Уважаемый заинтересованный искатель, мы хотим с целью всеобъемлющего познания жизненной реальности по-настоящему открыть широкий путь исследования прошлого человечества. Современный мир находится в какой-то полной дезориентации, кажется, что полностью потерян курс эволюционного развития. События, происходящие сегодня в глобальном обществе, как будто скрежетом отзываются в душе здравомыслящих людей. Создаётся впечатление, что общество серьёзно болеет и требует своего выздоровления. Но как обрести гармонию? Наши рассуждения о здоровье применительно к обществу и отдельно человеку могут оказаться бесполезными на фоне нынешних судьбоносных перемен. Что нас ждёт? Ответить на этот вопрос в доступной и приемлемой форме весьма проблематично, если не погрузиться в изучение той истории, которая никогда не преподавалась людям, но всегда была в культурной среде. Мы говорим об эволюции идей и самой жизни.
Друзья, мы уже начинали «писать историю», когда представили всеобщему вниманию наше большое историческое введение (ссылка). Да, лучше ко всему относиться по-философски, тем не менее, всегда уместно рассматривать и значимые научные положения, когда они пересекаются с соответствующими проблемами. С другой стороны, историческая наука хоть и владеет какими-то знаниями о ближайшем прошлом, но она пребывает в полной растерянности, когда предмет изучения уходит глубоко в отдалённые времена. Далее, ситуацию осложняет то обстоятельство, что история наряду с философией заняты во многом теми фактами, которые весьма трудно подтвердить. И как тогда быть?
Формат, который мы предлагает в изучении человечества, не является безупречным, но одновременно позволяет вести непринуждённую, непредвзятую и взвешенную линию размышлений, вытекающую из научно-философского мировоззрения. Никто ничего не заставляет брать на веру, лучше берите на себя ответственность, пожалуйста, и познавайте окружающий мир самостоятельно. Например, бывает так, что нечто, считавшееся ещё совсем недавно незыблемым, через призму времени видится ошибочным, либо недостаточным или малоинформативным. Поэтому нельзя торопиться расставлять точки, а если фанатично придерживаться устоявшихся авторитетных мнений, то оно (мировоззрение) перерастает в закостенелый догматизм. Поэтому мы «отключаем» себя от излишних комментариев.
Часто случается так, что проделана большая работа, но в ней замечаются изъяны. Что теперь, это путь, покажите нам, скажем, сразу идеальную научную гипотезу. Но и гипотезы претерпевают часто преобразования, эволюционно изменяясь при этом в более адекватную сторону. И всё же, весьма иногда полезно прибегнуть к обобщающим выдержкам из предыдущих материалов. Вот, и мы, по большому счёту, кое-что повторим, собирая разные сведения воедино, составим обзор.
Историческая наука является многоотраслевой наукой, к ней относятся, допустим, такие области знаний, как этнография, археология и ряд других. И во всех этих областях знаний важен опыт познания истории, а он даётся сегодня историографией. В свою очередь, историография имеет крепкую связь с философией, так как история плотно взаимодействует с эволюцией идей, на самом деле. Что подразумевать под эволюцией идей? Прямо сейчас ответить на этот вопрос невозможно, ибо он исходит из контекста всеобщего исследования. Но познание идей, в особом информационном ключе, может хорошо пролить свет на историю человечества и природу самого человека. «Историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки».[1] Иными словами, с помощью ретроспективного взгляда в прошлое, мы входим в мир, где идеи творили этот мир.
Конечно, не всё так гладко, придётся долго и упорно заниматься сопоставлениями и анализом представляемых сведений. Как правило, эти сведения историческая наука черпает из исторических источников. Мы уже писали о проблеме исторических источников, детально повторяться не станем (ссылка). Но подчеркнём следующее: «Для античных историков было характерно нестрогое отношение к фактам, готовность их искажать или замалчивать ради общей идеи или красоты произведения».[2] Опять, смотрите, ради идеи! Тем не менее, мы в своём исследовании также обращаемся к историческим источникам, и также принимаем во внимание информацию от некоторых античных философов и историков. Но чем определяется выбор? Да на системном подходе, все данные должны непротиворечиво укладываться в общую систему, пусть и гипотезу. Данное обстоятельство подстёгивает нас учиться мыслить правильно. Ой, пока всё сложно, но ни дня без философии!
И всё же, любознательному (профессионалу и тем более новоиспечённому) историку, да ещё и с философскими задатками, необходим «холодный» ум. «Историк должен, с одной стороны, отказаться от любых стандартов и приоритетов, лежащих вне пределов изучаемой им эпохи, а с другой стороны – проникнуться её ценностями и попытаться увидеть события с точки зрения их участников. Задача историка – интерпретировать прошлое в его собственных критериях».[3] Если интерпретировать, то быть субъективным. Никакая история в субъективном подходе к ней не раскроет свои тайны. Поэтому друзья, только спасёт нас где-то наличие здравого смысла ко всему, что происходило. А у кого наработан этот желанный здравый смысл?
Ладно, планируем изучать содержащуюся в исторических источниках информацию и ответственно стараться её интерпретировать. И тут совершенно понятно, что мы столкнёмся с откровенными символами, в которых информация будет закодирована. Накапливая повседневный опыт, люди передают его последующим поколениям. Для этого они кодируют информацию в различных объектах, которые и принято называть историческим источником».[4] Так что, вместе с деятельностью по раскодированию исторических источников у нас открывается творческий путь. И в этом творчестве обязательно будут, уж простите, мифы и легенды, которые также принадлежат к историческим источникам. «Устные источники являются необычайно разнообразными - речь идёт о различных мифах, легендах, преданиях, эпосах, и т.д. В принципе различные мифы, легенды, предания и т.д. начали довольно рано фиксироваться в письменном виде».[5] Товарищи, отнесёмся к легендам подобающим образом! И «седая» древность предстанет перед нами в совсем другом свете.
Теперь, той историей человечества, которой мы собираемся заниматься в исследовательском плане, может не согласовываться с наукой. А что наука? Как-то у нас состоялся серьёзный разговор о науке, и мы к науке в целом относимся с уважением. (ссылка). Просто у науки есть свои проблемы, как естественные, так и гуманитарные. По существу наука служит философии, представляя ей свои объективные данные, добытые экспериментальным путём. Задача науки – беспристрастное исследование реальности. Но научный метод зависит от чувствительности приборов, поэтому вне ведения науки остаётся огромный пласт укрытых знаний. А наука упорно не располагает к работе с фактами, которые она не способна установить. Всё это создаёт проблемы. Хотя некоторые факты в символичном виде могут быть изложены в мифах и легендах. Однако учёные предпочитают игнорировать их.
Если философия находится у истоков любой науки, то всё дело в мировоззрении человека. Что мешает шире смотреть на мир? Часто пресловутый догматизм. Ребятки, мы так никогда не поймём, что такое жизнь! А это, в свою очередь, не поможет решить проблему здоровья. У нас учёные застопорились на биологической картине мира, провозгласили белки «субстратами жизни». Как будто без белков, в другой конфигурации, жизни нет. Это крайне близорукая позиция. Почему неорганическая и органическая материи состоят из одних и тех же элементов, но жизнь связывают лишь с органикой? Почему по всем канонам материальности построенное органическое тело в один прекрасный момент испускает «дух»? Что делает материальную систему живой? Такие вопросы наука обходит стороной, и если даже пытается по данному поводу что-либо говорить, то получается откровенно примитивно. Всё само у науки происходит, всё само организуется. Ещё, допустим, всё находится в жизни в движении, но причина движения не ясна. Потому как она лежит вне пределов досягаемости науки.
И вот, про историю, как ей вообще заниматься, если нельзя проверить факты объективно? Мало ли кто чего там ляпнул в Древнем мире! А с историей медицины совсем смешно выходит. С точки зрения науки когда-то бегали первобытные люди, собирали ягоды да коренья, причём больше этим занимались женщины. Вдруг, благодаря наблюдательному женскому взгляду, было подмечено, что собранные припасы оказывают лечебное свойство при тех или иных проблемах со здоровьем. «Использование в пищу различных растений стало способом познания их целебных свойств. Научились познавать целебные и токсические свойства растений, минералов, органов и частей тела животных и использовать их в борьбе с болезнями. Это можно считать первыми шагами к врачеванию».[6]
Что тут сказать, разум человека вёл его по пути познания окружающего мира, так появилась медицина. Но животные, вплоть до насекомых как-то сами знали, без всяких наблюдений со стороны женских особей, как им справиться с болезнями. «Например, заражённые личинками мух гусеницы бабочек медведок поедают листья, содержащие ядовитые алкалоиды, что помогает им выжить. Медведи Северной Америки являются настоящими фармацевтами, они пережёвывают растение Ligusticum porteri, известное как «медвежий корень» и наносят полученную кашицу на раны и на шкуру».[7] Не кажется ли вам, что здесь что-то не так? «Человек наблюдал за животными (при болезни они самостоятельно находят необходимые листья и корни лекарственных растений), а также накапливал знания в процессе повседневного труда, связанного с поиском пищи. Поедая растения, первобытный человек мог непосредственно ощущать производимый ими эффект, а затем уже целенаправленно использовать их в лечении болезней».[8] Друзья, а есть и другая основа зарождения медицины, но в истории она, конечно, не отражена. Люди медицинские знания получили (не от животных) в подарок! А от кого? Просто это совсем другая история, которую мы с вами состоянии постигать.
Да, мы говорим об эволюции идей и самой жизни. С этой точки зрения, история тесно связана с эволюцией человечества. Мы же сделали этот обзор для того, чтобы было понятно, насколько то, о чём свидетельствует уверенно наука, может и не соответствовать тому, как было на самом деле. И чтобы не оказалось сюрпризом наше дальнейшее представление истории человечества в свете того, что эволюция - результат разумной творческой деятельности (ссылка) Неужели нет никаких оснований так считать? Если кто-то не согласится с данным воззрением, то мы уважительно отнесёмся к этому, человек имеет право думать, как ему хочется, но нам думается, что созрели уже в обществе предпосылки, чтобы взглянуть на мир иначе. А лучше всего в этом мероприятии начать всё-таки с истории.
Другая история не должна шокировать, она делает возможным продвижение во взглядах. Давайте оглядимся вокруг, идёт слом устоявшегося мироустройства, скорее всего, под давлением новых идей. И такое случалось неоднократно в прошлом. Но как их встречать (идеи)? Попробуем подготовиться вместе с историей, над которой пока просто можно поразмышлять, но выводы каждый сделает сам. А данный обзор будет иметь широкое приложение.
[1] Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 4
[2] Теория и методология истории: учебник для вузов / Отв. ред. В.В. Алексеев, Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев, Л.Е. Гринин. - Волгоград: Учитель, 2014. С. 14
[3] Основы теории и методологии истории. [Текст]: учебное пособие / Л.Н.Мартюшов; Урал. гос. пед. ун–т. – Екатеринбург, 2016 С. 162
[4] Работа с историческими источниками и методы исторического исследования: метод. указания для студентов гуманитарного факультета / сост.: Н.В. Киприянова, Е.В. Попова; Владим. гос. ун-т. - Владимир : Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2005. С. 5
[5] Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во «Алетейя. Историческая книга», 2007. С. 458
[6] История медицины : пособие / В.С. Глушанко, А.А. Герберг, Т.Л. Петрище ; под ред. д-ра мед. наук, проф. В.С. Глушанко. – Витебск : ВГМУ, 2023. С. 45
[7] История медицины : пособие / В.С. Глушанко, А.А. Герберг, Т.Л. Петрище ; под ред. д-ра мед. наук, проф. В.С. Глушанко. – Витебск : ВГМУ, 2023. С. 41
[8] История медицины : пособие / В.С. Глушанко, А.А. Герберг, Т.Л. Петрище ; под ред. д-ра мед. наук, проф. В.С. Глушанко. – Витебск : ВГМУ, 2023. С. 49