Уважаемый заинтересованный читатель, каникулы закончились, начинается новый цикл (с определённой частотой периодичности) активной познавательной деятельности в самых различных областях знаний, где мы для себя всегда находим поле для философии. Ну так нам видится мир, через призму размышлений, и ничего с этим не поделать. А сейчас история, точнее те исторические фрагменты, которые нас заинтересовали на текущий момент, но, по большому счёту, заниматься серьёзным историческим исследованием мы не будем. На что есть свои философские причины. И некоторые из них и обозначены в нашем большом введении.
Таким образом, безусловно, для кого-то БАМ – яркое и доблестное трудовое прошлое, с другой стороны, легендарная магистраль уже не иначе как история покорения обширной территории с суровым сибирским климатом отважными и мужественными людьми. Между тем, БАМ – это ещё и особая культура. Что об этом известно? А давайте ещё поговорим о покорении Сибири русскими. Но речь пойдёт не только о XVI веке! Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, придётся много философствовать, а результаты у нас будут не совсем обычными. Но обо всём по порядку.
В целом, появление БАМа тесно связано, как с развитием железнодорожного транспорта в России, так и с стремлением освоить огромную территорию Сибири и её богатства. Поэтому проследить историю БАМа означает также найти путь глубокого и широкого анализа имеющихся исторических сведений. Главным образом, опорой в нашей непростой затее будут являться исторические источники, как это не удивительно, но именно это обстоятельство потребовало сделать соответствующее большое введение (в рамках нескольких тем) относительно особенностей самой исторической науки. К чему отнесёмся, пожалуй, по-философски.
Прежде всего, почему мы ещё решили написать наше большое введение? Просто нас интересует, в том числе, история Сибири, которая практически не реконструируется на основании принятых наукой исторических источников. А зачем так далеко? Повторимся, БАМ – это ещё и особая культура, но Сибирь хранит древние культуры, которые остаются загадочными до сих пор. И в ходе нашего исследования на начальном этапе мы где-то коснёмся всяких загадок, отчего требуется неординарный подход. И этот подход связан опять-таки с определённой философией.
Вот сейчас удивительно, что действительно приходится рассматривать исторические события с философским «акцентом». Почему? Прежде всего, планируется осторожно пытаться связывать некоторые моменты прошлого с некими циркулирующими факторами давления среды, имеющими психологический подтекст. Не очень понятно? Да и мы не всё понимаем, сейчас это трудно объяснить, но и требуется дополнительное изучение определённых материалов. И что там с философией? Давайте так, история - это наука о прошлом. Но философия, по сути, не является наукой, однако философский взгляд в прошлое тоже весьма полезен. Если упрощённо, философия объединяет в себе потенциал мыслителя, то есть философское познание сосредоточено на способности человека к размышлениям. Между тем, для успешности этих размышлений необходимы научные факты как вводные данные.
Чем же история схожа с философией? Дело обстоит занимательным образом, так как история с философией заняты во многом теми фактами, которые весьма трудно подтвердить. Допустим, часто определённые факты выдаются, как имевшие быть место в действительности, но они оказываются либо выдумкой, либо, скажем, обычным мнением достопочтенного человека. Что тогда делать? Рационально принимать данное обстоятельство во внимание. И всё-таки, наука история собирает факты прошлого, а философия стремится их всячески объяснить. И вот, как таковое объяснение – это такой способ мышления, мышление по-философски, по большому счёту. В связи с чем, для философии важно правильно мыслить, по крайней мере, учиться этому, чтобы не попасть далеко в мир иллюзий и вымыслов.
Смотрите, между наукой и философией – «плотные взаимоотношения». «Наука – это то, что мы знаем, философия – это то, чего мы ещё не знаем».[1] Ага, но существенная проблема возникает тогда, когда и наука что-то не знает! Тем более что история, исходя из своей специфики, многого не знает объективно. Невозможно узреть прошлое непосредственно. И где брать факты?
Хорошо, история есть наука, как правило, о прошлом человеческого общества, учитывающая закономерности развития этого общества. И, конечно, БАМ строил большой коллектив людей различных специальностей во благо общества. Соответственно этому мы рассматриваем БАМ с точки зрения культуры, принадлежащей опять-таки обществу, то есть в рамках общественных отношений. Здесь много о чём можно рассуждать, но нам интересен системный подход. Между прочим, общество – это тоже система. Всматриваясь в прошлое, мы пытаемся узреть ещё развитие. Получается, что развиваться должна снова система, от какой-то, скажем, примитивной стадии до всё более стадии совершенной.
Ну да ладно, чтобы не нагонять тоски, ускоряемся в своих измышлениях в направлении предварительного и заключительного слова. Между тем, стоит указать, история - наука многоотраслевая. И чего? Просто, к историческим наукам относятся такие области знаний, как этнография, археология, иные разные научные направления. Следовательно, если реализовывать системный подход, изучая культурные предпосылки появления БАМа, то нужно принимать во внимание все исторические аспекты? Правда, если всё серьёзно, то необходим тут опыт познания истории, а он трактуется историографией. И вот, существует связь между историографией и философией! Как, опять философия? Да, ведь мы имеем дело с мнениями людей, их идеями, взглядами, идеалами. «Историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки».[2] В данном контексте разумно заниматься историей идей, на самом деле. Так, идея БАМа родилась, долго зрела, наконец, была воплощена в реальность. Но как познаётся прошлое? Обратите внимание, мы вовсе не закончили наше введение, поэтому продолжим его по-философски с большим удовольствием через некоторое небольшое время.
[1] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 12
[2] Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 4