Книжки с картинками вместо некоторых слов - один из способов начать "читать" с ребенком тогда, когда он еще не знает букв. Без таких книжек, конечно, можно обойтись, но если они понравятся ребенку, то это будет приятный шаг на пути к чтению. Я не специалист по раннему развитию, не могу сказать насколько заниматься по таким текстам целесообразно. Я обычная мама, так что просто делюсь опытом.
Попытка №1.
Когда моей старшей дочери было года 2 - 3, у нас дома нашлась пара книжек, в которых вместо некоторых слов были картинки. Например, книга для логопедов "Правильно, складно, красиво учимся мы говорить" авторы М.Б. Успенский, Л.П. Успенская, 1997 года.
Тогда я подумала, что незнание букв - это не причина отказываться от чтения, и попробовала читать такие рассказы вместе с дочкой.
Попробовали мы, и я поняла, что даже если ребенок понимает значение слова, ему все равно тяжело вплести его в смысл предложения. Научиться читать - это не только научиться складывать буквы в слоги, а слоги в слова! Это нечто большее! А если так - почему бы не попрактиковаться отдельно в умении понимать смысл текста по словам?
Но дочке было действительно сложно! Вполне логично, я сама не с первого раза поняла, что в рассказе на фото коричневая загогулина - это проволока. Тогда я попыталась адаптировать тексты для понимания малышки: сочинила короткие сказочки про нашу семью и в качестве картинок - подсказок использовала свои фотографии и еще несколько понятных рисунков.
Попробовали читать - все равно непросто, особой радости не приносит. Отложили.
Попытка №2.
Сказки лежали где-то в доступном для детей месте, дочке было 5 лет, она училась читать, а рядом бегал двухгодовалый сын (не ровно два, но еще не три). Его-то мое творчество и заинтересовало. Сначала он те самые сказки "прочитал", потом еще "прочитал", потом в ход пошли книжки для логопедов, потом в магазине нашлось еще пару тоненьких книжек с "подсказками", потом я шерстила интернет и распечатывала ему все сказки с картинками вместо слов, которые удавалось найти, а потом я стала давать ему "читать" прямо в экрана. Не самое полезное занятие для детских глаз!
В общем, понравились они ему. А буквами он заинтересовался чуть позже, но, видимо, со знанием дела. К четырем годам читал по слогам, но уверенно, регулярно менялся книгами с одноклассником сестры.
Попытка №3.
Моей младшей 2 года 8 месяцев. Разговаривает предложениями, но немного хуже, чем ее брат и сестра в ее возрасте. Вспомнились мне эти сказки с картинками и стало интересно как она их воспримет.
Села вчера и написала еще одну коротенькую простенькую историю. Специально для младшей дочери, основанную на реальных событиях. Фото вставила обработанные с помощью ИИ, но мы на них вполне узнаваемые. Вот так получилось (листайте галерею):
Дала дочке прочитать. Она вполне уверенно называла всех членов семьи, обрадовалась фотографии своего мячика и букву "А" в словах сестры тоже прочитала. Каждый раз при этом говорила: "Тоже А!" Кстати, восклицательный знак ее немного смутил. Она , видимо, усомнилась, та ли это буква.
Прочитала малышка, а потом говорит: "Еще читать!" Я не отказывала. Стали читать второй раз. И буква "А" увереннее пошла и понятнее стало, что надо картинку называть сразу, когда я на нее показываю, а не ждать, пока спрошу.
Третий раз тоже она сама попросила прочитать. На этот раз даже падеж в словосочетании "взяла паука" использовала правильно.
Потом еще просила, но уже стала баловаться, сменили род деятельности.
Не знаю во что это дальше выльется, и насколько это полезно, но вчера мне было очень приятно почитать со своей младшей доченькой. Захотелось даже поделиться этой радостью и другим людям рассказать - вдруг кто тоже попробует, и ему понравится!
А вы знали про такие сказки? Читали? Как впечатления?