отделение для незнатных.

-3

Стоит отметить, что гимназии в середине XVIII века были элитными учебными заведениями, с акцентом на гуманитарное образование, – литературу, иностранные и древние языки, – готовившими кадры для придворной и государственной службы. Одновременно, гимназический курс обеспечивал базу для поступления уже собственно в университет, – а в отличие от времён Ломоносова, среднее образование для этого уже требовалось. Однако, изучив «благородные» и «словесные науки», чувствуя призвание к служению музам, Михаил Чулков выбрал иную карьеру, в 17 лет устроившись актёром в придворный театр.

Актёры в Российской Империи, в свою очередь, представлялись собой «недосословие» с очень неоднозначным положением. Социальный лифт тут лучше срабатывал в случае актрис… Так что, в 21 год, решив взяться за ум, Михаил переходит на придворную службу лакеем… Звучит так себе, но, во-первых, дворянского достоинства на подмостках он не обрёл, а во-вторых, – придворным лакеем. Обучение истории, литературе и языкам – плюс, фехтованию, кстати, – на «разночинном» отделении гимназии именно и подразумевало подготовку к лакейской службе при августейших персонах. И тут либо Михаил обнаружил выдающиеся дарования, либо во время службы в театре завёл нужные связи, но уже в следующем году он – квартирмейстер (старшина) лакеев наследника престола – Павла (тогда 8 летнего).

На лакейской службе стремление к творчеству не угасает, и Чулков получает известность, как плодовитый писатель. Его перу принадлежат пять сборников сказок, – первым читателем и главным критиком, всё-таки, был ребёнок, – и рассказов. Включая, кстати, и первый в Европе рассказ, относящийся к жанру детектива, – «Горькая участь». Всего за пять лет, – помимо рассказов, – Чулков публикует два романа, – остросоциальный «Пригожая повариха» и «рыцарский», как выражались тогда, но сейчас бы это назвали русским фэнтези – «Повесть о Силославе». За одно уж, – чтобы читатели не путались в терминологии его сказок, – Чулков издаёт «Краткий мифологический лексикон» – справочник, с описаниями мифологических и сказочных существ разных стран и народов. В свободное же время (видимо, лакейская служба предполагала его избыток) Чулков издаёт ещё два журнала, – но уже не для придворной публики, а для просвещения третьего сословия.

...Надо полагать, и Екатерине II тоже показалось, что старшина лакеев её сына слишком плотно занят чем-то не профильным, а может быть, ещё и дурному наследника учит. Как следствие, в 26 лет – в 1770 году, Чулков вынужден искать новую работу, – за воротами дворца. С сильным, по сути, понижением, Михаил переводится клерком – коллежским регистратором, – на нищенское жалование в канцелярию Сената. А затем в Коммерц-коллегию (министерство экономического развития). И несколько лет уходят на стабилизацию финансового положения. На новом месте Чулков быстро дослуживается до надворного советника, – эквивалент профессора или подполковника, и одновременно первый гражданский чин, который согласился принять претенциозный Ломоносов. Ранг сей, кстати, означал получение уже потомственного дворянства и совсем неплохие доходы.

Укрепившись социально, Чулков берётся за то, что более всего понравилось ему ранее, – в период составления «Мифологического лексикона». Он начинает писать энциклопедии. Были во Франции тогда «учёные-энциклопедисты» – Дидро, Руссо, Вольтер, Монтескьё… В России же фантастически работоспособный Чулков отдувался за всех один.

Самым крупным и ценным с точки зрения современных исследователей трудов стало «Историческое описание российской коммерции» в 7 томах, – в котором автор собрал все сведения о торговле, ремесле, финансах и транспорте Руси с IX века. Работа эта считалась важной, Чулков пользовался покровительством Воронцова, и был допущен ко всем архивам Империи. Заодно создаются «Словарь русских суеверий», «Словарь врачевания болезней», «Юридический словарь», «Словарь земледелия»… и просто «Словарь». В смысле, Чулков начинает работать над словарём русского языка, но эту работу закончить не успевает. До конца жизни он продолжает также публиковать беллетристику и издавать журналы.

...То есть, ясно должно быть, что речь идёт о человеке выдающемся. Прежде всего, о человеке, который «сделал себя сам» – честным трудом. Да и вообще, сделавшем очень многое и в том числе многое первым… И тут должен возникнуть вопрос, почему Чулков, в отличие от, например, Ломоносова, неизвестен?… Здесь всё непросто.

Во-первых, известен. Историкам, для которых творчество Чулкова – всё, а не только, собственно, энциклопедическое, – является настоящей энциклопедией русской жизни второй половины XVIII века. Во-вторых… из того, что Чулков был писателем и энциклопедистом, не следует, что он был хорошим писателем и хорошим энциклопедистом. Писателем он был, именно, скверным. Даже по меркам своего времени. Рассказы и романы Чулкова неизвестны, просто потому что дурное качество исполнения не искупается оригинальностью замысла. Как историк же, он ограничивался сбором и систематизацией материала, не подвергая его никакому анализу.

Было, само собой, и «в-третьих». Журналы. В публикациях, адресованных грамотной части народа, содержалась критика власти. Чулков неизменно выступал на стороне третьего сословия – купечества, – против проводимой Екатериной II политики «дворянского государства». Но если сама Екатерина любила «вольнодумцев» (если они вольнодумствовали не в ущерб тому, за что жалование получали), то последующие монархи крамолы терпеть не стали.

Переиздание произведений Чулкова было снова разрешено только в начале XX века, однако, скоро грянула Революция. Большевики же потенциала для превращения в знамя борьбы с царизмом в Чулкове не усмотрели. При жизни-то он гонениям не подвергался, мучеником идеи не стал, а напротив был принят и популярен при дворе.

...И кстати, а когда – при таком-то насыщенном графике – Чулков нашёл время для разоблачения лжи официальной истории, немецкими, как известно, профессорами написанной? Никогда. Цитата на скрине взята из его фэнтези – «Повести о Силославе». С таким же успехом, как Нравоблагом, альтернативная история могла бы заинтересоваться фигурой царя Додона, рождённой пером Пушкина.

Пушкина-то за разглашение исторической правды о Додоне вообще убили.