Первой линией столичного рельсового транспорта, работающей без машиниста, станет монорельс. Еще недавно уникальному средству передвижения грозили демонтаж и забвение, но в одночасье все изменилось. Теперь его обещают сделать образцом применения новых технологий. Сегодня поговорим о чудесном спасении монорельса в Москве.
Дорогая забава
Монорельсы во многих мегаполисах мира вошли в моду во второй половине XX века: они появились в Сиднее, Куала-Лумпуре и ряде других городов. Загорелся идеей и тогдашний столичный мэр Юрий Лужков.
Проектирование монорельса в столице началось в конце 1990-х. Было решено построить небольшую линию на севере Москвы в районе Останкино и ВДНХ. Стройка и запуск сопровождались многочисленными скандалами.
Новый вид транспорта оказался очень дорогим, и не приспособленным к российским климатическим условиям. Зимой составы, парящие над городом, попросту говоря примерзали.
Линию открыли в 2004 году в так называемом экскурсионном режиме: в дневные часы два состава с большими интервалами перевозили желающих покататься на чудо-поезде. По сути это был аттракцион - как в парке культуры и отдыха. Только оплаченный из бюджета и за очень большие деньги. На столичные власти даже подавали в суд за неэффективное использование бюджетных средств.
Линия работала с перерывами, вызванными авариями и пожарами. В полноценный транспортный режим работы монорельс смогли ввести только в 2008 году. В 2013 году он вошел в состав Московского метрополитена и вскоре стал обозначаться на картах как тринадцатая линия. Была введена бесплатная пересадка на другие линии метро.
Всего построено шесть станций: "Тимирязевская" (рядом с одноименной станцией Серпуховско-Тимирязевской линии метро), "Улица Милашенкова", "Телецентр", "Улица Академика Королева", "Выставочный центр" (поблизости от метро "ВДНХ") и "Улица Сергея Эйзенштейна". Общая протяженность - 4,7 км. Для линии разработали и произвели 10 составов.
Новый транспорт оказался удобен для работников телецентра Останкино, расположенного далеко от метро, и жителей домов по соседству, а также для обитателей улицы Милашенкова.
Я и сам частенько пользовался монорельсом, когда работал в Останкино - было удобно и приятно: в каждой поездке нотка эксклюзивности. Это ведь единственный монорельс в России.
Черный день монорельса наступил 16 сентября 2016 года. Открылась станция метро "Фонвизинская" на продлении Люблинско-Дмитровской линии метро с пересадкой на станцию монорельса "Улица Милашенкова".
Столичные власти заявили, что теперь большинство пассажиров монорельса отныне будут пользоваться метро и через несколько месяцев вернули монорельс в экскурсионный режим работы. Это сделало его полностью бессмысленным: работал только до 8 вечера с огромными интервалами. Совершать поездки на работу или по делам на нем было невозможно: пользование монорельсом превратилось в аттракцион с непредсказуемым временем ожидания.
Вскоре власти заявили, что монорельс планируется демонтировать, вместо него будет продлена трамвайная линия. К тому же от монорельса начали отказываться и в других городах мира. В том же Сиднее его разобрали. Он и в эксплуатации дОрог, и перевозит меньше людей, чем другие виды рельсового транспорта.
В ожидании демонтажа шли годы. И вдруг в октябре 2023 года случилось чудо.
Воскрешение монорельса
Автором сенсации стал Московский институт теплотехники, которому, согласно разосланной им новости, поручили проработать модернизацию монорельса.
Итак, что впереди?
1. В ноябре-декабре 2023 года планируется подписать концессионное соглашение о развитии монорельса. Иными словами, в проект включается частный инвестор.
2. В 2024 году запланированы ремонтно-восстановительные работы по подвижному составу и перевод монорельса из экскурсионного режима обратно в полноценный транспортный режим с выпуском на линию ежедневно 5-6 проездов.
3. До 2027 года - разработка и изготовление новых поездов с беспилотной системой управления, которые полностью заменят старые составы. Рассчитывают, что на трассе будет до 10 поездов без машинистов.
В общем обещают новый технологически прорывной проект в общественном транспорте столицы.
Впрочем, с монорельсом за его пеструю историю со взлетами и падениями случалось всякое. А вы верите в его новое воскрешение?
Напишите в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel