«Арктический плавучий университет 2023» провел самую долгую из своих экспедиций в Северный Ледовитый океан. Ученые находились в Арктике 44 дня. За это время они провели исследования на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, островах Карского моря, в Енисейском заливе, побережье Ямала и проливе Югорский Шар.
А вы знали? Российский плавучий Арктический университет– уникальное явление. Это единственный в своем роде проект, которые пока не смогла повторить ни одна страна мира. Местом базирования университета стали два судна: «Профессор Молчанов» и «Михаил Сомов». В первый «образовательный» рейс они отправились в 2012 году.
Зачем России плавучий университет в Арктике
Все просто: стране нужны ученые, специализирующиеся на слабо исследованной Арктике. Мы все знаем, что Артику называют еще «кухней погоды»: состояние ее снежного покрова и ледников определяют, каким будет климат. Эта сплошная белая поверхность не нагревается, так что возникающий между Арктикой и соседними более теплыми регионами разница температур влияет на движение воздушных масс, а следовательно, на климат. Сейчас ученые не только собирают фундаментальные знания об Арктике, но и строят прогнозы изменений климата.
А изучение состояния океана, получение новых знаний об экосистеме прибрежных территорий северных морей и экосистеме островов позволяют делать прогнозы более точными. Ко всему прочему эти знания помогают обеспечивать безопасность судоходства на Северном морском пути.
А вы знали? В каждой экспедиции плавучего Арктического университета формируется несколько научных групп: морские биологи, гидрологи, химики, геофизики, геологи и экологи. Это позволяет сделать исследование комплексным. Кроме того, ученые убеждены, что наиболее значимые открытия ждут человечество именно на стыке дисциплин.
Все понятно, но чем именно занимаются ученые
Во время экспедиций исследователи заполняют пробелы в науках и изучают:
· Особенности функционирования арктических экосистем.
· Экологию арктических морей и территорий.
· Психофизиологическое состояние организма человека в арктических условиях.
Вот, что сами ученые говорят о сути исследований. Начальник научной группы ААНИИ Анна Весман: «Океан называют «легкими» нашей планеты, ведь по некоторым оценкам он поглощает примерно 25% выбросов СО2. Он представляет собой жизненно важный буфер, который служит индикатором изменений климата. В районе Северного полярного круга поток углекислого газа, направлений из атмосферы в океан, максимальный. Когда эти потоки увеличиваются, возникают опасения, насколько велика буферная емкость океана. Наши исследования позволяют ее оценить и рассчитать потоки СО2 между океаном и атмосферой».
Образовательные технологии и не только
Университет – это полноценная научно-образовательная морская экспедиция. Здесь студенты, молодые исследователи Арктики могут проверить на прочность не только свой характер, но и тягу к науке в реальных условиях жизни полярников.
Если серьезно, то проект – это реализация уникальной российской образовательной технологии – обучение через исследование. Университет сформирован как площадка, где встречаются маститые океанологи и новички. Таким образом у молодых ученых есть шанс влиться в научное сообщество.
А вы знали? Научно-исследовательское судно Северного Росгидромета «Профессор Молчанов» – единственный в Европе корабль, на борту которого уместились уникальные лаборатории и база для подготовки начинающих исследователей.
В ходе экспедиции молодые ученые знакомятся с полным циклом работы над научным проектом: от постановки задач до презентации итогов исследования и отчета. Полученные научные результаты находят отражение в научных статьях — все как у «взрослых» исследователей.
Кто додумался создать университет на борту корабля и какие у всего этого результаты
Проект – визитная карточка Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ). Он появился благодаря совместным усилиям Архангельского вуза, Росгидромета и Русского географического общества (РГО).
За 2022 и первое полугодие 2023 года участники экспедиций опубликовали шесть научных статей. Две из них — о процессах глобального потепления в Арктике.