1920- е - 1930-е годы
Германия – СССР
До 1933 года Абвер не вёл какой-либо планомерной работы в Советском Союзе.* От случайных разведданных не отказывались, но чтобы работать по плану и постоянно, подобного не было. Германия и СССР были дружественными державами. Более того, в некоторых областях между Рейхсвером и Красной Армией имело место тесное сотрудничество. На советских полигонах проходили испытания новых образцов тяжелой военной техники Германии, которую Германии было запрещено иметь и разрабатывать согласно Версальскому мирному договору 1918 года. На советских аэродромах проходили подготовку немецкие лётчики. Ветераны Первой мировой из германской армии передавали свой боевой опыт молодым кадрам из командиров Красной Армии, и т.д.**
Полное взаимопонимание между германскими и советскими спецслужбами имелось в вопросах отношения к Польше и её вооруженным силами и спецслужбам.
Вся поступавшая информация из СССР анализировалась Абвером и отделом генерального штаба «Иностранные армии Востока».
Но даже в этих условиях сотрудничества, каждого немецкого офицера во время его поездок по СССР обязательно сопровождали несколько лиц из контрразведывательных служб Советского Союза.
С приходом к власти А. Гитлера почти все прежние источники информации о Красной Армии были потеряны. Как выразился источник «наступил полный информационный вакуум».
Абверу пришлось полностью перестраивать систему работы против СССР.
Интересный момент. Всего через несколько недель после своего прихода к власти А. Гитлер отдал команду Абверу начать активную работу против СССР и при этом свернуть активную разведывательную деятельность против Великобритании и некоторых других стран. Лишь в 1936 году, когда стало ясно, что англичане наводнили Германию своей агентурой, Абверу дали зелёную улицу в работе против Великобритании и её союзников.
Уже к концу 1933 года Абвер развернул работу против СССР по следующим направлениям.
Отдел Абвера в Кёнигсберге наладил тесное сотрудничество с Литовскими разведслужбами и пытался организовать засылку своей агентуры в СССР через территорию Литвы. Но… Литовцы никак не мешали абверовцам в их работе, но и реальной помощи никакой не оказывали. И сами никакой работы по сбору данных в СССР или против СССР не проводили.
Был зафиксирован такой случай.
В Ковно литовские офицеры каждый раз, как только к ним прибывали сотрудники Абвера из Восточной Пруссии, устраивали большую пьянку, в которой обязательно участвовали женщины. Пьянка шла на широкую ногу и полностью оплачивалась литовцами, как и женщины, которые были готовы сопровождать гостей из Абвера в их номера. И литовские офицеры каждый раз оставались в недоумении, почему гости категорически отказывались от бесплатных спутниц. Уж сами-то они точно не отказались бы от подобного подарка.
То есть, путь сбора информации через Литву оказался малоэффективным.
Не увенчались успехом попытки собирать информацию через экономические связи, хотя они и были весьма тесными между СССР и Третьим Рейхом. Это было связано с тем, что каждый иностранец, въезжавший на территорию СССР, находился под неусыпным контролем НКВД.
Некоторые результаты приносило использование нелегальной агентуры белорусской, польской и украинской национальности, засылаемой в СССР через территорию Польши, или собиравшей информацию об СССР с территории Польши.
Так, к примеру, восточнопрусский отдел Абвера завербовал одного из офицеров польских спецслужб, который категорически отказывался работать против своей родины, но весьма активно включился в работу по сбору информации о ненавистных ему красных.
Немалые проблемы для засылки агентуры с территории Польши в СССР представляли меры, принятые на советско-польской границе советской стороной.
На границе советской стороной была создана нейтральная полоса с препятствиями из колючей проволоки, которая контролировалась со сторожевых вышек вооружёнными часовыми. Вдоль полосы патрулировали пограничники с собаками-ищейками. Землю на полосе регулярно боронили, так что любой след, оставленный ночью, при свете дня сразу было видно. Кроме этого в приграничной полосе глубиной 30 километров ни один советский гражданин не имел права приютить незнакомца. За это следовало жёсткое наказание.
Попытки вербовать советских служащих (как за границей, так и в Москве сотрудниками германского посольства), также мало что давали.
То есть, если верить источнику, Абвер до начала Второй мировой войны имел весьма слабые представления о Красной Армии и военном потенциале СССР.
При этом нужно понимать, что агентура — не единственный источник информации. Немцы по менталитету — бухгалтерская нация и всегда очень основательно и скрупулёзно подходили к решению возникавших задач. В плане «Барбаросса» - по сути единственный (но самый страшный при этом) просчёт в оценке мобилизационных возможностей СССР. Ну и (как всегда) вояк, планировавших нападение на СССР (Паулюса и компанию) подвели «идеолухи», утверждавшие, что «колосс на глиняных ногах» при первых серьёзных поражениях посыпется по линии социально-политических и этнических разломов.
Что касается остальных способов получения информации о РККА и её возможностях, то немцы во многом преуспели. Их аналитические записки по результатам «зимней войны» и вводу советских войск в Прибалтийские республики в основных тезисах совпадают с аналогичными советскими документами. Была проведена аэрофотосъёмка предстоящего ТВД на глубину до 300 км. В результате немцы имели очень подробные карты с нанесенным расположением частей РККА в приграничной полосе.
С Райле можно согласиться только с оговоркой на то, что стратегическая разведка немцев «дала маху», а вот тактическая свои задачи в предполье готовящегося наступления выполнила практически полностью.
* вполне достоверно утверждать это Оскар Райле не может, потому как до 1933 года служил в криминальной полиции: "Ровно в два часа дня я вместе с коллегой, инспектором уголовной полиции Лангбейном..." (цитата из первой книги его мемуаров). И далее, уже в числе сотрудников абвера, Райле занимался по большей части контрразведывательной работой. А как разные отделы между собой "дружат" мы могли наблюдать на примере взаимоотношений между Управлениями КГБ (скажем Второго и Пятого) по некоторым вопросам.
** по объектам "Липецк", "Кама" и "Томка" информация тут:
ещё не известно, кому рни были полезнее на самом деле - немцам или СССР. Можно вполне определённо утверждать, что так "полюбившаяся" немцам "Катюша" изначально разрабатывалась как средство доставки БОВ по результатам работы "Томки".
(Источник: О. Райле)