Организация и методы исследования.
В нашем исследовании применялся регистратор биопотенциалов головного мозга «АМЕА», производства НПО «Нейроэнергетика». Данный прибор опирается на запатентованную разработку Института Мозга РАМН «Способ оценки энергетического состояния головного мозга».
Целью исследования было изучение влияния эмоционально-значимой психологической нагрузки на соотношение активности правого и левого полушария головного мозга. Активность полушарий оценивали по уровню постоянного потенциала УПП в правом и левом лобном отведениях. В качестве эмоциональной нагрузки мы применяли оригинальную компьютерную программу CAPS, построенную по принципу слайд-шоу. Содержимое слайд-шоу представляло собой набор картинок, подобранных по принципу оказания негативного влияния на эмоциональное состояние испытуемых. В качестве испытуемых были привлечены 10 подростков в возрасте 14-16 лет обоего пола.
Каждому испытуемому вначале предъявлялась серия картинок (10 шт.) эмоционально нейтрального содержания (виды природы, городские пейзажи, техника), затем следовал блок (30 шт.) эмоционально негативных картинок (изображения человеческих лиц, выражающих негативные эмоции, природные катастрофы, агрессивные собаки, военные фотографии), который, в свою очередь, вновь сменялся блоком эмоционально нейтральных картинок (30 шт.). Время предъявления каждого слайда-картинки составляло 6 сек. Общее время предъявления слайд-шоу – 420 сек.
При отборе картинок для эксперимента особое внимание уделялось морально-этической стороне содержания, учитывая возраст испытуемых. В качестве эмоционально-негативных образов не использовались те, что применяются в подобных исследованиях со взрослыми испытуемыми.
Синхронно с показом слайд-шоу у испытуемых определялась динамика межполушарных отношений (МО) путем регистрации разницы уровня постоянных потенциалов (УПП) в милливольтах в правом и левом лобном отведении. Экспериментальные данные (динамика УПП) переносились в программу MS-EXCEL для дальнейшей обработки.
Численный массив данных, отражающий динамику межполушарных отношений под воздействием эмоциональной нагрузки, разбивался на временные отрезки в соответствие с фазами эксперимента. Начальные значения разности активности полушарий принимались за фоновые показатели МО (Фаза 1). Значения межполушарной разницы активности полушарий за время показа первого блока картинок эмоционально-нейтрального содержания математически усреднялись и принимались за значение МО в Фазе 2. Подобное усреднение проводилось для показателей МО, зарегистрированных во время показа блока эмоционально-отрицательных и показа второго блока эмоционально-нейтральных картинок, с вычислением значения МО для Фазы 3 и Фазы 4 соответственно.
Пофазная динамика активности полушарий была подвергнута анализу с целью выявления типичных реакций на предъявленные эмоциональные стимулы. Схожие по характеру динамики МО испытуемые были объединены в группы. Пофазные показатели динамики МО в различных группах были усреднены для выявления общих закономерностей.
По результатам анализа с помощью программы MS EXCEL были построены графики пофазной динамики межполушарных отношений в выявленных группах (Рис. 2, Рис. 3).
Результаты.
Под воздействием эмоционально значимой нагрузки все испытуемые проявили динамику межполушарных отношений, выражающуюся в изменении соотношения активности правого и левого полушария головного мозга. Гендерный критерий в данном исследовании не учитывался. При этом были выявлены 2 группы испытуемых, различающихся характером изменения межполушарных отношений.
Первая группа – 40% испытуемых демонстрировала увеличение влияния правого полушария. (Рис.2) Такая динамика МО по литературным данным свидетельствует о развитии состояния психологического стресса и переживания индивидом отрицательных эмоций.
Рис 2.
Вторая группа – 60% испытуемых - характеризуется незначительным увеличением влияния активности левого полушария. (Рис.3)
Рис. 3
Групповые различия проявились также в количественном выражении динамики межполушарных отношений: в первой группе увеличение влияния правого полушария составило в среднем 3,6 мВ (от 2,6 до 4,5 мВ), в то время как во второй группе снижение влияния правого полушария составило от 0,3 мВ (от 0,2 до 0,5 мВ). Таким образом, испытуемые в первой группе обнаруживают в 12 раз более значительную динамику МО, по сравнению со второй группой.
Для первой группы характерно значительное изменение межполушарных отношений от второй к третьей фазе эксперимента (показ эмоционально нейтральных и отрицательных слайдов). Для второй группы характерно отсутствие изменений МО от второй к третьей фазе, с последующим уменьшением влияния правого полушария в четвертой фазе (показ нейтральных слайдов).
У первой группы наблюдается значительная динамика МО при переходе к четвертой фазе, причем общая тенденция динамики от фазы 1 к фазе 4 сохраняется.
Только один испытуемый (девочка, группа № 1) (Рис.4) показывает смену знака ведущего полушария, что объясняется вызванным стрессовым состоянием.
Выводы.
Применяемый в данной работе метод нейроэнергокартирования НЭК пригоден для изучения межполушарных отношений.
Динамка межполушарной разницы биопотенциалов является свидетельством эмоциональных переживаний.
Фронтальная кора больших полушарий принимает участие в осуществлении эмоциональных реакций у старшеклассников.
Предъявляемая испытуемым психологическая нагрузка является эмоционально значимой и способна вызвать ту или иную динамику межполушарных отношений у 100% испытуемых.
Испытуемые отличаются друг от друга по характеру динамики МО. Часть испытуемых показали значительный сдвиг активности коры в сторону правого полушария, часть – незначительный (на пределе разрешающей способности метода) сдвиг активности в сторону левого полушария ГМ.
Динамика биопотенциалов (и связанные с ней эмоциональные переживания) проявляет эффект длительного «последействия», то есть сдвинутое «вправо» эмоциональными переживаниями межполушарное равновесие сохраняет характер динамики и после прекращения показа картинок эмоционально-негативного содержания.
Различия в характере динамики МО у групп испытуемых можно связать с индивидуальной степенью эмоциональной устойчивости, а также индивидуальной силой эмоционального воздействия (значимостью) картинок на конкретного испытуемого.
По характеру воздействия на МО данная нагрузка может быть признана эмоционально мало значимой, что и было изначально заложено в эксперимент по этическим соображениям.
Вызванные эмоциональные переживания способны приводить к смене знака межполушарных отношений. Однако стрессовые состояния в связи с вызванными эмоциями зафиксированы у небольшого числа испытуемых.
Рассматривание картинок эмоционально-негативного содержания способно вызвать у некоторых старшеклассников длительный и значительный сдвиг межполушарных отношений в сторону усиления влияния правого полушария, что по литературным данным является маркером психологического стресса и способно отрицательно влиять на многие жизненно важные психофизиологические показатели здоровья человека. Этот экспериментально доказанный факт необходимо учитывать родителям и педагогам при принятии решения о целесообразности допуска подростков к просмотру визуальных материалов эмоционально-негативного содержания.
Список используемых сокращений:
МО – межполушарные отношения
ГМ – головной мозг
УПП – уровень постоянного потенциала
ЭЭГ – электроэнцефалография
НЭК – метод нейроэнергокартирования
Литература.
Heller W. Neuropsychological mechanisms of individual differences in emotion, personality and arousal //Neuropsychology. 1993. V. 7. P. 476.
Мурик С.Э.Общий нейрональный механизм мотиваций и эмоций. Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 2006, 376 с
Фокин В.Ф., Пономарева Н.В.. Энергетическая физиология мозга.- М. «Антидор» - 2003, 265 с.
Симонов П.В. Функциональная асимметрия эмоций // Журн. высш. нервн. деят. - 1998. - Т. 48, № 2. С. 375-380.
Русалова М.Н., Русалов В.М. Функциональная асимметрия мозга и эмоции // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии, М., Научный мир 2009, с. 521-550.
Баскакова И.Л., Баскаков И.С., Камышева Ж.В. Психофизиологические особенности эмоциональных переживаний младших школьников в ситуации успеха и неудач. // Материалы конференции «Ребенок в современной образовательной среде» М., МГПУ, 2010.