Гомель обладает разветвлённой маршрутной сетью общественного транспорта. Действуют 56 автобусных и 24 троллейбусных основных маршрутов, если не принимать в расчёт их укороченные версии. Общая протяжённость городских маршрутов составляет около 2000 км. Вся сеть напоминает живой организм. Практически ежемесячно приходят новости об изменении того или иного маршрута или расписания движения по нему. О том, с чем это связано, и ждать ли пассажирам Гомеля глобальных изменений в работе пассажирского транспорта, говорим с начальником отдела ЖКХ Гомельского горисполкома Павлом Млынарчиком.
— Расскажите, какие меры в Гомеле предпринимаются для оптимизации маршрутной сети. Не повлияет ли этот процесс на качество транспортного обслуживания?
— Сложилось ошибочное мнение, что оптимизация — это обязательно что-то плохое. А по определению это процесс, направленный на приведение объекта к его наилучшему состоянию. В городе постоянно анализируются пассажиропотоки и при необходимости принимаются решения по перераспределению транспорта.
Есть, например, маршруты, по которым автобусы ходят с наполняемостью до 90 %. А есть те, где еле-еле заполняются сидячие места. В этом случае лишнюю машину со слабого маршрута могут передать на более востребованное направление.
Кромсать маршрутную сеть никто не собирается. Даже напротив. Поступают обращения по поводу упразднения автобусного маршрута №9. Но такое решение приняли потому, что он на 100% дублировал маршрут №8. От этой отмены никто не пострадает.
Или вот пассажиры подметили, что по окончанию утреннего «пика» популярный автобус №17 идёт с большим разрывом. Давайте смотреть вместе по остановке «Микрорайон «Давыдовка». Автобус идёт в 10:00, а потом в 10:26. Но между ними в 10:13 есть троллейбус №25, который идёт в тот же самый микрорайон Клёнковский. С введением единого билета на автобус и троллейбус это не должно быть проблемой.
— На летнее время по традиции уменьшили выпуск на городские маршруты в связи со снижением объёма перевозок. Почему не все рейсы вернулись в сетку?
— Автобусный парк №1 использовал автобусы для организации дачных маршрутов. Сезон окончен, сейчас они вернулись на городские маршруты.
— В прошлом году было закуплено 10 новых троллейбусов МАЗ с увеличенным автономным ходом. Они отлично показали себя во время ремонта Новобелицкого путепровода, обслуживая маршруты №№3 и 5 на разрывах контактной сети. Путепровод вот-вот откроется. Какие дальнейшие планы по использованию этих машин?
— Они останутся на 5-м маршруте, так как его планируется продлить в микрорайон Южный с одновременной отменой автобусного маршрута №35.
До конца года «Горэлектротранспорт» планирует приобрести ещё три троллейбуса с автономным ходом.
Таким образом, всего в Гомеле будут работать уже 22 троллейбуса-автономника с подзарядкой на ходу от участков контактной сети.
К слову, обновится парк автобусов. «Гомельоблавтотранс» закупает 30 машин, из которых 10 будут работать в Гомеле. К сожалению, гармошек среди них не будет.
— Позвольте зачитать пару вопросов из редакционной почты. Расписание движения для Шведской Горки составили плохо, сетует Лариса. Транспорт разных маршрутов проходит друг за другом, а потом можно безрезультатно стоять на остановке полчаса.
— Специфика спальных микрорайонов такова, что большинству его жителей нужно выехать практически одновременно. Расписание для Шведской Горки составлялось с учётом графиков работы предприятий и учебных заведений, а также пожеланий жителей.
Например, основной для микрорайона автобус №52 «Медгородок — Вокзал» идёт через улицу Серёгина в 7:19 и 7:37, автобус №51 на вокзал через Любенский микрорайон в 7:40 и 7:48. В 7:31 на остановку прибывает ещё троллейбус №24, который идёт в Волотову через центр города. То есть получасового разрыва в расписании нет.
В межпиковое время пассажиропоток в Шведской Горке низкий.
Необходимо обратиться на предприятие «Гомельоблпассажиртранс» с предложением об изменении расписания какого-либо маршрута. Но потребуется указать, куда вам нужно ездить каждый день и к какому времени. Как вариант — придите на встречу с перевозчиками в ближайший четверг в актовый зал гимназии №36.
— В микрорайоне Хутор основной автобусный маршрут №12 в выходные дни ходит редко. Тяжело выбраться в центр города, написала нам Анастасия.
— На протяжении всего выходного дня автобус №12 отправляется из Хутора два-три раза в час. Время ожидания составляет примерно 15-25 минут. Существующее расписание соответствует сложившемуся пассажиропотоку. Рекомендую вам приходить на остановку ко времени посадки.
Говорить о сокращении интервала можно было бы в том случае, если бы автобусы шли переполненными, но этого не наблюдается.
— Ещё одно обращение из почты касается автобуса №42 на Химзавод и в Медгородок, который идёт по проспекту Октября. Можно ли пустить его по Речицкому проспекту?
— Такая трасса выбрана сознательно по нескольким соображениям. Во-первых, 42-й даёт возможность неизбалованному транспортом проспекту Октября выехать на Речицкий проспект. Во-вторых, так маршрут получается короче и химзаводчане из Хутора тратят меньше времени на дорогу.
Нужно понять, какие точки притяжения есть в начале Речицкого проспекта, чтобы оценить потенциальный спрос. Необходимо проанализировать пассажиропоток, после чего принимать окончательное решение.
Приведу пример. Жители вашего микрорайона обратились в горисполком с просьбой организовать прямое сообщение с Клёнковским. В порядке эксперимента был создан автобусный маршрут №45 «Микрорайон Южный — Хутор — микрорайон Клёнковский». С первых же дней его работы перевозчик отметил высокую наполняемость автобусов. Эксперимент признали удачным и утвердили маршрут на постоянной основе.
— Наша читательница работает в магазине на Речицком проспекте, который закрывается в 23 часа. Выйти удаётся примерно минут через 10. Она живёт в Любенском. Едет на троллейбусе до улицы Чкалова, где пересаживается на автобус. Вернее, делала бы это, если бы последняя «единичка» на 23:44 выполняла этот рейс. Часто она просто стоит на холоде до тех пор, пока не убеждается, что нужно идти пешком одной по тёмным улицам. Есть вопросы и по троллейбусам. У неё в смартфоне скачано какое-то приложение, которое показывает расписание, но троллейбусы его не придерживаются. И ещё. Не одна она следует по такому маршруту в это время. Может быть, есть смысл пустить маршрутку №2тк после 23 часов?
— Сегодня у нас есть возможность проверить выполнение каждого рейса перевозчиком постфактум. График следования последнего рейса по «единице» я беру на личный контроль.
Для составления маршрута по городу используйте мобильное приложение TransportBY. Каждый перевозчик гарантированно вносит в него изменения в расписании движения своего транспорта. Кроме того, оно позволяет в режиме реального времени посмотреть на карте, где в данный момент находится ваш троллейбус или маршрутка.
Если у коллектива вашей читательницы есть другие пожелания по режиму работы транспорта, пусть передадут их в «Гомельобпассажиртранс» через руководство. Можно, скажем, задержать отправление троллейбуса с Солнечной на 5 минут, чтобы не бежать на него из страха опоздать.
— Автобус №33 ходит непредсказуемо, считает Дмитрий. В расписании есть рейсы, но по факту он к назначенному времени не приходит.
— Весь общественный транспорт Гомеля оборудован системой спутниковой навигации. Информация хранится на сервере. В случае выявления систематических нарушений к перевозчику принимаются меры ответственности.
Хочу предупредить, что это касается не только государственных предприятий. У нас есть информация, что одна из маршруток нередко сходит с последнего круга якобы по технической неисправности. Но почему-то уже в 7 утра следующего дня она исправно работает. Этому перевозчику придётся объясниться на комиссии.
О невыполнении заявленных в расписании рейсов можно сообщить на «горячую линию» «Гомельоблпассажиртранса» по телефонам 23-87-43 или 8 (044) 593-08-80.
Напомню, что, согласно законодательству. допускаются отклонения. Транспорт может прийти на 3 минуты раньше или опоздать на 5 минут, и это не будет нарушением.
— В центральной части города автобусы ходят «поездами» в одном направлении. Но тем, кто опоздал в последний «вагон», придётся ожидать на остановке минут 15-20. Не замечали?
— Почти все связи между периферийными микрорайонами проходят через центр города. Поэтому иногда можно наблюдать картину, которую вы нарисовали. На узловую остановку «Институт «Гомельпроект» в пиковое время может прибывать несколько единиц транспорта в минуту.
При этом у каждого маршрута свои интервалы и протяжённость. Сделать так, чтобы они не встретились в центре в одно и то же время за весь день, невозможно.
— И в заключение ещё одна просьба от Татьяны из Чёнок. Автобусы №№54 и 55 на улицу Чкалова и на вокзал ходят редко. Всего два в час. От имени местных жителей наша читательница попросила организовать дополнительные рейсы.
— Автобус №54 создан для подвоза жителей посёлка Чёнки к учебным заведениям и предприятиям Советского района. Он со своей задачей справляется. Выделяемый автобус по классу вместимости соответствует пассажиропотоку.
С учётом заселения в Чёнках нового микрорайона многоэтажной застройки маршрут №55 в сторону вокзала потребует дополнительного изучения. Беру вопрос на контроль.