Александра Федоровна
Анна Густавовна
Анна Пономарева
В жизни некоторых людей встречаются странные курьезы. Вот и со мной произошел курьез. В 1949 году я с увлечением и восторгом занималась в студии художника Эберлинга Альфреда Рудольфовича. Однажды, во время занятий, он подошел ко мне и тихо сказал: «Анечка, вы удивительно похожи на последнюю императрицу и, если бы вы жили в то время, то это поразительное сходство могло стоить вам жизни».
А.Р. Эберлинг был придворным живописцем при последнем дворе и неоднократно писал последнюю Государыню. Не доверять его мнению было невозможно, так как он общался с Государыней многократно, был великолепным портретистом. Его портреты очень известны за границей, особенно во Франции. Он незаслуженно забыт в России, о нем нет почти никаких монографий.
Конечно, в 1949 г. говорить об убиенной Государыне было рискованно. Изображений ее не было и эта тема была закрыта вообще, ее просто не существовало. И все-таки Альфред Рудольфович не удержался и шепотом сказал мне об этом, и его доброе румяное лицо с острым взглядом художника выражало изумление по поводу этого поразительного, как он говорил, сходства.
Шли годы. В 1957 г. я работала в Союзе писателей в бюро пропаганды. К нам часто заходили писатели и среди них Лев Васильевич Успенский — автор книг «Слово о словах», «Ты и твое имя» и многих других. Он был красивый, благородный старик, настоящий аристократ, с седой пышной шевелюрой и проницательными черными глазами. Однажды, устремив на меня свой взор, он с улыбкой громогласно изрек: «Анечка, вы удивительно похожи на последнюю Государыню и это удивительное сходство могло доставить вам кучу неприятностей в свое время».
Среди своих друзей я немедленно получила прозвище «монарх». Но, опять же, монархическая тема в 50—60-х годах отсутствовала, разве только в учебниках по истории, клеймящих царское самодержавие.
В 90-х годах, уже не помню точно, ко мне в дом вместе с макулатурой попал листок из какого-то журнала с фотографией царственной четы. У меня в памяти сразу же всплыли слова и Альфреда Рудольфовича и Льва Васильевича, и я оставила листок с изображением Государя и Государыни в папке для бумаг.
Неужели я так похожа на Государыню? Я ведь пролетарского происхождения, никаких аристократических корней не имею. Правда, мой отец был немец, правда, с примесью польской, английской и шотландской крови.
Как-то, роясь в своих бумагах, я внезапно натолкнулась на свою фотографию, сделанную в 63-м году и поразилась своему сходству с Государыней, действительно очень опасному сходству в те далекие трагические дни.
Из книги Анны Пономаревой "Ничего, кроме правды". "Петербург - ХХI век", 2002.
Другие публикации Анны Пономаревой: