АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление
В прошлой серии был собран компрессор высокого давления (КВД), сложены в один торт три десятка титановых деталей — барабанов, колец, направляющих и дисков:
Делаю последний штрих — ставлю заранее собранную заднюю часть вала КВД, прикручиваю титановыми гайками с контровочными чашками:
На этом валу нужно остановиться поподробнее, ибо он не так прост, как кажется — внутри него спрятан межвальный подшипник. Вот этот вал в целом виде, на дне запрятана гайка:
На заводе её отворачивают спецключом, специально под неё сконструированным, мне же приходится импровизировать — вырезаю четверть конуса, расконтриваю гайку, обжимая обечайку чашки отвёрткой, да отворачиваю гайку молотком, выколоткой и идиоматическими выражениями:
Как видно по забитым с обеих сторон зубьям гайки, я не сразу понял, правая там резьба или левая...
Теперь взглянем на чертёж, наш вал залит тёмно-синим:
Вал высокого давления — довольно жёсткая штука, это плотный «торт» из восьми ступеней компрессора и стоящая неподалёку, сразу за камерой сгорания, одноступенчатая турбина (ТВД). Поэтому этот ротор стоит лишь на двух подшипниках — шарикоподшипнике компрессора, собранном в третьей части, и роликоподшипнике турбины, его ролики на чертеже залиты красным и показаны красной стрелкой.
А вот ротор низкого давления, показанный светло-синим — довольно шаткого поведения: компрессор стоит в самом носу двигателя, турбина (ТНД) — за турбиной высокого давления, связывает КНД и ТНД длинный и тонкий вал. Поэтому что КНД стоит на двух подшипниках, что ТНД — на заднем (справа на чертеже, залит зелёным) и переднем межвальном (слева, тоже зелёный). То есть задняя часть вала турбины низкого давления опирается прямо на корпус двигателя, передняя — на вал высокого давления.
Естественно, к этому подшипнику подводится масло, чтобы через мгновения быть отведённым в виде горячей масловоздушной смеси. А для исключения её прорыва в проточную часть двигателя стоит наддуваемое воздухом графитовое уплотнение. Всё это крайне желательно показать на макете, для этого он и делается. Чтобы удобнее было зажимать вал — сперва надо снять внешний (красный на чертеже) подшипник с уплотнением:
Делается элементарно. Теперь, вынув кожух, в котором проходит вал НД, вижу и межвальный:
Вынимаю маслораспределительный стакан, следом — подшипник:
И ещё несколько деталей, что стоят за ним... Теперь можно пустой вал вжик-вжик-вжик:
Вал я развалил почти полностью, оставив лишь поясок с резьбой под гайку (показан стрелкой) — это и почти исключит уход размеров вала, и даст возможность закрутить гайку:
Внутрь поставлены на примерку подшипник и стакан графитового уплотнения.
Раз уж я раскопал вал — подшипник оставить в целости никак нельзя, разбираю и делаю вжик-вжик-вжик:
Замечательно входит!
И не рассыпается в собранном виде — значит, обеспечит вращение собранного двигателя:
Стакан уплотнения тоже пропиливается, после чего весь пакет ставится на место при помощи молотка и приспособления «найденная в куче металла случайная болванка»:
Немецкую АКПП, если помните, я тоже собирал с помощью похожих приспособлений:
Выглядит жутковато, но вращаться будет, я гарантирую это (забегая вперёд — вращается):
После этого пильнуть кожух вала и слегка пильнуть уплотнения внешнего подшипника — дело техники, и вот вал гордо возвышается над мотором:
Сверху набрасывается корпус камеры сгорания, в котором стоит подшипник ТВД:
О резке корпуса камеры я рассказывал в отдельном посте:
Следом в корпус устанавливается жаровая труба и сверху кладётся для примерки корпус соплового аппарата турбины:
Из-за резки его здорово повело — видно, что если совместить фланцы слева, то справа они разъезжаются миллиметров на 8. Чую, будет весело... Но сперва закончим с камерой сгорания — распилим и поставим форсунки. Это уже в шестой части, до встречи на болгарке!
А чтобы не пропустить новые статьи об авиации, рельсовом транспорте и другой технике — можно заглядывать в наш общий Телеграм-канал: