Найти тему

Монорельсу пообещали воскрешение

Оглавление

Первой линией столичного рельсового транспорта, работающей без машиниста, станет монорельс. Еще недавно уникальному средству передвижения грозили демонтаж и забвение, но в одночасье все изменилось. Теперь его обещают сделать образцом применения новых технологий. Сегодня поговорим о чудесном спасении монорельса в Москве.

Монорельс - уникальный вид транспорта для России. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Монорельс - уникальный вид транспорта для России. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Дорогая забава

Монорельсы во многих мегаполисах мира вошли в моду во второй половине XX века: они появились в Сиднее, Куала-Лумпуре и ряде других городов. Загорелся идеей и тогдашний столичный мэр Юрий Лужков.

Проектирование монорельса в столице началось в конце 1990-х. Было решено построить небольшую линию на севере Москвы в районе Останкино и ВДНХ. Стройка и запуск сопровождались многочисленными скандалами.

Новый вид транспорта оказался очень дорогим, и не приспособленным к российским климатическим условиям. Зимой составы, парящие над городом, попросту говоря примерзали.

Линию открыли в 2004 году в так называемом экскурсионном режиме: в дневные часы два состава с большими интервалами перевозили желающих покататься на чудо-поезде. По сути это был аттракцион - как в парке культуры и отдыха. Только оплаченный из бюджета и за очень большие деньги. На столичные власти даже подавали в суд за неэффективное использование бюджетных средств.

Линия работала с перерывами, вызванными авариями и пожарами. В полноценный транспортный режим работы монорельс смогли ввести только в 2008 году. В 2013 году он вошел в состав Московского метрополитена и вскоре стал обозначаться на картах как тринадцатая линия. Была введена бесплатная пересадка на другие линии метро.

Всего построено шесть станций: "Тимирязевская" (рядом с одноименной станцией Серпуховско-Тимирязевской линии метро), "Улица Милашенкова", "Телецентр", "Улица Академика Королева", "Выставочный центр" (поблизости от метро "ВДНХ") и "Улица Сергея Эйзенштейна". Общая протяженность - 4,7 км. Для линии разработали и произвели 10 составов.
Линия монорельса на схеме скоростного транспорта Москвы обозначена номером 13
Линия монорельса на схеме скоростного транспорта Москвы обозначена номером 13

Новый транспорт оказался удобен для работников телецентра Останкино, расположенного далеко от метро, и жителей домов по соседству, а также для обитателей улицы Милашенкова.

Я и сам частенько пользовался монорельсом, когда работал в Останкино - было удобно и приятно: в каждой поездке нотка эксклюзивности. Это ведь единственный монорельс в России.

Черный день монорельса наступил 16 сентября 2016 года. Открылась станция метро "Фонвизинская" на продлении Люблинско-Дмитровской линии метро с пересадкой на станцию монорельса "Улица Милашенкова".

Столичные власти заявили, что теперь большинство пассажиров монорельса отныне будут пользоваться метро и через несколько месяцев вернули монорельс в экскурсионный режим работы. Это сделало его полностью бессмысленным: работал только до 8 вечера с огромными интервалами. Совершать поездки на работу или по делам на нем было невозможно: пользование монорельсом превратилось в аттракцион с непредсказуемым временем ожидания.

Дорогой аттракцион. Хотя почему дорогой? По карте Тройка - 50 рублей. Фото: mos.ru
Дорогой аттракцион. Хотя почему дорогой? По карте Тройка - 50 рублей. Фото: mos.ru

Вскоре власти заявили, что монорельс планируется демонтировать, вместо него будет продлена трамвайная линия. К тому же от монорельса начали отказываться и в других городах мира. В том же Сиднее его разобрали. Он и в эксплуатации дОрог, и перевозит меньше людей, чем другие виды рельсового транспорта.

В ожидании демонтажа шли годы. И вдруг в октябре 2023 года случилось чудо.

Воскрешение монорельса

Автором сенсации стал Московский институт теплотехники, которому, согласно разосланной им новости, поручили проработать модернизацию монорельса.

Итак, что впереди?

1. В ноябре-декабре 2023 года планируется подписать концессионное соглашение о развитии монорельса. Иными словами, в проект включается частный инвестор.

2. В 2024 году запланированы ремонтно-восстановительные работы по подвижному составу и перевод монорельса из экскурсионного режима обратно в полноценный транспортный режим с выпуском на линию ежедневно 5-6 проездов.

3. До 2027 года - разработка и изготовление новых поездов с беспилотной системой управления, которые полностью заменят старые составы. Рассчитывают, что на трассе будет до 10 поездов без машинистов.

Здесь будут ходить поезда без машинистов к 2027 году. Так обещают. Фото: mos.ru
Здесь будут ходить поезда без машинистов к 2027 году. Так обещают. Фото: mos.ru

В общем обещают новый технологически прорывной проект в общественном транспорте столицы.

Впрочем, с монорельсом за его пеструю историю со взлетами и падениями случалось всякое. А вы верите в его новое воскрешение?

Напишите в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel

Все тайны метро в одной книге
Коллекция впечатлений
3 июля 2023
"Стал абсолютно бесполезен, а цена как такси комфорт": как испортили аэроэкспресс в Шереметьево
Коллекция впечатлений
26 октября 2023